Борис Ничипуренко: «Мне всегда нужно было только побеждать!»

Пятикратный чемпион России о своей любви к велоспорту и пчеловодству.

В последних числах марта директором Омского областного центра велоспорта стал Борис Ничипуренко. В мире спорта 40-летний специалист пользуется безусловным авторитетом. Он успел проявить себя на всех возможных в мире велоспорта поприщах. Участник чемпионатов мира и Европы с 1992-го по 1997 год. Чемпион России 1992, 1993,1995, 1996, 1997 годов. Бронзовый призер первенства мира среди юниоров 1993 года.

Как тренер, Борис Григорьевич воспитал сразу нескольких призеров чемпионатов России, победителей представительных всероссийских соревнований. И вот теперь возглавил структуру, отвечающую за развитие всех видов велоспорта на территории Омской области. Свое первое в новой должности интервью Борис Ничипуренко дал корреспонденту «ОП».

«Хочу приносить пользу»

– Борис Григорьевич, на протяжении многих лет вы были хорошо известны как спортсмен, тренер, педагог, меценат. И вот теперь – чиновник. Насколько вам самому интересно попробовать свои силы на новом поприще?

– Не такое уж оно для меня и новое. Другое дело, что теперь несколько иной масштаб. А так я ведь уже не один год занимаюсь в родных Москаленках не только, как вы правильно сказали, тренерской, но и организационной деятельностью. Моя предыдущая должность директора ДЮСШ предполагает это. Опыт накоплен, и немалый. Надеюсь, он поможет мне как можно быстрее адаптироваться на новом месте работы и начать приносить пользу моему родному велоспорту на омской земле.

– Это та работа, которая приносит вам удовольствие?

– Вот удовольствия я почувствовать еще не успел, пока все больше какие-то проблемы и трудности. (Улыбается.) Но одно могу сказать уже сейчас – мне очень интересно. Да и коллектив, это я успел почувствовать, хороший. Теперь предстоит выстроить новую модель управления и начать внедрять самые современные методики тренировок.

– Почему так много лет нет продолжателей некогда громкой славы омской школы «шоссейников», подарившей миру двух олимпийских чемпионов: Геннадия Комнатова и Сергея Шелпакова?

– У нас масса талантливых ребят. Только я, как тренер, за последние годы воспитал двенадцать победителей первенств России! А вот почему они потом не могут реализовать себя во взрослом спорте – совсем другой вопрос. Нужна современная материальная база, инфраструктура, нужны средства, чтобы вывозить этих спортсменов на соревнования в другие регионы и в другие страны. А иначе они просто варятся в своем соку, и ни о каком развитии речи нет. А в спорте ведь невозможно стоять на месте. Нет движения вперед – значит, начинается регресс. Это самая большая на сегодняшний день проблема в омском велоспорте: мы не можем дать нашим детям возможность реализоваться в полном объеме. Сегодня позволить себе это могут лишь Москва и Санкт-Петербург.

«Велосипед с персональным именем»

– Давайте немного отойдем от сегодняшних реалий. Вы помните свой первый велосипед?

– Конечно, это был «Школьник»! Я сейчас коллекционирую ретровелосипеды пятидесятых-семидесятых годов прошлого века и очень хотел найти такой же. Но, увы, не смог. Нашел похожий, но изготовленный в Москве, а мой был сделан в Харькове. Уже потом у меня появился «Салют-24», переходный вариант между детским и спортивным велосипедом. Купить такой в те годы было огромной проблемой. Но мой папа был передовиком производства, животноводом, имел правительственные награды. И вот он-то сумел где-то купить для сына тот велосипед. Как же я был счастлив!

– У шоссейников в наибольшем почете всегда были италь­янские велосипеды фирмы Colnago. А какую марку предпочитали вы?

– Какие уж тут личные предпочтения?! У сборной СССР был контракт с фирмой Эрнесто Кольнаго, и мы все ездили именно на его велосипедах. Сейчас выбор, конечно, побольше. Но, скажем, те же Pinarello стоят очень дорого, и мало кому из российских спортсменов по карману.

Вопреки расхожему мнению, в нашей стране тоже умеют делать очень неплохие спортивные модели. Например, та же Colnago закупает велосипедные рамы, изготовленные в России. И сейчас, в непростой экономической ситуации, нашим велосипедистам надо, на мой взгляд, переориентироваться именно на российские велосипеды.

– Многие гонщики считают свои велосипеды одушевленными, дают им ласковые имена и разговаривают с ними. А как у вас взаимоотношения с велосипедом?

– У меня тоже есть велосипеды с персональными именами. Например, тот, на котором я гоняюсь на «Королевах спорта» за сборную своего района, так и называется: «Москаленки». Знаю, что после неудачной гонки, особенно если подвела техника, спортсмены могут пнуть свой велосипед, отшвырнуть его от себя. Но сам я никогда так не поступал.

«Дорога каждая гонка»

– Вы пять раз выигрывали чемпионаты страны, побеждали в международных гонках, участвовали в чемпионатах Европы и мира. Можно ли считать шестое место на чемпионате мира-1996 в швейцарском Лугано пиком вашей спортивной карьеры?

– Так и есть. Но и до Лугано я выигрывал на представительных международных состязаниях. У меня более двадцати побед в гонках, проходивших в Италии,  Югославии,  других европейских странах. И каждая из них мне очень дорога. Все они дались мне огромным трудом.

 Что же до чемпионата мира, то в России у нас в те годы не было как таковой специальной системы подготовки к этому турниру. Кто показал лучшее время на чемпионате страны, тот и едет на мир. В то время как велогонщики в Советском Союзе, зачастую будучи освобождены от обязательного участия в каких-то национальных соревнованиях, целенаправленно готовились именно к чемпионату мира. Считаю такую систему более правильной. А сейчас спорт все более коммерциализируется, и уже не тренер, а менеджер решает, куда ты поедешь, чтобы заработать больше денег, и к чему ты будешь наиболее упорно готовиться. Вот потому-то нам сегодня и трудно на равных бороться с иностранцами за титулы чемпионов мира.

– После окончания карьеры любителя вы несколько лет гонялись за профессиональные европейские команды. Насколько вы сами довольны своей профессиональной карьерой?

– Видите ли, в профессиональном велоспорте все гонщики делятся на две категории. Первые – это те, кто должен бороться за победу. А вторые – так называемые «грегори». В  гонке этот велосипедист должен обеспечивать условия для партнера, на которого делается основная ставка. Сам же он, не претендуя на победу, подчиняет свои личные интересы интересам лидера команды. Этакий чернорабочий.

Ну а нас в СССР воспитывали по-другому. Мы были максималистами, хотели стать первыми во всем. И перестроиться психологически смогли не все. Вот, например, я не смог. Мне всегда нужно было только побеждать! Поэтому, наверное, и моя профессиональная карьера продлилась не слишком долго. Но ни о чем я не жалею.

«Я всегда был патриотом»

– Интересно ли вам, участнику чемпионатов мира, гонять на наших сельских «Королевах спорта»?

– Я всегда был и остаюсь патриотом. Когда был участником чемпионатов мира, очень гордился тем, что у меня на футболке написано: «Россия». Ну а сейчас, гоняясь за свой район на областных спартакиадах, ничуть не меньше горжусь формой с надписью: «Москаленки». Когда было надо, выступал за сборную района на «Праздниках Севера» в соревнованиях по конькобежному спорту, неоднократно выигрывал состязания среди лыжников. Теперь именно это мои чемпионаты мира. (Смеется.)

– Бывали случаи, когда призовые, полученные за победы в «Королевах спорта», вы тратили не на себя, а на оборудование и амуницию для Москаленской спортивной школы. Жена вас не попрекала – дескать, вот другие-то мужики все в дом?

– Остается лишь радоваться мудрости моей жены! Ну а то, что я действительно часто тратил и трачу свои личные деньги на спортивную школу в Москаленках… Не люблю я это выпячивать. Да и не один я такой, так поступает большинство детских тренеров. А иначе в детском спорте было бы совсем все печально. Многое, если не все, держится там на энтузиастах. Для того, чтобы объединить усилия неравнодушных людей, и был создан благотворительный фонд поддержки спорта и творчества «Созвездие», президентом которого я являюсь.

«Сын хорошо крутит педали»

– У вас трое детей, и старший из них, Павел, тоже стал велогонщиком. Лично вы бы хотели, чтобы он был профессионалом?

– Когда я привел Пашу в детстве в спортивную секцию, я меньше всего думал о возможной профессиональной карьере для него в будущем. Хотелось лишь, чтобы у него был здоровый круг общения, а не сомнительные занятия в подворотнях. Ну а с годами у него стало неплохо получаться крутить педали. Не буду загадывать на дальнейшее. Если дано человеку судьбой стать олимпийским чемпионом, он им станет.

– Последний по очереди, но не последний по значимости вопрос: а как же пчелы? При нынешней загруженности остается ли у вас хоть немного времени на еще одно ваше увлечение – пчеловодство?

– Пчелы не требуют моего ежедневного рядом с ними присутствия. Приеду иногда, поставлю рамки – и все. Другое дело, что при таком подходе и меда будет неизбежно меньше. Ну тут уж ничего не поделаешь, чем-то надо жертвовать. (Смеется.)

URL: http://omskregion.info/news/41079-boris_nichipurenko_mne_vsegda_nujno_blo_tolko_pobe/
Дата публикации:12/04/2016 19:05
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников