Начислить и взыскать

Журналист «ОП» стал сотрудником абонентской службы АО «Омскоблводопровод».

На сегодняшний день «Омскобл­водопровод» – единственная организация в России, которая является еще и региональной. По общей протяженности водопроводов предприятие, снабжающее водой 312 населенных пунктов в 13 муниципальных районах Омской области, в этой сфере самое крупное в стране.

Подача жизненно важного продукта осуществляется при помощи трех магистральных групповых водопроводов – Любино-Исилькульского, Таврического и Южного, имеющих заборные и очистные сооружения. Транспортировка воды обеспечивается 150 перекачивающими и подкачивающими насосными станциями, при общей протяженности водопроводов в почти четыре тысячи километров. По ним вода поступает трем тысячам юридическим лицам и в 105 тысяч дворов и квартир, в которых проживает около 250 тысяч человек.

Для бесперебойного обеспечения населения водой во всех обслуживаемых районах области имеются ремонтные участки, задача которых – бесперебойно подавать воду надлежащего качества, при необходимости производить ремонт водопроводов, а также их прокладку для абонентов.

Но, если с этим все более или менее понятно, то как начисляют оплату за подачу воды и собирают деньги, для меня до недавнего времени оставалось тайной за семью печатями. Дело в том, что, как и многие, я думал, что абонентская служба – это те самые девушки, которые просто принимают оплату по квитанциям.

Вода – это тоже товар

Как выяснилось, сфера деятельности этого подразделения предприятия намного шире. О многогранной работе своих сотрудников мне рассказала начальник абонентской службы АО «Омскобл­водопровод» Нина Киргинцева, к которой я пришел «устраиваться на работу».

– Сказать, что мы просто собираем деньги – это не сказать ничего. Помимо того что мы предоставляем квитанцию, в которой расписано все водопотребление в зависимости от того, сколько человек живет в квартире или доме, есть ли баня, автомобиль, какое-то подсобное хозяйство и поливочная площадь, мы примерно два-три раза в месяц стараемся попасть в каждый двор. Главная цель – подробно и понятно объяснить людям, за что начислена сумма в квитанции, – поясняет Нина Киргинцева. – Дело в том, что из нашей массы абонентов 70 процентов – это добросовестные плательщики, с остальными же приходится работать по дебиторской задолженности, в том числе обходить каждого, перед тем как подать материалы в суд.

В абонентской службе предприятия сейчас трудится всего 119 человек, причем в каждом районе есть вакансии на различные должности, которые пока не заполнены. И, несмотря на это, специалистам надо успеть вручить квитанции, пообщаться с должниками, произвести опломбировку счетчиков по заявлениям, снять контрольные показания приборов учета, составить акты обследования, исковые заявления, участвовать в судебных заседаниях. Кроме того, в поселениях абонентская служба регулярно инициирует сходы граждан, чтобы объяснить им, что вода – это тоже товар, за который они обязаны платить. Для этого потребителям разъясняются не только их права, но и обязанности, подробно описываются механизмы начисления по квитанциям, касающиеся полива, наличия подсобного хозяйства, помывки в бане и многого другого.

Опасная работа

Немаловажен вопрос психологической подготовки специалистов, ведь им постоянно приходится «общаться» с гражданами, которые не всегда адекватно реагируют на законные требования сотрудников абонентских участков.

– Наиболее сложно контролерам – их не пускают в дом, грубо ругают, пытаются даже физически воздействовать. Так что у нас работа действительно опасная, раз приходится работать и с такими категориями людей. Легче в плане этого работа только у бухгалтера, так как он сидит в кабинете, выставляя счета и проводя операции по приходу и расходу денежных средств, к тому же ему приходится встречаться только с представителями юрлиц, – продолжает Нина Киргинцева. – Самые же «многострадальные» люди – это кассиры, которые каждый день должны объяснять абонентам, почему в квитанции именно такое начисление. Иногда людьми это воспринимается буквально в штыки, хотя законодательством все строго регламентировано.

Мы как раз зашли в Омский абонентский участок, когда здесь громко, не стесняясь в выражениях, с «неправильным» начислением разбиралась одна из посетительниц, обвиняя кассиров во всех смертных грехах.

Несмотря на это, я решил-таки попытать счастья и попроситься «на работу».

– А кем вы хотите устроиться – бухгалтером, контролером, кассиром или юристом? У нас, например, нет юриста, давайте к нам! – сразу взяла быка за рога начальник Омского абонентского участка АО «Омскоблводопровод» Оксана Семиренко, узнав, что у меня есть соответствующее образование. – Вы будете составлять и подавать исковые заявления в суд, выезжать в населенные пункты и общаться с населением для того, чтобы они оплачивали дебиторскую задолженность, работать с судебными приставами. Правда, в кабинете вы будете сидеть, только готовя исковые заявления, а дальше – поездки в суд и по районам.

В качестве наставника Оксана Семиренко начала мне объяснять и другие сферы предстоящей деятельности, в том числе и то, чему я еще должен буду научиться. Так, мне пришлось знакомиться с компьютерной довольно специфической коммунальной программой, видами квитанций, бланками заявлений, азам работы кассира и многому другому, ведь на участках принята практика взаимозаменяемости коллег при производственной необходимости.

– Это же просто уму непостижимо знать столько всего! – взмолился я.

– Ничего! Мы говорим, что, если научился общаться в «Одноклассниках», научишься работать и в этой программе, – подбодрила меня Нина Алексеевна, наблюдавшая за моей «стажировкой». – Кстати, если придется поработать кассиром, вы должны будете не только получать деньги, но и выяснять изменения в составе семьи потребителя, уведомить его о необходимости поверки или замены счетчика, правильно и, главное, спокойно ответить на все вопросы и возмущения по поводу начислений. Будьте гибче и терпеливее, здесь надо быть неплохим психологом.

Управы на них нет

Пока я разбирался в тонкостях работы специалистов абонентского отдела, узнал, что здесь еще есть должность инженера по реализации. Он отвечает за то, чтобы правильно и максимально точно начислить плату за весь объем воды, которую поставили в район, как населению, так и юридическим лицам. В основном он работает с последними, заключая договоры, отслеживая показания их приборов учета и своевременность оплаты. При этом инженеру нередко в грязь и слякоть приходится лезть в колодец, где находится счетчик, предварительно откачав воду. Вряд ли им можно позавидовать, поэтому, поразмыслив, все же решил продолжить ознакомление с должностными обязанностями юриста, у которого, как выяснилось, работы непочатый край.

Дело в том, что существует «группа риска», составляющая 20 процентов абонентов, которая на сегодняшний день приносит 80 млн. рублей задолженности при ежемесячном начислении населению в 25 млн. рублей. Так, Москаленский район не платит уже пять месяцев, такая же ситуация в Называевском и Таврическом районах. Вода сюда подается, а вот собрать деньги с населения не удается.

– Более того, контролеры уже обошли абонентов, выяснив, что взять с людей нечего, были поданы исковые заявления в суд. Госпошлина составила два миллиона рублей, были получены исполнительные листы на сумму 15 млн. рублей, но деньги взыскать не можем, хотя тесно работаем с судебными приставами, – заметила Нина Киргинцева. – Проблема в том, что позиция службы судебных приставов предполагает в первую очередь взимание штрафов ГИБДД, алиментов, банковских кредитов, а вот коммунальные услуги на последнем месте. Если же это касается юридических лиц, особенно сферы ЖКХ, то сначала им надо оплатить налоги, зарплату и лишь потом все остальное. Как правило, денег не хватает, потому что у них не меньше проблем с дебиторской задолженностью населения.

– Так давайте отключим таких горе-потребителей! – высказал я «новаторскую» идею.

– К сожалению, закон не на нашей стороне и в этом вопросе, например, многоквартирные дома без решения суда отключить не можем, – пояснила мне Нина Алексеевна. – Только в частном секторе, где одно домовладение, мы можем это сделать. Но при этом обязаны за месяц до этого отправить два уведомления, которые люди отказываются подписывать, и тогда приходится привлекать двух свидетелей либо отправлять все заказными письмами, что требует дополнительных расходов и времени.

Воруют…

Среди абонентов АО «Омскобл­водопровод» 27 процентов «колоночные» потребители – те, кто берет в воду в водоразборной колонке и не в состоянии провести воду в дом и поставить счетчик, так как стоимость прокладки одного метра водопровода сейчас составляет 2300 рублей. Но некоторые нашли «выход» – воруют воду, качая ее через шланг или производя незаконное подключение к сети.

Кстати, борьба с незаконными подключениями – это тоже работа абонентских участков. Они действуют совместно с технической службой аудита, которая нацелена на выявление подобных фактов. При этом составляются акты и выставляется счет по формуле, определенной законодательством, – это около 40 тысяч рублей на домовладение. В прошлом году было выявлено множество таких абонентов, и им доначислили 18 млн. рублей.

Что касается незаконного водоразбора, то пытались даже на некоторые колонки поставить замок, вручая ключи только добросовестным абонентам, но за ночь замок «чудесным образом» исчезал. Наваривали и шайбы, чтобы нельзя было подключить шланг. Народные умельцы их отпиливают и снова воруют воду.

– И тем не менее руки мы не опускаем. Работали и работаем, чтобы предприятие могло получать деньги и развиваться дальше, – улыбается Нина Киргинцева. – Тем более к нам приходят хорошие специалисты. Вот вы, например.

URL: http://omskregion.info/news/42305-nachislit_i_vzskat/
Дата публикации:01/06/2016 07:30
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев