Сто лет обычной женщины

Если и можно о ком-то сказать, что скромен не по годам, так это о Елизавете Федоровне Измайловой. 12 мая ей исполнилось ровно 100 лет, а она не понимает, за какие заслуги о ней в газете собираются написать.
Если и можно о ком-то сказать, что скромен не по годам, так это о Елизавете Федоровне Измайловой. 12 мая ей исполнилось ровно 100 лет, а она не понимает, за какие заслуги о ней в газете собираются написать.

Елизавета Измайлова родилась в царской России, пережила две войны, перестройку... Во время Великой Отечественной работала на Омском танковом заводе, затем вместе с добровольцами покоряла целину. И, несмотря на тяжелую трудовую жизнь, она и в свои сто лет не утратила чувства юмора, оптимизма и настоящей житейской мудрости.

Родилась Елизавета Федоровна в 1912 году в деревне Окуневка в семье крестьянина-середняка. Своей матери Елизавета Федоровна не помнит, она умерла, когда девочке было шесть лет. Отец работал в коммуне. «Всю скотину в коммуну согнали, все было общее, питались в столовой», - такие воспоминания сохранила о том времени. До 19 лет Елизавета Федоровна жила в семье отца. После смерти матери он привел в дом мачеху. «Я даже дня своего рождения не знала. Мамочка же умерла, кто скажет...». Как жили, Елизавета Федоровна не рассказывает, только жалуется, что после ликвидации коммуны отец всю скотину в колхозе оставил, да образования она не получила, малограмотной так и осталась.

В 1931 году Елизавета Федоровна уехала в Тюмень к сестре, устроилась на хлебозавод. Веселая, работящая, приглянулась она старому холостяку, начальнику зверосовхоза. Он позвал ее замуж, мол, пойдешь за меня, в достатке жить будешь. Елизавета Федоровна долго думала. Сестра все спрашивала ее: «Нравится он тебе? « А она в ответ: «Нравится, не нравится, а в девках оставаться не хочется, человек он вроде бы надежный». Вышла замуж, уехала под Тобольск к мужу. Но жизни не получилось. Тогда она собралась и пешком ушла в Тобольск, без денег, без вещей.

Это был 1938 год. Репрессии, страх, доносы. Одинокая, малограмотная женщина без средств к существованию, без определенного места жительства могла стать жертвой «борьбы со шпионами» и бесследно исчезнуть в застенках НКВД или пропасть среди городской нищеты. Но Елизавете Федоровне повезло. Она устроилась на работу в пекарню тестомесом. Тесто месили вручную, тяжело, но она была рада и такой работе.

В это время на пекарне появился молодой рабочий Василий. И сразу заинтересовался Елизаветой Федоровной. Все спрашивал у ее подруг, кто это такая, курносенькая? «А я злая, не хочу с ним разговаривать, говорю, как звать меня - не знаю и тебя знать не хочу. Но потом все же стали жить вместе».

О втором муже Елизавета Федоровна вспоминает с теплотой: «Хорошо жили...» В 1939 году Василия призвали на финскую войну. Когда он вернулся, то вместе с Елизаветой Федоровной поехал в Салехард на заработки. Там и застала их Великая Отечественная война. Муж ушел на фронт, а Елизавета Федоровна работала на радиостанции. В 1942-м получила она повестку из военкомата. Забеспокоилась: может, с мужем что-то случилось? Но в военкомате ей задали странный вопрос:
- Вы знаете, что война идет?
- Знаю.
- Надо помогать фронту.
- Чем помогать? Стрелять я не умею.
- Найдем работу.

Елизавета Федоровна прибежала к начальнику радиостанции, мол, военкомат хочет меня на фронт отправить. Начальник ответил: «Если не хочешь на фронт, то оставим тебя здесь». Она в ответ только руками замахала: «Нет, поеду». Думала, что за ранеными ухаживать будет.

Призывников погрузили на пароход и повезли на запад. Причалили в Омске и только тогда сказали, что они будут работать на Омском танковом заводе. Елизавету Федоровну определили токарем на завод № 174 имени Ворошилова. «Я за станком никогда не стояла. Работа ответственная. Боялась, как бы деталь не запороть, чтобы резец не сломался». Эвакуированный в Омск ленинградский завод выполнял важное государственное задание, выпускал для фронта танки Т-34. Цеха работали круглые сутки. Это был тяжелый трудовой фронт. За четыре года лозунг «Все для фронта, все для победы» стал для конструкторов и рабочих смыслом жизни. За годы войны Омский танковый завод отправил на фронт около 7000 танков.

Однажды начальник цеха привел мальчика лет 12-14, попросил Елизавету Федоровну присмотреть за ним. Мальчика звали Володя, он был из эвакуированных, жил на заводе, ночевал в цехах. «Он щупленький такой был. Я спрошу его: «Что, Володенька, кушать хочешь?» Он кивнет. Я набираю в столовой еды, несу ему. Он обязательно «спасибо» скажет». Так Володя и прибился к Елизавете Федоровне, стал мамой звать. Со временем он устроился на завод. Всю жизнь проработал Владимир Кондратьев на предприятии электриком.

Годы Елизавета Федоровна никогда не считала и никогда не жаловалась на жизнь. Потеряла на фронте мужа, вырастила ребенка, работала токарем, санитаркой, уборщицей, вместе с добровольцами ездила покорять целину. Она прожила жизнь обычной женщины, которая любила, страдала, прощала, не роптала на судьбу, которой и в свои сто лет не стыдно ни за один прожитый день ее такой обычной жизни.

Елена Лесовская
Фото Евгения Кармаева
©
URL: http://omskregion.info/news/4129-sto_let_obchnoy_jenchshin/
Дата публикации:16/05/2012 08:17