Естественный уклон: в поселок Магистральный вода скатилась со всей округи

Естественный уклон: в поселок Магистральный вода скатилась со всей округи

Дата публикации 28 апреля 2016 22:37 Фото Сергей Мельников

Уровень паводковых вод в Магистральном сельском поселении в последнюю неделю заметно снизился, но несколько участков остаются подтопленными. «ОМСКРЕГИОН» вместе с представителями МЧС и местной администрации оценил обстановку и пообщался с жителями.

«Вы что, в этом приехали?» — директор единой дежурно-диспетчерской службы Омского муниципального района Андрей Дементьев скептически оглядывает мои ботинки.

Его скептицизм мне не совсем понятен: на первый взгляд, дорога, ведущая в поселки Зеленое Поле и Ребровка (вместе с поселком Магистральный они входят в Магистральное сельское поселение), выглядит вполне сухой и проходимой. Развилки, уходящие в стороны от дороги, по направлению к жилым домам, тоже опасения утонуть или завязнуть в грязи не внушают.

И только когда мы подъезжаем к улице Новой, я понимаю сомнения Андрея Сергеевича. Два высоких кирпичных дома, расположенные с краю улицы, практически окружены водой. Один коттедж еще строится, а вот во втором уже почти три года живет семья Марии Десенко. По словам молодой женщины, вода пришла на ее улицу в начале апреля. Даже не пришла — хлынула потоком, залив не только земельный участок, но хозпостройки. Подойти к дому без сапог нельзя. Подъехать можно минимум на внедорожнике.

Мария встречает нас на обочине трассы, ведущей в поселок. В багажнике ее машины лежат три пары сапог: одна для нее, две для гостей. Первыми к дому проходим мы с Андреем Дементьевым, затем две пары возвращаются «на тот берег», и уже через несколько минут в этих сапогах к нам перебираются глава Магистрального сельского поселения Владимир Фаст и начальник управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Омской области, полковник Максим Рыбак.

С Владимиром Фастом местные жители знакомы — раньше он руководил муниципальным казенным учреждением «Хозяйственное управление Магистрального сельского поселения». А примерно две недели назад занял пост главы поселения. Это событие совпало с началом масштабного паводка в регионе.

«Видите, в каком состоянии находится септик? Он переполнен. Вчера было еще больше. Только открываешь в доме воду — все из канализации льется наружу. В подполе вода, в дом не зашла, но керамогранит на полу провалился, да и теплый пол, видимо, где-то перебило. Как только началось это — шестого апреля около семи утра — я стала обзванивать все инстанции. Приехали, посмотрели. Когда я сказала, что мне негде с ребенком ночевать, мне предложили ребровский сельский клуб, пункт временного размещения», — рассказывает Мария Десенко.

Вместе с соседями молодая женщина сняла почти часовое видео, на котором запечатлела последствия разлива паводковых вод в поселке. Сокращенную версию ролика накануне выдал в эфир федеральный телеканал НТВ, не указав, впрочем, что сняты эти кадры были 13-15 апреля, когда паводок был в самом разгаре.

И хотя воды действтельно стало меньше, для семьи Марии ситуация остается сложной. Ее шестилетний ребенок живет в Омске у бабушки, сама она, по ее словам, ночует у знакомых. Когда семья сможет вернуться в свой коттедж, пока непонятно: вода и канализация не работают, в доме нужен ремонт. По оценкам Марии, только на восстановление пола требуется примерно 1,5 млн рублей.

«Мне хотя бы сейчас септик откачать, чтобы вода вернулась в дом, чтобы мы могли здесь жить», — Мария вопросительно смотрит на представителя МЧС.

«Насосную станцию можно поставить, когда в Магистральном уберем воду. Там наши в течение дня покачают еще, потом сюда поставим, — предложил полковник Рыбак. — Но куда вода пойдет?»

«На ту сторону, за трассу. Мы прокопали перешеек за перекрестком, воду туда пустили. И сразу сантиметров на 10 уровень воды снизился. Надо там, где Сибирская база снабжения, тоже перешеек перекопать, и вода пойдет в сторону котлована, который сейчас пустой стоит. А дорогу я вам возобновлю, это без вопросов. В ближайшее время», — заверил Марию Владимир Фаст.

Кстати, как тут же выяснилось, трубы, способной отвести воду с одной стороны улицы на другую, под этой самой дорогой нет. А именно такие «проколы» и помогают талым водам и осадкам не застаиваться возле жилых домов и уходить в поля и котлованы.

«А между прочим! — подключается к беседе Андрей Дементьев. — Вот, мы вырыли траншеи, положили трубы. А вчера я ходил здесь — и жители домов, где вода ушла, стали опять эти каналы и трубы засыпать. Возвращаемся к тому, от чего ушли».

Мини-совещание в доме Марии Десенко продолжается около получаса. Глава просит молодую женщину подождать еще максимум неделю, но та непреклонна. «Мне негде жить», — объясняет она свою ситуацию. Владимир Фаст обещает постараться все сделать побыстрей:

«Но вы поймите, сейчас затоплено все до Верхнего Карбуша. Мы прокапали траншеи, в общей сложности пять километров. Вода уходит, но медленно. А когда вода спадет, мы привезем помпу и все сделаем. А дорогу и трубу я возьму на себя», — Владимир Абрамович, кажется, убедил Марию.

Вдоль трассы, ведущей из Ребровки и Зеленого Поля в поселок Магистральный, установлены небольшие самодельные щиты, которые предлагают проезжающим все для строительства: от участков с коммуникациями до бетона и рабочих рук. Номера телефонов — большими символами, так, чтобы издалека было видно.

«Две недели назад воды здесь было — на треть щиты были скрыты. Сейчас спадает, — рассказывает Андрей Сергеевич. — Здесь как: из Лузино вода пошла в Ребровку — она пониже находится, в Зеленое поле — оно еще ниже. Дом Марии Сергеевны в самой низине, естественный уклон идет. А сейчас мы в Магистральный съездим, там тоже есть проблемные участки».

Один из них — дом № 34 по улице Северной. Раньше здесь располагалось озеро, а три года назад пенсионеры Николай и Татьяна Бирюковы купили участок и построили на нем дом. Вскоре случилась беда — дом сгорел. Сейчас супруги его восстанавливают, а пока живут в городе у детей. В недостроенном доме, так же как и в бане, воды нет. Зато почти на полметра залит приусадебный участок.

«А реальная угроза жизни здесь кому-то есть? — интересуется полковник Рыбак. — Есть дом подтопленный?»

«Вот же у меня чрезвычайная ситуация! — с ходу задает нервный тон беседе Николай Николаевич. — Все тонет! Не хотите сушить? Таня, звони подполковнику! Путину звони! Пусть решают».

Татьяна Борисовна тут же набирает на смартфоне чей-то номер, но после минутного разговора коротко заключает: «Ясно!» — и дает отбой.

«Сюда идет вода со всего поселка, у нас ведь низина. В принципе, летом, когда высохнет, можно вот там, по пожарному проезду выкопать канаву и вода будет туда уходить. Но сейчас ведь залито все!» — сокрушается женщина.

Пенсионеры сами купили насос и откачивают воду, сбрасывают ее на противоположную сторону улицы. Результат — та же вода теперь стоит в роще напротив и заливает огороды соседей, которые уже не раз высказывали Бирюковым свое возмущение.

Ситуация повторяется уже третью весну, однако никаких действий для того, чтобы противостоять паводку, не предпринимается. Ближайший котлован, куда можно откачивать воду, находится у железнодорожной насыпи на расстоянии 600 метров от дома.

Кстати, соседи говорят, что предупреждали пенсионеров о том, что этот участок заливает. Однако желание сменить шум мегаполиса на тихий уют пригорода у супругов было так велико, что они решили рискнуть. Два года завозили на участок землю и песок, чтобы поднять уровень. Однако справиться с природным ландшафтом до конца так и не смогли.

«О ситуации я доложу генералу, он будет принимать решение о том, что делать. Но угрозы жизни здесь нет», — еще раз подчеркнул Максим Рыбак.

На первый взгляд, Магистральный оставляет у гостей из города приятное впечатление: на улицах почти сухо, много новых домов, аккуратные заборы, зеленеющие газоны. Где-то вода еще стоит, но критическая точка уже пройдена, и паводок повсеместно отступает.

«Баба Тоня, а у вас есть вода в доме?» — спрашиваю я пожилую женщину, которая в теплый солнечный день протирает в своем доме окна.

Антонина Николаевна Помозова — ветеран труда. Живет с внуком, который помогает бабушке по хозяйству и начинает собственное дело.

«Ой, в подполе вода стоит. Почти каждый год так. А что жаловаться? Сама уйдет потом. В доме терпимо, вон есть у кого хуже, мы-то привыкли, — охотно объясняет Антонина Николаевна. — Тут сухо, а за домом в огороде копнешь полштыка – и вода. Капусту садить надо бы, да рано еще. Подождем».

Распечатать страницу