Заслуженный артист России, солист Омского государственного музыкального театра Владимир Миллер удостоен знака «За верное служение сцене».
Эта почетная награда Омского отделения Союза театральных деятелей РФ ежегодно вручается на торжественном вечере в Доме актера при подведении итогов минувшего сезона. А таких театральных сезонов в жизни Владимира Эмильевича Миллера было сорок!
Он родился и вырос в поселке Большеречье Омской области и с детства мечтал о театре. После окончания школы уехал в Москву, где с первого раза поступил в институт культуры, а отучившись, вернулся в родной Омск. Миллер – яркая иллюстрация к известной поговорке: где родился, там и пригодился. А пригодился Владимир Эмильевич с лихвой! Как артист он сыграл более ста ролей, как режиссер поставил десять театральных спектаклей, около полусотни праздничных концертов. Целых 15 лет являлся главным постановщиком представления у новогодней елки Омской области и 16 лет ставил церемонии открытия и закрытия Международного сибирского марафона. Всего же им поставлено около 500 программ регионального и российского масштаба.
Но начинал Владимир Миллер не на профессиональной сцене, а как режиссер любительского театра. В советское время таких коллективов было много – каждый завод, НИИ, ДК считал делом чести иметь в своих рядах самодеятельных артистов, в свободное от работы время искренне служивших Мельпомене. Был такой театр-студия и в ДК «Юбилейный», а Миллер являлся его режиссером. В 1974 году Владимир Миллер стал артистом Омского театра музыкальной комедии.
То чудесное здание, похожее на маленький дворец, можно увидеть только на картинках. Сегодня о нем напоминает лишь стена фасада и поросшие травой ступеньки. А когда-то со всех уголков Омска сюда спешили зрители, и на сцене царствовала его величество оперетта. Вот в таком театре в середине 70-х и стал служить Владимир Миллер. Ну, а в 1982 году в Омске появился большой современный музыкальный театр, здание которого в народе тут же окрестили «трамплином». Кстати, в Ростове-на-Дону подобный проект называется роялем, а в Новосибирске – парусником.
– Люди приходили в театр, чтобы посмотреть на новое здание, увидеть новые спектакли и новых артистов. Каждый вечер зал был переполнен, на всех спектаклях были аншлаги. Потом уже сама жизнь подсказала, каких постановок зритель хочет более всего. Оказалось, что оперетт и музыкальных комедий. Мало кто помнит, но изначально в нашем городе хотели создать Омский театр оперы и балета, сохранив при этом театр музыкальной комедии. Но для оперного театра нужна была соответствующая база – консерватория, хореографическое училище. А у нас их не было. Поэтому появился музыкальный театр, в котором определили место всем жанрам – опере, балету, оперетте, мюзиклу, музкомедии.
О ведущем артисте Омского музыкального театра Владимире Миллере можно сказать, что он давно и успешно работает в каждом из этих жанров. Даже в балете! В хореографической версии романа Достоевского «Идиот», признанной лучшим спектаклем прошедшего театрального сезона, Владимир Миллер играет роль генерала Тоцкого. Балетмейстер-постановщик Надежда Калинина так удачно вплела драматическую игру артиста-вокалиста в хореографическое прочтение образа балериной, что назвать это можно одним словом – «гармония».
Своим студентам на факультете культуры и искусств ОмГУ имени Достоевского Владимир Миллер говорит, что актер – это неблагодарная профессия и если ее не любить, то она начинает мстить. Нужно пожертвовать многим, чтобы стать настоящим артистом. Но можно ли устать от сцены, может ли она наскучить?
– От профессии нельзя устать, если ее любишь, – считает Владимир Эмильевич. – Каждая новая роль позволяет начать все заново. Но вот что интересно: если в ста спектаклях сыграешь хорошо, а в сто первом плохо, то зритель запомнит именно его. Скучно мне не бывает, я ведь еще и режиссер.
За последние три года зрители увидели несколько режиссерских работ заслуженного артиста России Владимира Миллера. В музыкальном театре он поставил две детские сказки – «Чудеса у Лукоморья» и «Три поросенка», выступил с моноспектаклем «Мои сады» в Центральном доме актера имени А. Яблочкиной в Москве. А его новая постановка – моноспектакль «Я там был. И, значит, я – частица правды…», посвященная празднику Великой Победы, – стала визитной карточкой театра и пополнила военно-патриотическую афишу.
Существует неопровержимое мнение о том, что актер – профессия зависимая. От режиссера, репертуара театра, от удачи, наконец. Во многом так и есть. Но вот Владимир Миллер всей своей творческой жизнью опровергает эту аксиому. То, чем, как и сколько он занимается на протяжении сорока лет, заставляет поверить в другую формулу: только работа может обратить талант в успех.