Руслан Шапорин: «Надо много трудиться»Известный омский актер и режиссер о премьерной постановке в ТЮЗе, творческих союзах и умении трудиться.
«Буря» в конце зимы – Руслан, несколько дней назад состоялась премьера спектакля «Буря», поставленного вами на камерной сцене Омского ТЮЗа. Почему вы выбрали именно это малоизвестное произведение Вильяма Шекспира? – Этой пьесой я жил последние лет пять-шесть. Идея поставить спектакль появилась давно, я внутри себя ее медленно разминал – то уходил в другую работу, то снова возвращался. Появилась такая возможность сделать историю с элементами пластики, музыки, масочного театра. И тут в моей голове всплыла «Буря», и я подумал: «А почему нет?». Поделился идеей с худруком ТЮЗа Владимиром Александровичем Золотарем, он говорит: «Давай, попробуй». И мы начали. Большой истории постановок эта пьеса не имела. Особенно мало к ней обращались у нас в стране. – Кто-то ее называет даже заколдованной из-за того, что она плохо поддается переносу на сцену, сопротивляется режиссерским трактовкам и концепциям. – Но именно в «Буре» переплетены причудливым образом сюжеты почти всех пьес Шекспира. Это и «Сон в летнюю ночь», и «Ромео и Джульетта», и «Король Лир», и другие. Пьеса была написана в 1611 году и сразу поставлена шекспировской труппой в театре «Глобус». И хотя ее относят к волшебным пьесам, в основе лежит реальное событие – кораблекрушение, случившееся в 1610 году у Бермудских островов, а эти берега слыли населенными демонами и злыми духами. В спектакле заняты в основном молодые артисты ТЮЗа, одну из главных ролей исполняет заслуженная артистка России Марина Журило. – Актер – профессия зависимая. Не в этом ли причина того, что у вас всегда есть занятие, где вы свободны от ока смотрящего? – Возможно, это происходит подсознательно. Заниматься режиссурой мне уже давно гораздо интересней. Но актерскую профессию я не оставляю, потому что существуют спектакли, которые мне дороги, интересны, мне нравится в них работать. А по большому счету, я мечтаю о том, что когда-нибудь найду пространство для своего театра, дом, но пока все в бродячем состоянии. Хочется многое успеть сделать. Чтоб не пропасть поодиночке – В 2010 году вы вместе с единомышленниками создали ОДЭ-театр… – Дело в том, что Омский драматический экспериментальный театр – это команда, люди, которые работают со мной. Конечно, в определенный момент мы столкнулись с тем, что нам нужна база. Даже не сцена, ее можно взять в аренду, а именно пространство, в котором можно сочинять. ОДЭ-театр – это очень долгая история. Вначале была создана Омская творческая ассоциация «Огненный дракон», а ОДЭ-театр, фестиваль «Ноябрь. Всюду жизнь», ОДЭ-мастерская – это такие маленькие дракончики, всполохи «Огненного дракона». – Но одному трудно управиться с таким проектом. – Моя правая рука – это артист театра драмы Олег Теплоухов. Мы дружим более 19 лет. Олег является арт-директором ОДЭ-театра. – А почему для вас так важен эксперимент? – Это способ разрушения собственных коридоров или открытие новых. Для большинства существует стереотип театрального мира, восприятия театра. Умные люди используют опыт других – пропускают через себя и открывают что-то новое. В этом суть эксперимента. Я пытаюсь в ОДЭ-мастерской вместе с ребятами находить новые способы пробуждения зон фантазии, свободы восприятия жизни. Обучая других, обучаешься сам. Искусство будоражить – Однажды вы сказали: «Театр должен будоражить». А зритель, подчас изнуренный обыденной жизнью, готов ли к такому процессу? Может быть, ему просто хочется отдохнуть? – Тут дело в том, какой смысл мы вкладываем в слово «будоражить». Театр – это чувственная история. Иначе зачем человеку туда идти? Он ведь может и кино посмотреть, там тоже есть картинка, хорошая игра актеров. Но там нет чувственной сцепки между зрителем и экраном. А в театре есть диалог, то есть чувственный контакт между артистом на сцене и зрителем в зале. Хороший артист всегда выходит, чтобы поделиться чем-то с миром. Если это цепляет, если зритель открывает для себя что-то новое, то это и есть «будоражить человека». Искусство должно всегда будоражить, иначе это не искусство. – Руслан, кто ваши учителя? – Многому меня научил мой мастер Владимир Александрович Рубанов, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Он был худруком Омского ТЮЗа, моим педагогом. Я учился у него на курсе. А потом пришел в театр, и началась другая учеба. Беру что-то новое от каждого режиссера, от каждой новой работы. Учат книги, фильмы, друзья. Общение и дружба с художником Дамиром Муратовым – просто кладезь. Уметь учиться и уметь трудиться – дело трудное, но очень важное. – Есть ли в вашей актерской биографии роль, которую вы играете много лет и которая вместе с вами развивается? – Роль живет вместе со спектаклем: развивается спектакль, развивается и роль. Она не может быть вечной. Отжив свое, она уходит. – Предположим, вы не согласны с тем, как видит ваш образ режиссер. Как вы выходите из таких ситуаций? – Иногда бывает очень трудно. Но пытаюсь понять, чего он хочет, в чем суть истории, которую мы играем. Ну а капризы на уровне «не буду так делать», это не мое. Я сам занимаюсь режиссурой и режиссера вытравить из себя, занимаясь актерской профессией, очень сложно. – А награды для вас что-то значат? – Конечно. Они, как вершки в жизни. Если что-то делаешь и нет обратной связи, как бы теряешь ориентир. В детстве я получал похвальные грамоты в школе, это было очень приятно и мне, и моим маме с папой. Думаю, что все награды важны именно для родителей. – Однажды вы признались, что любите ездить к родителям в деревню, что для вас это самый лучший отдых. – Я и сейчас езжу. Мама с папой живут в 150 километрах от Омска, в Москаленском районе. Я мечтаю перевезти их поближе к городу. Взрывной, как Сирано – Кто вам ближе как человеку – лермонтовский Печорин или маленький человек Чехова? – Ни тот, ни другой. Но если выбирать из этих двух, то, скорее, Печорин. – А если назвать свой образ… – Сирано де Бержерак. Я играю эту роль в одноименном спектакле академического театра драмы. Роль очень сложная, но тем и интересная. «Сирано де Бержерак» – пьеса в стихах, а работать с поэтическим материалом приходится нечасто. Но главное – это психологически сложный образ Сирано, движение от сарказма к трагизму. Я такой же взрывной и бешеный, как он. – Какое произведение искусства произвело на вас сильное впечатление? – Я люблю стильное кино, артхаус. Подсел недавно на английские сериалы, не попсовые. Смотрю по ночам, до самого утра, когда есть возможность. Меня даже не сам сюжет интересует, а детали: как сняли, с какого ракурса. Сесть с книжкой, почитать для души, пока не получается. Читаю только профессиональную литературу. Большое впечатление произвел спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» с Александрой Урсуляк в главной роли. – Руслан, в Омске много талантливой молодежи? – Много. Но они в большинстве своем либо замкнулись в своем кружке, либо попросту нерешительны. Художники, поэты, актеры, музыканты вращаются каждый в своей тусовке. Одной из задач нашего фестиваля «Ноябрь. Всюду жизнь» было узнать, кто есть кто. Кто рисует, кто пишет стихи. В Омске много хороших, творческих людей. Создание творческой ассоциации «Огненный дракон» – это шаг к их объединению, чтобы они знали друг друга. Мы, как большой продюсерский центр. Молодые люди сегодня не такие, какими были мы в их возрасте. У них больше объем информации. Они мудрее, потому что существуют в бешеном ритме. Хотя если оценивать по результатам ЕГЭ, то возникают вопросы. – Очень часто можно слышать, что в Омске ничего не происходит и поэтому молодые люди уезжают. – Уезжают обычно за лучшими материальными условиями. Раньше, возможно, был период вакуума. Сейчас существуют социальные сети, которые помогают ориентироваться в творческом пространстве, каждый день куда-то приглашают. Литературный баттл, «Дача Онегина», в киновидеоцентре создали лофт «КВЦ», институт сервиса много делает. Да, у нас сложные климатические условия, сейчас еще добавились экономические. Но это и заставляет думать и работать самому. ДОСЬЕ "ОП" Руслан Елисеевич Шапорин, актер, режиссер, педагог.В 1999 году окончил студию при Омском ТЮЗе (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ В. А. Рубанова).С 1999 по 2002 г. – артист Омского ТЮЗа, с 2002 г. – артист Омского академического театра драмы.Занят в спектаклях «Mamma Roma», «На чемоданах», «Метод Грёнхольма», «Сирано де Бержерак», «Лжец», «Игроки», «Поздняя любовь» и др.С 2005 по 2010 г. – режиссер-постановщик Омского драматического Лицейского театра, где поставил пять спектаклей: «Команда» С. Злотникова, «Вольные псы» по повести К. Сергиенко, «Ладо мое» по мотивам «Снегурочки» А.Н. Островского, «ОнОна», «Еще раз про любовь» Э. Радзинского.В 2010 основал Омскую творческую ассоциацию «Огненный дракон».Как режиссер принимал участие в работе Омской международной лаборатории современной драматургии при Омском академическом театре драмы, с эскизным спектаклем «Тирамису» участвовал в программе «Маска+» Национального театрального фестиваля «Золотая маска».
|