Сыр без плесени

Контроль качества молочных продуктов в России не хуже, чем в Европе.

Добросовестных больше

Когда регулярно на первых страницах газет читаешь заголовки типа «В Омской области «пальму» добавляют уже и в молоко», хочется сесть на жесткую диету. Потому что  в каждой упаковке на торговых полках начинаешь видеть опасную для здоровья подделку.

– Что вы, – успокоили меня в территориальном управлении Россельхознадзора, – есть немало порядочных производителей. Причем их большинство. Ведь в основном сейчас на молочном рынке остались крупные переработчики, которые своим имиджем дорожат. Да, и у них иногда что-то может «выскочить». Но больших опасений у потребителя это, в принципе,  вызывать не должно.

Проблем в молочной отрасли на всем протяжении цепочки «ферма – прилавок», конечно, немало. Так, в хозяйствах, где производят молоко, остро не хватает ветеринарных специалистов.

– А это приводит к отсутствию в данном звене контроля за использованием антибиотиков, – говорит заместитель руководителя управления Ольга Матыка.

Согласно требованиям таможенного молочного регламента при лечении антибиотиками корова не должна доиться в общую емкость, ее молоко подлежит  утилизации. Но специалисты по ветеринарному и фитосанитарному надзору нет-нет да и  выявляют в сыром молоке следы применения лекарственных препаратов.

Случаются и нарушения, касающиеся условий содержания животных. Но в целом, отмечают эксперты территориального надзорного органа, показатели качества и безопасности молока в Омской области остаются на протяжении многих лет стабильными.

– Ежегодно наши исследования на антибиотики, какие-то микробиологические параметры выявляют примерно одинаковое количество нарушений, – отмечает начальник отдела Государственного ветнадзора на госгранице и транспорте Алексей Харин.

Этому способствует модернизация ферм, в результате которой в хозяйствах появляются современные коровники, где антибиотик не может проникнуть в молоко по определению: автоматика просто отсекает больную корову от  общего стада при входе в доильный зал.

Кроме того, государство сегодня не жалеет средств на проверку качества пищевых продуктов. И, как заверяют в Управлении Россельхознадзора по Омской области, нынешние отечественные нормы контроля полностью соответствуют мировым требованиям. А некоторые наши стандарты – в отношении, к примеру, тех же антибиотиков – даже строже зарубежных.

Доверяй, но проверяй

По словам начальника отдела Госветнадзора за обеспечением здоровья животных, безопасностью продукции животного происхождении и лабораторного контроля Максима Строкина, с начала этого года специалисты территориального надзорного органа провели на предприятиях, занятых производством, заготовкой, переработкой и реализацией молока, уже 40 плановых и 120 внеплановых проверок. Плюс прошло100 рейдов, направленных на пресечение фактов несанкционированной торговли молочными продуктами. Нарушители оштрафованы на 350 тысяч рублей. Размер штрафа по закону варьируется от 3 – 5 тысяч  до100 тысяч рублей. А  особо грубое нарушение может повлечь за собой и временную приостановку деятельности предприятия, как это было в прошлом году с молзаводом в селе Большой Атмас Черлакского района, работников которого инспекторы поймали на фальсификации даты изготовления (на упаковках указывался срок с авансом).

Помимо проверок и рейдов ведомство ведет так называемый пищевой мониторинг: лабораторные исследования проб потенциально безопасной продукции.

– Уже несколько лет государство уделяет лабораторному контролю особое внимание. На это только Омскому региону выделено несколько миллионов рублей федеральных средств. Вот поехал наш специалист на предприятие – без пробы, даже если не выявлено никаких нарушений, он оттуда не вернется. Или  проводим мы  проверку в торговых сетях. Все там хорошо – значит, ничего не задерживаем. Но все равно за государственный счет отбираем на исследование сыр, молоко, что-то еще и исследуем их у себя в лаборатории. И так на всех уровнях пищевой цепочки, – рассказывает Алексей Харин.

В случае, если анализ проб показывает какие-то отклонения, предприятие ставится на усиленный контроль: в течение трех месяцев оно должно сдать на анализ еще десять проб, теперь уже за собственный счет.

По плану в течение года региональным органом по ветеринарному и фитосанитарному надзору анализируется около 500 проб молочной продукции. С начала 2016 года исследовано 280 проб, найдено 24 отклонения, в основном по микробиологическим параметрам.

Все эти нарушения автоматически заносятся  в единую базу данных Россельхознадзора.

– Так что, если, к примеру, в Екатеринбурге взяли и исследовали какую-то омскую продукцию и она там «зафонила», нам  в Омске сразу об этом известно. И это для нас повод отправиться на предприятие с внеплановой проверкой, – говорит Ольга Матыка.

Нерентабельное молоко

Зная ситуацию изнутри, специалисты территориального Управления Россельхознадзора не опасаются покупать омскую молочную продукцию.

– Лично я выбираю на прилавках только ее, – говорит заместитель руководителя управления Ольга Матыка.

– Мое мнение, как потребителя: за Уралом вообще все более или менее благополучно с качеством не только молока, но и мяса, другой продукции. Конечно, у нас сейчас «прирост» по фальсификату. Но негативная статистика – результат того, что государство серьезно занялось этим вопросом, – отмечает начальник отдела Госветнадзора на госгранице и транспорте  Алексей Харин.

В последние 1, 5 – 2 года ощутимо вырос ввоз в страну пальмового масла и сухого молока. Эксперты считают: это связано с экономикой. Из-за ситуации с курсом рубля рентабельность молочной переработки сильно упала. И многие предприятия, чтобы не разориться, вынуждены снижать себестоимость продукции путем введения в нее ингредиентов более дешевых, чем коровье молоко. Но добропорядочные производители, как того и требует молочный регламент, отражают это на упаковке, откровенно информируя потребителя, что перед ними сырный, творожный, сметанный продукт. Недобропорядочные же пишут на этикетке: «сыр», «масло», чем вводят покупателя в заблуждение.

Как считает Алексей Харин, радикально бороться с растущим фальсификатом поможет ветеринарная электронная сертификация всей  молочной продукции, в том числе готовой, ввести которую собираются с 1 января 2018 года. 

– Сегодня в стране нет системы, – отмечает он, – позволяющей отслеживать, сколько молочного сырья на предприятие зашло и сколько продукции вышло. Допустим, переработчик получил 100 тонн сырого молока, а в торговлю отгрузил 150 тонн молочной продукции. Откуда взялись лишние 50 тонн? На этот вопрос никто, кроме него, не ответит. С введением же ветеринарных сертификатов на каждую партию готовой продукции скрыть факт фальсификации будет невозможно.

А пока покупателям надо быть внимательными при выборе продуктов. И помнить: просто так они дешевыми быть не могут.

URL: http://omskregion.info/news/41961-sr_bez_pleseni/
Дата публикации:18/05/2016 07:18
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев