Во время фестиваля «Любительское кино + Profi» в Омске председатель жюри, народная артистка России, кинорежиссер и продюсер Вера Глаголева ответила на массу вопросов зрителей и журналистов.
— Вера Витальевна, почему вы согласились приехать на наш фестиваль любительского кино?
— Я очень рада, что меня пригласили, мне интересно быть в жюри и смотреть новые картины молодых кинематографистов. Это очень сильная эмоциональная подпитка. Такой фестиваль для меня не просто обычное времяпровождение. И вообще Омск – прекрасный город, в котором родилось много замечательных людей.
— Почему вы решили заняться режиссурой?
— Это назрело давно. Мне стало тесновато в актерских рамках, поэтому, наблюдая за работой режиссеров –Нахапетова, Мельникова, Арановича, Эфроса, Таланкина, я у каждого для себя что-то подсматривала, и когда мне вдруг предложили снять кино «Сломанный свет», я подумала, что смогу это снять.
— Какие режиссеры оказали влияние на ваше творчество?
— Фильмы 60-х – это любимое кино. Это Кулиджанов, Хуциев, Калатозов, Чхеидзе. Советское черно-белое кино. Я люблю фильмы, которые воспитывают чувства, которые вынуждают тебя задуматься и почувствовать их сердцем.
— Вы привезли в Омск два своих фильма – «Две женщины» и «Одна война». Первый поставлен по произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне». Чем оно вас привлекло?
— Казалось бы, это XIX век. Но что-то волнует и заставляет волновать зрителя. Что? Наверное, простые чувства — ревность, любовь, предательство, соперничество. И когда это написано талантливым человеком, а мы понимаем, что классика вечна, это навсегда. Очень многие зрители после просмотра картины говорили, что их затянула атмосфера XIX века: «Мы погрузились в эту атмосферу на 2 часа и остались там». Для нас, режиссера, продюсера, актеров, это очень важно. Для нас важен момент ухода от сегодняшнего дня к прекрасным чувствам и эмоциям. В фильме звучит и замечательная музыка Сергея Баневича, которая создает настроение и дает возможность окунуться с головой в ту эпоху.
— Но, к сожалению, сегодня мало кто смотрит классику…
— Канал «Культура», например, смотрят всего два процента населения нашей страны. Это наши зрители, это зрители нашей картины. Поэтому для нас очень важны такие точечные просмотры, как это было у вас на фестивале. И когда мне говорят, кто сейчас смотрит классику, я отвечаю: смотрят, в том числе и молодежь. Но, к сожалению, поколение людей, которые любят классику, уходит. Сейчас кинематограф – это уже аттракцион, и в кино идут на аттракцион, и ты уже ничего не сделаешь с этим. Люди привыкли к другому кино. Сейчас «Даму с собачкой» Хейфеца покажите на большом экране – никто не пойдет. Потому что раньше было ценно другое – взгляд, настроение, эмоция. Сейчас главное – смешно или страшно. Ограничены чувства, не хочу оскорбить молодежь, но она сегодня другая.
— Как вам удалось заполучить в фильм «Две женщины» Рэйфа Файнса?
— Это был мой любимый актер еще с «Английского пациента». И мы с продюсером Натальей Ивановой (у нас не было ни денег, ни сценария) сели и решили помечтать, а кто бы у нас снялся. Балуев был утвержден без проб еще за три года до съемок, и я назвала Рэйфа Файнса. Я сразу вспомнила все его картины. Он аристократ, человек внутренней культуры. Я написала в блокноте «Рэйф Файнс – Ракитин. Мечта». Потом мы поехали на фестиваль в Иваново, а там Файнс был председателем жюри. Мы ему предложили идти вместе с нами в эту историю. Он сказал, что знает Тургенева, любит русскую классику, читает Достоевского, играл Онегина. Он ответил, что можно рассмотреть наше предложение, но он очень занят. Мы сказали: «Будем ждать» и показали ему наш с Натальей фильм «Одна война». Файнс сказал: «Да, я иду с вами». История абсолютно невероятная. Но мечты сбываются.
— Раз вы заговорили о фильме «Одна война», в последние годы нам стали показывать другую войну. Ваш фильм рассказывает о женщинах, которые родили детей от оккупантов. И этот фильм неоднозначно воспринимает сегодняшний зритель, хотя лента получила около 30 призов на фестивалях в разных странах мира. На показе в Омске большинство зрителей плакало. Но были и такие, кто осуждал героинь.
— Одна героиня говорит: Не смогли защитить — жалеть научитесь». Это наш посыл. Не все воспринимают фильм так, как вы. Были люди, которые были настроены негативно. Например, коммунисты Ленинградской области написали гневное письмо о том, что меня надо лишить званий, наград и почестей, потому что все показанное в кино – неправда, а если это и было, то героини — предатели, и нет им пощады.
Фильм и за рубежом воспринимают по-разному. Был, например, показ фильма в городе Орлеане. В зал пришли пожилые французы. Одна из пожилых сотрудниц кинотеатра очень эмоционально реагировала на фильм, а потом рассказала, почему. Она помнит время, когда на площадь в Орлеане выводили женщин, которые спали с немцами, забрасывали их камнями и брили наголо. Тогда этой француженке было 6 лет, она приходила на площадь с мамой и боялась, что маму сейчас утащат в круг. Это воспоминание и впечатления вернулись к ней после просмотра нашего фильма. Это очень дорого для нас.
— Что доставляет больше удовольствия – работа в кадре или за ним?
— Конечно, за кадром, конечно, режиссура.
— Есть у вас как у режиссера свой секрет успеха?
— Он не осязаемый, — сказала Вера Глаголева. — Кажется, соблюдено все, картина снята, неплохой сценарий, хороший оператор, музыка. Все вроде при нем. А кино не получилось. А в другом случае вроде бы и ни о чем, а как-то свободно легко, все парит, ты сидишь и не можешь оторвать глаз. Формулы успеха нет.
— Как вы можете одновременно любить искусство XIX века и современный хоккей?
— Мы живем в современном мире. Хоккей — это мужская игра, очень мощная игра, такие скорости. Моя дочь сейчас живет в Вашингтоне с Сашей Овечкиным. Чудесный наш любимый человек. Следим, как играет.
— Если бы вы могли пригласить на чашку чая любую персону из любой эпохи. Кто бы это мог быть?
— Чайковский. Потому что гений. Потому что просто посидеть рядом с гением – это грандиозно, и понять, как же рождается великая музыка.
— В прошлом году к нам приезжал Всеволод Шиловский. Как президент фестиваля «Золотой Феникс» он отметил, что сегодня много талантливых актеров-режиссеров, и назвал ваше имя. Но посетовал, что замечательные фильмы, которые вы снимаете, не увидит широкий зритель. Что нужно делать, чтобы они дошли до зрителей?
— Пишите письма в Министерство культуры Российской Федерации.