Михаил Окунев: «Актер – это наивный человек»

Ведущий артист академического театра драмы о премьерном спектакле, святости сцены и пороках, которые простит.

На минувшей неделе в Омской драме состоялась премьера спектакля Incognito по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Роль Городничего в нем исполнил Михаил Окунев. Наш корреспондент встретился с актером сразу после премьеры.

Молитва на сцене

– Михаил, вы пришли в Омский академический театр драмы в 1989 году. Каким вы его застали?

– Это было время, когда всюду происходили перемены, и в театре в том числе. Омскую драму принял новый директор Борис Михайлович Мездрич, новым главным режиссером был приглашен мой учитель Вячеслав Всеволодович Кокорин. Омская труппа всегда была хорошо подобрана, но на тот период не хватало молодежи, и директор с главным режиссером решили ее добрать в труппу. Тогда пришли 6 – 8 молодых ребят, и мы с Ириной были в их числе. Омская драма всегда была сильным театром. Тогда еще работали великие актеры Елена Ивановна Псарева, Елена Александровна Аросева, Борис Михайлович Каширин, среднее поколение – Юра Ицков, Сергей Лысов. Это был очень интересный период. Страна стала открываться. Приглашались режиссеры из-за рубежа. Борис Мездрич пригласил Изабеллу Цивиньску, которая принялась за постановку спектакля «Тартюф» по Мольеру. И пока она репетировала в Омске, в Польше ее назначили министром культуры. Изабелла уехала, а спектакль доделывал Вячеслав Всеволодович Кокорин. С «Тартюфом» и «Московскими кухнями» мы тогда впервые выехали за рубеж. Были в Польше, Германии, через год поехали в Америку.

– Хорошее было время.

– Это было не просто хорошее время. Это было новое время для театров, потому что до этого за рубеж выезжали лишь некоторые коллективы из Москвы и Ленинграда. А чтобы поехал театр из провинции, такого почти не было. Но у нас это получилось. У нашего театра было очень много зарубежных проектов. Это и постановки европейских режиссеров Паоло Ланди и Генриха Барановского, и спектакль с японской актрисой и русским актером.

– «Женщина в песках». Спектакль режиссера Владимира Петрова с Араки Кадзухо и Михаилом Окуневым в главных ролях. Все трое в 1997 году стали лауреатами премии «Золотая маска».

– Четвертая «Маска» была у Елены Ивановны Псаревой, «За честь и достоинство». Спектакль «Женщина в песках» Кобо Або стал проектом, интересным не только для Омска, но и для всей театральной России. Что интересно, ведь спектакль задумывался как разовая акция. Предполагались Дни культуры Японии в Омске, и «под них» решили сделать вот такой спектакль. Художник Роо Мацусита предложил эскиз декораций на малую сцену. Тогдашний главный режиссер театра Владимир Сергеевич Петров его одобрил. Для работы пригласили японскую актрису и русского актера. Не предполагалось играть этот спектакль долго, поскольку все было сложно: мы – здесь, актриса – в Японии. Но тем не менее проект решили не бросать, и Араки-сан, исполнявшая роль Женщины в этом спектакле, приезжала в Омск дней на десять, играла и уезжала обратно. С «Женщиной в песках» мы ездили на гастроли в Японию, принимали участие во многих международных фестивалях. Играли мы его долго, до 2001 года.

– В марте этого года исполнилось 20 лет вашей «Золотой маске».

– Время бежит быстро. И многих людей, кто был рядом, уже нет в живых. Вспоминаю то время и с благодарностью, и с грустью. Помню, как впервые увидел Бориса Михайловича Каширина на сцене во время репетиции. Он говорил так тихо, что, стоя рядом, я его не слышал. «Господи, – подумал я, – ведь и зрители его не услышат». Когда начался спектакль, перешел в зрительный зал, на последний ряд, и удивился тому, что Каширина было слышно лучше всех. Это было чудо! Потом я понял, что Борис Михайлович подобрал такой тембр звучания, что его пронзительность пробивала зал насквозь. А Елена Ивановна Псарева! Как не придешь на спектакль – премьерный или сотый, – всегда за полчаса до начала застанешь ее на сцене, в темноте. Она просто сидела и молчала. Как будто молилась.

Incognito из Омска

– На пресс-конференции, посвященной премьере спектакля Incognito, поставленной по пьесе Николая Гоголя «Ревизор», режиссер посоветовал смотреть его несколько раз.

– Потому что спектакль растет. Уже вторую премьеру играли по-другому, нежели первую. Невозможно такую машину, как Incognito, сыграть на первом зрителе. Обязательно нужно посмотреть десятый спектакль.

– Что вас привлекло в работе с режиссером Анатолием Ледуховским? Не страшно ли было браться за роль Городничего?

– Страха не было по одной простой причине: Анатолий Ледуховский хорошо известен не только в России, но и во всем мире. Поставил около 70 спектаклей, 20 лет преподает в ГИТИСе на факультете режиссеров-сценографов. В нашем театре 11 лет назад Анатолий Владимирович поставил спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня». Сомнений в том, что Ледуховский будет предлагать свой вариант прочтения пьесы «Ревизор», не было. И это всегда интересно. Кроме изменения финала пьесы, были предложены и стиль существования, и уверенность в том, что режиссер не просто пробует, а уже знает, чего хочет. Он не знал, что получится в итоге, но в каком направлении идти, был уверен. Работать с таким режиссером легко и приятно. Была единственная неуверенность: сумеет ли театр сделать такую масштабную работу за два месяца.

– Это совсем небольшой срок.

– Возможно, нам не хватало всего лишь недели, но планы есть планы. Мне хочется верить, что у спектакля Incognito будет большая интересная жизнь, в том числе и фестивальная. Удивительно, как наш сегодняшний день узнаваем в каждой строчке, написанной 200 лет назад. Двести! Абсолютное попадание в точку. Это гениальность автора, Николая Васильевича Гоголя.

О кино – без эйфории

– Одна из ярких сторон вашей творческой жизни – это работа в кино. С чего все началось?

– Все получилось случайно. Во время очередного фестиваля «Золотая маска» я познакомился с режиссером Ваней Вырыпаевым, он тоже ученик Вячеслава Кокорина. В то время Иван как раз занимался подбором актеров в свой фильм «Эйфория». Пообщались минут десять-пятнадцать и разбежались, а когда я уже приехал в Омск, он позвонил мне и предложил прочитать сценарий. Сразу предупредил, что никогда не снимал кино, что это его первая работа. Сценарий мне понравился. Я съездил на пробы. Все получилось. И вот так я впервые снялся в фильме. А дальше один проект стал цепляться за другой.

– И получилась фильмография.

– Это достаточно сложно – работать в репертуарном театре и сниматься в кино. У нас большая занятость, поэтому выезжать из Омска и сниматься непросто. Поэтому пока никуда не езжу, хотя предложения периодически возникают.

– Мне как дилетанту интересно: есть разница между съемками в полнометражном художественном фильме и сериале?

– Разница заключается в специ­фике работы. Сериал делается быстрее, чем полный метр. У создателей сериалов времени на работу меньше. Для сравнения: мы снимали в «Эйфории» за 12 часов смены две минуты эфирного времени, а в сериале – это примерно минут двенадцать в смену. Все зависит от финансирования, аренды и еще много чего. Сериал – это американская система. Режиссура, написание сценария, озвучивание, монтаж – за все отвечают разные люди. Причем первые восемь серий могут создавать одни, а остальные восемь – другие. Но ответственности за общую работу никто не несет. Есть только продюсер, который финансирует все это. В полномет­ражном художественном фильме режиссер присутствует всегда, и он за все отвечает.

Разные профессии

– Михаил, а вы не пробовали преподавать?

– У меня был очень хороший учитель – Вячеслав Всеволодович Кокорин. И как ему удавалось совмещать преподавание и работу в театре, я не знаю. Он работал по 24 часа в сутки. Я думаю, что если заниматься детьми, преподаванием, то на это должно уходить все время. Для этого нужно уходить из театра. Но еще хочется в свободное время уделить внимание семье или побыть одному. Я, например, очень люблю природу.

– Многие актеры переходят в режиссуру...

– Тоже не мое. Считаю, что режиссер и актер – это две разные профессии. Одна мешает другой. Режиссер, на мой взгляд, должен быть головастиком – от слова «головастый», а актер – это наивный человек. Как говорит Гоголь в «Ревизоре»: а мне так кажется, что в некоторых случаях много ума хуже, чем бы его совсем не было.

– Есть пороки, к которым вы чувствуете наибольшее снисхождение?

– Есть. К трусости, например. В природе так заложено, что человек должен чего-то бояться. К глупости. В стадии влюбленности человек абсолютный глупец. Такой порок, как эгоизм, в нас во всех присутствует. И когда человек поступает эгоистично, думаю, за это его можно простить.

– Михаил, список сыгранных вами ролей просто впечатляет. Это герои из пьес Вампилова, Горького, Чехова, Шекспира. А есть мечта о еще не сыгранной роли?

– Нет, такого нет. Я, видимо, из тех актеров, которые начинают работу над ролью, когда она уже стоит в распределении. Роль есть, я над ней работаю. А что толку мечтать, если нет спектакля? 

Досье «ОП»:

Михаил Александрович Окунев, артист театра и кино. Родился 18 декабря 1960 года в городе Шадринске Курганской области. Окончил Иркутское театральное училище по специальности «актер драматического театра».
Работал в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова. Актер Омского академического театра драмы 
(с 1989 г.). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1997). Заслуженный артист России (1998). Снялся в фильмах «Эйфория», «Одна семья», «Круиз», «Мишень», «Мент в законе», «Точка взрыва», «Рок-н-ролл под Кремлем». Сыграл более 30 ролей в театре, среди которых Лаэрт («Гамлет» 
У. Шекспира), Колесов («Прощание в июне» А. Вампилова), Актер («На дне» М. Горького), Прозоров («Три сестры» А. Чехова), Шприх («Маскарад» М. Лермонтова), Суслов («Дачники» А. Пешкова) и другие.

Михаил Александрович Окунев, артист театра и кино. Родился 18 декабря 1960 года в городе Шадринске Курганской области. Окончил Иркутское театральное училище по специальности «актер драматического театра».Работал в Иркутском ТЮЗе им. А. Вампилова. Актер Омского академического театра драмы (с 1989 г.). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» (1997). Заслуженный артист России (1998). Снялся в фильмах «Эйфория», «Одна семья», «Круиз», «Мишень», «Мент в законе», «Точка взрыва», «Рок-н-ролл под Кремлем». Сыграл более 30 ролей в театре, среди которых Лаэрт («Гамлет» У. Шекспира), Колесов («Прощание в июне» А. Вампилова), Актер («На дне» М. Горького), Прозоров («Три сестры» А. Чехова), Шприх («Маскарад» М. Лермонтова), Суслов («Дачники» А. Пешкова) и другие.


URL: http://omskregion.info/news/40701-mixail_okunev_akter__eto_naivny_chelovek/
Дата публикации:29/03/2016 19:28
Автор:Маргарита Зиангирова
Фото:Евгений Кармаев