Как Гриша Гребенюк кочергой «Фоккера» сбил

В дни празднования 71-й годовщины Победы над фашистской Германией мы по традиции чествуем наших ветеранов.

В дни празднования 71-й годовщины Победы над фашистской Германией мы по традиции чествуем наших ветеранов. Тех, кто живет среди нас, и тех, кого, к сожалению, уже нет в живых. Накануне праздника в «ОП» обратился Юрий Николаевич Ильин, председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». Попросил опубликовать рассказ одного из омских ветеранов – Владимира Алексеевича Баранова. Сказал, что хочет отдать дань памяти этому достойнейшему человеку. Выполняем просьбу нашего читателя и надеемся, что этот маленький рассказ будет интересен и вам. Пусть даже и всего лишь как небольшой эпизод Великой войны.

Но сначала несколько слов об авторе. Владимир Алексеевич Баранов родился в 1920 году. В Великую Отечественную в звании старшего матроса служил радистом на катере «КМ» 5-го дивизиона катерных тральщиков 3-й бригады траления Балтийского флота. Был трижды ранен.

После демобилизации окончил совпартшколу, работал в сельском хозяйстве Омской области, на заводах «Полет» и подъемных машин.

Был председателем Куйбышевского Совета ветеранов, членом комитета ветеранов войны и военной службы Центрального округа.

Умер в 2003 году.


В конце апреля 1943 года приказом командира ОВРа один катер был откомандирован в распоряжение коменданта Кронштадта для перевозки почты от Лисьего мыса в Кронштадт. Катер должен был ходить у северных фортов. Самолеты противника не совались под их мощную зенитную оборону. Так прошла неделя. Два раза в день катер из Кронштадта приходил к Лисьему носу, забирал почту и возвращался назад.

28 апреля команда загрузила почту, и катер пошел прямо в Кронштадт. Ясно светило солнце, на небе ни облачка, вода как зеркало, видимость – до горизонта. Катер прошел одну треть расстояния, как показались истребители «Фокке-Вульф-190». Командир развернул катер к Лисьему носу, но истребители его уже настигли и пошли в атаку своим излюбленным приемом – один пикирует, второй вверху, первый выходит из атаки, верхний ее начинает. Как мы говорили, самолеты делали колесо.

3имой катера дивизиона вооружали пулеметами ДШК, но поскольку катер 23 апреля ушел на хозработу, пулемет у него забрали на другой катер. Поэтому пулеметчик Гриша Гребенюк снова поставил на тумбу пулемет Дегтярева. К нам в дивизион Гриша пришел из Флотского экипажа, а служил он на эсминце комендором. На учебных стрельбах по конусу показал отличные результаты. Парень не робкий, навел пулемет на самолет и нажал на спуск. Пулемет отстучал только семь патронов, и семь пуль вошли в самолет. Летчик тоже выстрелил. Он точно попал в пулемет и, перелетев по инерции через катер, зарылся в воду. А второй пилот струсил, отвернул и улетел на аэродром за Петергофом.

Короткий бой окончен, командир снова разворачивает катер и идет к Ленинградской пристани Кронштадта.

Случаются и на войне чудеса: из команды никто не ранен, только разбит пулемет. Все это короткое действо произошло на глазах командующего флотом вице адмирала Трыбуца, его катер стоял у причала Лисьего носа. Вся команда за сбитый самолет была награждена – командир и пулеметчик орденами Красной Звезды, остальные члены команды – медалями «3а отвагу».

29 апреля газеты «Ленинградская правда» и «Красный Балтийский флот» сообщили, что в навигацию 1943 года флотом сбит первый немецкий самолет.

Война – это тяжелая, опасная работа, но без юмора нельзя.  Мат­росы быстро сориентировались – сбить из Дегтярева скоростной, вооруженный пушками и пулеметами истребитель и остаться целыми и живыми – чудо. Это все равно, что кочергой остановить танк. Матросы изощрялись, спрашивая Гришу, как он метнул кочергу, куда попал: по голове пилота или в мотор самолета, а Гриша только улыбался.

URL: http://omskregion.info/news/41765-kak_grisha_grebenyuk_kochergoy_fokkera_sbil/
Дата публикации:11/05/2016 05:45