В Омской области снижается число детей-сирот

Дата публикации 31 мая 2016 15:25

В Омском регионе продолжается реализация партийного проекта «России важен каждый ребенок».

По словам регионального руководителя проекта, заместителя министра образования Омской области Инессы Артемовой, на 1 января 2016 года общее количество выявленных и учтенных детей-сирот на территории региона составило 8045 человек или 1,97% от общего количества детского населения Омской области. Два года назад общее количество приближалось к 9 тысячам, а доля составляла 2,38%. «В области в прошлом году на 20% сократилось количество возвратов детей-сирот из приемных семей в детдома в сравнении с 2014 годом. В 2015 году в казенные учреждения после воспитания в семьях вернулись 47 сирот, в 2014 — 61. Сегодня в Омской области создано 658 приемных семей, в которых воспитывается около 2 тыс. детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Возвращенные в детские дома сироты в общем количестве приемных детей составляют всего 2,3%».

«Проводимая работа по профилактике социального сиротства закономерно привела к устойчивому снижению количества ежегодно выявленных детей, нуждающихся в особой поддержке государства», – отметила Инесса Артемова.

В каждом муниципальном районе Омской области с 2014 года реализуются «дорожные карты» по обеспечению семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевым принципом является право каждого ребенка жить и воспитываться именно в семье.

С 2007 года развивается институт приемной семьи. За девять лет количество приемных семей возросло более чем в четыре раза, сейчас действуют 658 приемных семей, в них воспитывается 1910 детей.

Положительная тенденция устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан обусловила сокращение численности воспитанников казенных образовательных учреждений Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проведение мероприятий по их реорганизации.

«В настоящее время в Омской области функционируют 13 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 9 детских домов, два из которых уже также опустели, и четыре адаптивных школы-интерната», - рассказала руководитель проекта Инесса Артемова, подчеркнув, что в течение года не было выявлено ни одного случая жестокого обращения приемных родителей со взятыми на воспитание детьми. «В каждом конфликте в приемной семье разбираются специалисты Центра поддержки семьи. Психологи, педагоги, социологи, другие сотрудники центра выезжают в семью и на месте разбираются в причинах конфликта. Образно мы называем такую работу «приемной на колесах. Если есть возможность, проблема разрешается оперативно, тут же оказывается необходимая помощь. Если специалисты видят, что конфликт между приемными родителями и взятым на воспитание ребенком зашел слишком далеко, то дальнейшее решение принимает отдел по опеке и попечительству. Если удается, то ребенка тут же передают в другую приемную семью. Или принимается решение о возврате сироты в детдом. Бывают случаи, когда ребенок сам настаивает на возвращении в привычную среду».

По словам Инессы Артемовой, в подавляющем числе случаев приемные семьи распадаются по воле несостоявшихся родителей. Возвращение в детдом по воле самого воспитанника – скорее, исключение из правил. «Некоторые люди, планирующие создание приемной семьи или усыновление ребенка, оформление над ним опеки, переоценивают свои возможности. Для того, чтобы состояться приемными родителями, важно не только взять на воспитание ребенка-сироту, но и полюбить его таким, какой он есть», — отмечает она.

Еще одно испытание, с которым сталкиваются многие приемные семьи, происходит, когда взятый на воспитание ребенок входит в переломный возраст. Всем родителям известно, сколь непросто выстраивать отношения в это время с родными сыном, дочерью. А тут, как ни крути, чужая кровь. И особая ответственность за методы воспитания. Не у всех приемных родителей получается. В результате они сдаются и отказываются от дальнейшего воспитания взятого в семью ребенка. «Здесь самое главное, чтобы ребенок перенес трагедию с наименьшей психологической травмой. Для большинства детей самый большой терапевтический эффект наступает в том случае, если он попадает в другую семью, где его примут и полюбят», — заключает Инесса Артемова.

Распечатать страницу