Один из первых авторов нашей газеты Юрий Сопов погиб в 22 года.
Забытый поэт
На фотографии из семейного архива – красивый юноша, с аккуратной прической на косой пробор, по-детски пухлыми губами и выразительным, немного тревожным взглядом, устремленным вдаль. Это омский поэт Юрий Сопов. Куда он пристально смотрит? В неясное будущее?
История нашей газеты – это и история русской литературы XX века. Георгий Вяткин, Павел Васильев, Леонид Мартынов, Роберт Рождественский, Тимофей Белозеров, Сергей Залыгин – эти и многие другие имена поэтов и писателей встречаются на страницах газеты. А иным она дала путевку в творческую жизнь, опубликовав первые поэтические строки. Среди них надолго забытый молодой поэт Юрий Сопов, жизнь и творчество которого широкому кругу читателей открылись только несколько лет назад.
Во втором номере газеты «Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов» 11 марта 1917 года было опубликовано стихотворение «Привет» 20-летнего автора. С этой газетой, от которой ведет свою биографию «Омская правда», Юрий Сопов активно сотрудничал и в 1918 году. А в 1919-м, в 22 года от роду, погиб во время взрыва в доме Батюшкина, где служил офицером в охране А. В. Колчака. Это белогвардейское прошлое стало причиной забвения имени яркого, многообещающего таланта на долгие годы. Автор книги «Дожить до сентября. Судьба поэта Юрия Сопова» – профессор, доктор исторических наук Анатолий Штырбул признался, что он впервые узнал о поэте еще в студенческие годы. Но тогда исследование колчаковского периода омской истории не поощрялось, а Юрий Сопов был запретной фигурой как белогвардеец. Спустя годы ученый вернулся к поиску материалов о поэте и нашел около 50 стихов Юрия Сопова, восстановил факты его короткой биографии, в результате чего появилась книга о поэте.
Влюбленный в Артюра Рембо
Юрий Сопов в действительности был Петром, Петром Ивановичем Соповым. Бывает, что, выбирая литературный псевдоним, меняют не фамилию, а имя. Так и в этом случае. По отцу поэт – потомок сибирских казаков, по матери – дворян, чья родословная идет от князей Бестужевых-Рюминых. Петр был старшим из пятерых детей в семье. Ребенком родители увезли его на Китайско-Восточную железную дорогу, где отец получил работу. В Омск он вернулся в 14 лет – к бабушке, чтобы окончить гимназию и выбрать профессию. К родителям на КВЖД вместе с братом Георгием ездили на каникулы. Это были путешествия на поездах через Сибирь, Забайкалье, Маньчжурию, и впечатления от картин величавой природы воплощали в стихотворные строки.
Петр поступил в Омское землемерное училище, для которого в 1911 году было построено эффектное здание в стиле модерн (ныне здание общежития аграрного техникума на ул. Орджоникидзе, 14). Профессия землемера была престижной и чрезвычайно востребованной в разгар переселенческого движения из Центральной России в Сибирь. Но Петр Сопов больше увлекался не своей будущей практичной профессией, а поэзией. Он был влюблен в образ и стихи Артюра Рембо, посвятил поэму любимому поэту:
Стихи изумрудными птицами
Прилетали к нему ночами
И пели странные песенки
С капризным
нервным напевом…
О художниках кисти ли, слова порой говорят: не повезло со временем. Юность поэта Юрия Сопова – это война, две революции, смена общественного устройства, неразбериха в мыслях. Умонастроение поэта – в его стихах. В поэтических строчках Сопова трудно найти приверженность какой-то политической идее, тем более партии. Он написал в 1915 году:
Я – мечтатель-поэт;
я всегда в полусне.
Мир волшебно-прекрасных
видений
Мне понятен легко
и доступен вполне:
Я живу посреди сновидений.
Таким мечтателем, почитателем «чистого искусства», он оставался до конца своей жизни. Был лириком с прекрасным чувством слова, фантазийными образами, проникновенной интонацией. На политические темы почти не писал. Только резко отозвался на разгон Учредительного собрания:
Все святое забыто.
Стала мифом свобода...
Потом поучаствовал в создании при Колчаке своего варианта «Сибирского гимна», который не был принят. И написал весной 1919 года стихотворение «Призыв», зовущее в крестовый поход против большевизма.
Но при этом в 1918 году Юрий Сопов постоянно публиковался в газете Советов «Известия», закрытой, когда Омск стал белой столицей. Привела ли его в редакцию эйфория, охватившая демократическую интеллигенцию Омска в 1917 году? Или только желание писать и печататься? Ведь поэт сотрудничал с газетами разных, даже противоположных направлений. Юрий Сопов, несомненно, был романтиком: «Я – золотистый рыцарь, жизнь посвятивший мечте… «Светлый луч во мраке» – девиз на моем щите» – его программное стихотворение.
Гуманитарий с дипломом землемера
Начинающему поэту нужна среда, сообщество единомышленников. Он нашел его в доме омского возмутителя спокойствия Антона Сорокина. Сорокинский литературный кружок посещали как маститые авторы (например, Георгий Вяткин), так и молодые литераторы. Всеволод Иванов, вспоминая об этом кружке, дал характеристики литераторам. О Юрии Сопове написал: «суровый, саркастический». Нежнейший поэт-символист производил и такое впечатление. Юрию Сопову симпатизировали поэты Георгий Маслов, Сергей Ауслендер, руководивший в Омске другим творческим кружком «Единая Россия», который тоже посещал Юрий Сопов.
Юрий Сопов подружился с Игорем Славниным, чье, по свидетельству Антона Сорокина, «оригинальное творчество… имело на Сопова хорошее влияние». Оба молодых поэта часто печатались в первых советских газетах Омска. В марте – мае 1918 года в «Известиях» было опубликовано семь лирических стихотворений Юрия Сопова. А кроме того – около двадцати материалов на темы искусства, рецензий на спектакли Городского театра. Для журналистских заметок он придумал себе новые псевдонимы: Игрин, Игрич. Иногда подписывался инициалами И. С. С юношеским максимализмом защищал театр от кинематографа, который виделся автору «средством развращения народа».
А работал Юрий Сопов с мая 1918-го по февраль 1919 года в библиотеке им. Пушкина и остался в истории главной библиотеки области как активист профсоюза и «один из пионеров по объединению библиотечных работников в Сибири». Диплом землемера не пригодился, он был чистым гуманитарием.
За полгода до своей гибели Юрий Сопов женился на сотруднице «Пушкинки» Пелагее Соломиновой.
«Поэты бессмертны»
В феврале 1919 года Сопов был мобилизован и определен на ускоренные курсы в Омскую школу прапорщиков. Через полгода он написал:
На мое плечо упала
снежинка – это
Вам Господь-Вседержитель
Пожаловал меня в офицеры.
Служба в личном конвое А. В. Колчака всем казалась намного безопаснее фронта.
Что же произошло в резиденции Верховного правителя России 25 августа 1919 года? Официальная версия: взорвались боеприпасы рядом с печкой. Колчака в резиденции не было. По слухам же, взрывчатка была заложена внутри печки в ожидании, когда ее затопят. Если это происшествие было не случайностью, а попыткой теракта, то кто за ним стоял? Большевистское подполье было слабо после разгрома. Профессор Анатолий Штырбул предполагает, что была возможность попытки физического уничтожения Колчака эсерами, недовольными отсутствием демократизма у диктатора. Есть свидетельства о тайной ячейке алтайских эсеров и поступлении их в охрану Колчака. Мог ли быть Юрий Сопов причастен к эсеровскому подполью? Эсерам сочувствовал друг-поэт Игорь Славнин. И последние стихи Юрия Сопова проникнуты печальным предчувствием беды. Но во всех воспоминаниях отмечается аполитичность Юрия Сопова. Взрыв в резиденции Колчака до сих пор остается неразгаданной загадкой.
Его не было уже в живых, а газеты продолжали публиковать стихи Юрия Сопова. Воспоминаний же о поэте осталось мало. И этому есть объяснение. В середине 20-х годов по инициативе Леонида Мартынова группа сибирских литераторов задумала увековечить память погибших поэтов и включила в «Альманах мертвецов» стихи Юрия Сопова, Георгия Маслова, Игоря Славнина и даже петербуржца Николая Гумилева. Этот сборник в 1932 году стал вещественным доказательством в деле «Сибирской бригады». После ссылки Леонид Мартынов никогда не вспоминал Юрия Сопова.
В некрологе Георгия Маслова на смерть Юрия Сопова есть проникновенные и пророческие слова: «Да, поэты бессмертны, и для нас тихие речные излучины, поросшие камышом и лилиями, легкая лодка, удочка и карабин навсегда сплелись со стихами Юрия Сопова. Мы будем его слушать
…В вечернем шуме,
В таинственных вздохах
речного ветра».
А сам Юрий в поэме «Артюр Рембо» написал, как будто предугадывая свою судьбу, забвение и возвращение имени и стихов:
Негры сказали: «Рембо умер».
Но это неправда:
поэты бессмертны.
Стихи Юрия Сопова
Какому Богу молиться?
По какому пути идти?..
То, что в России творится, -
Где еще можно найти?
Факел знанья потушен.
Храм свободы разрушен.
Распята правда снова.
Все святое забыто.
Стала мифом свобода.
Топчут в пыли копыта
Волю всего народа.
Ужаса черная птица
В жилах кровь леденит…
Какому Богу молиться,
По какому пути идти?.
8 января 1918 г.
Я люблю этот блеклый сентябрь,
Эти дымно-лиловые дали;
На заливах вечернюю рябь,
На опушке дыханье печали.
Этих веток надломленный хруст,
Этих желтых оврагов пологость
Затаили пугливую грусть
И какую-то жуткую строгость…
А тоска улетающих птиц
Так наивно-проста и певуча,
Что невольно роняют с ресниц
Тусклый жемчуг бессильные тучи.
1919 г.