Хранители истории

Хранители истории

Дата публикации 22 марта 2016 18:40 Автор Фото Евгений Кармаев

Журналист «ОП» осваивал профессию архивиста.

«Письма прилежно собирать…»

Так уж получилось, что когда-то, будучи студентом-историком Новосибирского госуниверситета, мне пришлось несколько лет работать с архивными материалами, вдыхая «пыль столетий». Было очень интересно открывать старинные документы и узнавать о событиях, произошедших много-много лет назад, упоминания о которых не попали в учебники. В такие моменты я ощущал себя настоящим исследователем, который из «темноты веков» добывает новые интересные факты истории своей страны.

Именно тогда я впервые столк­нулся с сотрудниками архива – архивариусами, или, как сейчас надо более правильно говорить, архивистами. Вообще слово archivarius означает «начальник архива», и в России должность архивариуса появилась в 1720 году благодаря Петру I, который издал указ о создании системы организации государственных учреждений и назначил чиновников, которым надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…». Кстати, их еще называли актуарисами, но постепенно, со становлением архивоведения как самостоятельной научной дисциплины, слова «актуариус» и «архивариус» стали постепенно вытесняться из лексикона словом «архивист».

– Часто в представлении обывателей сотрудник архива – женщина, которая сидит у полок с делами и выдает документы по запросам. Это понятие о нашей работе совершенно не соответствует действительности. Такое может быть в небольшом ведомственном архиве, хотя и там архивист следит за правильностью подачи документов, сроками хранения, проводит их научно-техническую обработку, отбирает фонды для передачи в областной архив на постоянное хранение, – пояснила начальник отдела использования и публикации документов БУ «Исторический архив Омской области» Людмила Огородникова. – У нас же совершенно другой ритм работы, совершенно другой объем, потому что государственные архивы являются научно-исследовательскими учреждениями. И мы занимаемся не только хранением документов, но и их исследованием.

Людмила Ивановна стала первым моим наставником в нелегком деле освоения профессии архивиста, начав знакомить с азами деятельности сотрудников Исторического архива Омской области. Как выяснилось, для такой работы требуется высшее образование, получаемое в отделениях архивоведения либо документоведения, или на историческом факультете, так что мне было немного легче, учитывая наличие специальности историка.

Память предков

На столе целая пачка запросов на самые различные темы, которые, между прочим, реально «мешают» сотрудникам архивов плотно заниматься исторической работой, но востребованность архивных данных растет год от года и поэтому это стало частью их повседневной деятельности.

– Запросы касаются каких-то известных и неизвестных людей, документов государственных органов, генеалогии. Причем люди интересуются своими предками все больше и больше, независимо от их социального статуса, есть запросы и от научных работников, администраций районов, которые издают книги по истории своего края и т. д., – рассказывает Людмила Огородникова, пока я пересматриваю заявки от граждан и организаций, чтобы выбрать запрос для обработки.

Сначала архивист начинает работу с базами данных, поскольку основное исследование по уточнению родословной идет по метрическим книгам. Для этого в архиве подготовлен справочник по метрическим книгам всех религиозных конфессий, именно с него и начинается выяснение – к какому приходу относилась деревня, указанная в запросе. Затем гражданину предлагается оплатить работу по сбору генеалогической информации, после чего начинается просмотр метрических книг, существующих уже в электронном виде, за определенный промежуток времени.

Кстати, дело это непростое, ведь записи делались старославянской скорописью, но этому архивистов и учат в вузах. Я тоже попробовал читать некоторые документы, но, несмотря на то, что изучал когда-то и глаголицу, и кириллицу, понимал в документе только отдельные слова.

– Помогает только практика работы с подобными документами, так что со временем все читается свободно, – улыбнулась Людмила Ивановна, «расшифровав» для меня часть исторического документа, которых, как оказалось, в региональном архиве около двух миллионов. – Архивы для того и существуют, чтобы обеспечить общество ретроспективной информацией. Существует номенклатура дел – постоянного хранения, которые пойдут в архив, и временного срока хранения, и с ними идет та или иная работа, иногда и не знаешь, что понадобится. Сейчас, например, к нам обращаются люди, которым необходимо сделать российское гражданство, и получение данных, что их родители проживали у нас в области, в этом им помогает. Но, к сожалению, не все подобные документы сохранились.

Пыль веков

Когда мы зашли в читальный зал архива, я немного поразился тому, что здесь работало всего несколько человек, при этом большинство выискивали сведения о своих родственниках, живших в XVIII-XIX веках. А где же студенты истфаков и научные работники?

– Раньше студенты, аспиранты и даже будущие доктора исторических наук к нам обращались постоянно для сбора информации по научным работам, дипломам. Сейчас же студентов практически нет, аспиранты тоже «забыли» дорогу к нам, что является довольно странным, – говорит Людмила Огородникова. – Возможно, дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации пишут на основе данных других архивов или берут сведения только в Интернете, хотя, как можно обойтись без первоисточников, мне непонятно. Так что сейчас вы видите в читальном зале только тех, кто восстанавливают свою родословную, просматривая на экране компьютера необходимые им метрические книги и другие фонды.

Кстати, пахнущие пылью веков подлинники документов выдаются только в исключительных случаях – фонды отсканированы и предоставляются в электронном виде. Хотя еще несколько лет назад хранители фондов привозили те же метрические книги целыми тележками, и ученым приходилось сдувать с папок «пыль веков» перед изучением очередного исторического документа.

Прикоснуться к прошлому

И вот мы в святая святых архива – хранилище фонда документов дореволюционного периода, где я наконец-то получил возможность подержать в руках уникальный документ, который датируется 1722 годом.

Ничего подобного в стране нигде больше нет – это метрическая книга, которую ввели в церквях по новой форме, в соответствии с указом Петра I. Открываю страницу огромного тома метрической книги церкви святой великомученицы Параскевы в Таре, где первая запись, которую я с трудом разобрал, касается рождения «казака Ивана Казанцева сына Еремея».

Рядом со мной стоит хранительница этого фонда Татьяна Курьята, которая передала мне эту книгу, а затем вновь аккуратно положила ее в коробку на полке мобильного стеллажа, которых в хранилище несколько десятков, ведь здесь находится более 70 тысяч исторических документов. Для их сохранности в помещении поддерживается определенная температура и влажность, есть специальная система пожаротушения при помощи газа.

Став моим вторым наставником в архивном деле, Татьяна Курьята пояснила, что найти документ довольно просто – на каждом есть шифр, который помогает понять, где он располагается, и после этого ознакомила меня с основами топографирования в архивных хранилищах.

Так я узнал, что каждый стеллаж оборудован топографическими указателями и есть фондовый каталог, пронумерованы шкаф и полки, что и позволяет быстро находить нужные документы. Хранитель фонда обеспечивает не только их сохранность, но и занимается выдачей материалов пользователям и сотрудникам архива при необходимости ответа на тот или иной запрос, а также при проведении научной и методической работы. Следят здесь также за состоянием документов, отправкой их при необходимости на реставрацию в лабораторию. Для этого регулярно делают проверку особенно ценных и уникальных фондов дореволюционной поры.

По мнению Татьяны Курьяты, профессия архивиста все-таки, наверное, женская, ведь нужны терпение, внимание, усидчивость и даже некоторая скрупулезность.

– Но наша работа действительно важна и нужна – мы сохраняем документы, которые рассказывают о нашей истории и людях, которые ее творили, так что мы не просто хранители фондов, мы – хранители истории, – считает Татьяна Курьята.


ФАКТ: Метрическая книга 1722 года – старейшее издание, сохранившееся в омском историческом архиве.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...