Лайки ценою в жизнь

В поисках красивой картинки молодые люди покоряют трубы ТЭЦ и крыши многоэтажек.

Фото Дениса Плиса

Вид сверху лучше

Омичи Денис Плис и Данил Притуляков занимаются «крышелазанием» уже лет пять. Первую высоту покорили, когда обоим было по двенадцать, с тех пор делают это регулярно. Для их увлечения в молодежной субкультуре есть звучное название – руферинг (от английского слова roof – крыша). Кроме крыш как таковых руферы поднимаются на различные сооружения типа башенных кранов, радиовышек, промышленных объектов и т. д. В вылазки отправляются в основном по двое, максимум – по трое.

Поначалу подростки осваивали заброшенные здания, потом перешли на жилые многоэтажки в спальных районах.

– Когда я в первый раз залез на крышу, мне понравился вид с высоты. Так и пошло. Сейчас по крышам лазает весь мир, это стало мейнстримом, – рассказал Денис Плис. – Мне нравится снимать город с высоты, у меня специальная аппаратура, снимки выкладываю в соцсети, может быть, когда-нибудь смогу на этом зарабатывать.

На некоторые крыши руферы попадают без проблем, но нередко приходится использовать обходные пути. Так, например, случилось, когда Денис забирался на 20-этажку на улице Кемеровской. Кстати, самое высокое здание в его практике.

– Вахтерша заподозрила, что мы руферы, и прогнала нас. Пришлось пробираться через балконы: прыгать, на руках подтягиваться. Поэтому руферам обязательно нужно иметь хорошую физическую подготовку. И мы пользуемся мерами безопасности. Например, я стараюсь не стоять на краю крыши, – поделился молодой человек. – Вообще я знаю, что в Омске почти вся молодежь лазит по крышам, но делают это редко, потому что боятся полиции. Нас задерживали несколько раз, но потом отпускали, ведь мы ничего не ломаем, не портим, не крадем. Максимум – нас просят написать объяснительные. Хочу залезть на строящуюся высот­ку на улице Сенной – ЖК «Высоцкий», но пока у меня одной оптики нет, как появится – полезу.

100 метров над землей

Денис и Данил – студенты, учатся в колледжах. За их плечами – десятки высоток в разных районах города, эксплуатируемые и недостроенные, жилые и коммерческие. На каждом освоенном объекте подростки снимают фото или видео, а затем выкладывают в Интернет. В их группе «ВКонтакте» более 700 участников, посты ребят набирают множество лайков.

Настоящей бомбой соцсети стало видео, на котором Данил взбирается по лестнице на трубу недалеко от ТЭЦ-5. Несколько минут спокойно прогуливается по краю опасного сооружения, высота которого, к слову, около ста метров, а затем висит над землей, держась одной рукой за металлическое ограждение.

– Когда я выполняю такие трюки, получаю острые ощущения, и это мне очень нравится, – говорит Данил Притуляков. – Плюс это возможность увидеть город с другого ракурса, отвлечься от рутины, расслабиться. Что касается трубы, то в первый раз я на нее залез еще в 2013 году, с друзьями там часто бываем. И мне захотелось именно в этом месте сделать красивую фотографию на память, в итоге получилось целое видео. Полез туда один, сам снимал. С хорошей физической подготовкой залезть на трубу было несложно, к высоте я привык. Проблема была еще в том, что там постоянный ветер. Порывы были настолько сильными, что мне пришлось при съемке видео футболку снизу привязать ниткой, чтобы ее ветром не поднимало. Ветер дует, все летает, еще нужно удержать баланс, и это было самое сложное. Плюс там кладка старая, идешь по парапету, и кирпичи отваливаются. Конечно, это опасно, но для меня это возможность преодолеть себя и показать миру, что человек способен на все.

По словам Данила, труба – далеко не самый высокий объект, на котором он побывал. Собственный рекорд молодой человек поставил на телерадиовышке, расположенной неподалеку от города Калачинска.

Одно неловкое движение

Экстремальные увлечения в том или ином виде есть, пожалуй, у каждого второго-третьего современного подростка. Руфинг, зацепинг (проезд снаружи поездов, трамваев), диггерство (исследование подземных объектов), роупджампинг (прыжки с веревкой с высокого объекта), паркур (преодоление препятствий) и другие. Как правило, любое из этих увлечений сопровождается обязательной фото- или видеосъемкой процесса, а результат непременно выкладывается в Интернет (социальные сети, канал YouTube или собственный сайт автора).

Нередко в погоне за новыми впечатлениями и красивой картинкой молодые люди ставят под угрозу свое здоровье, а порой и жизнь. Есть масса примеров того, как гибнут экстремалы. И не важно, какой у них опыт: одно неловкое движение – и человек летит вниз или получает смертельный удар током. Самой громкой стала гибель известного питерского трейсера Павла Кашина, который разбился, выполняя очередной трюк на крыше. Фото последних секунд жизни молодого человека оказались в Интернете по просьбе его отца. Мужчина надеялся, что таким образом сможет предостеречь кого-то от смертельных забав.

Однако со временем желающих стать звездой Интернета меньше не становится. В Омске две недели назад погиб 23-летний молодой человек, который решил сфотографироваться на железнодорожной цистерне. Парень забрался на состав и стал позировать, когда его ударило током. Шансов выжить у него практически не было.

– Молодость – это возраст поиска себя, границ своей личности, своих возможностей, рамок, за которые можно выйти или перед которыми остановиться. Отсюда экстремальные увлечения, вызывающая мода, – считает руководитель центра психологического сопровождения бизнеса «ЛЕГЕ АРТИС» Марк Гринберг. – Кроме того, в современном обществе пропагандируется, что важно быть на виду, важно быть оцененным. У каждого свои причины. Один хочет привлечь внимание, другой ощущает себя живым только на грани расставания с жизнью. Такой способ получения эмоций иногда переходит в зависимость. А это происходит в том случае, когда человек уже не может без адреналина: у него портится настроение, пропадает «сон и аппетит». Но для большинства экстремальные увлечения остаются лишь увлечениями.

Вопрос еще и в том, кто увидит фото- и видеоматериалы, попавшие в свободный доступ в Сеть. Не исключено, что мальчишки, насмотревшись на трюки других подростков или взрослых парней, тоже захотят стать «покорителями вершин». Найти группу единомышленников в социальной сети – проще не бывает, организовать вылазку на крышу ближайшей девятиэтажки тоже легко. А вот какими будут последствия и кто возьмет за них ответственность, сказать сложно.


КОММЕНТАРИИ:

 Наталья АЛЕКСАНДРОВА

К. м. н., врач-психотерапевт клинической психиатрической больницы им. Солодовникова

 Поскольку обычная деятельность подростков лишена романтики, героизма – ведь учеба достаточно скучна и прозаична, то такие виды деятельности реализуют потребность в сильных эмоциях. Обратная сторона этого явления такова, что мышление подростков еще не зрелое: да, они не дети, но и не взрослые. И у них нет понимания опасности и необратимости смерти, которая может случиться. Поэтому нередко такие увлечения плохо заканчиваются. Чтобы совместить пользу этих увлечений и свести до минимума опасность, как специалист могу посоветовать сделать их нормативными в рамках сообществ, секций, где бы за подростками следили опытные руководители.

Другой вариант – иногда такими увлечениями подростки компенсируют свою несостоятельность в обычной жизни, учебе. В данном случае нужна работа по адаптации, социализации таких детей, устранению возможных психологических барьеров, которые мешают их общению со сверстниками и уводят от реальности. И если у человека нет зон успешности в реальной жизни, то такое увлечение может перейти в зависимость.

 

Виталий ЛЕВИЦКИЙ

Зам. начальника отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН полиции УМВД России по городу Омску

 Если объект охраняемый, а подросток достиг 16-летнего возраста, то мы привлекаем его к административной ответственности за нарушение пропускного режима охраняемого объекта. Если этого возраста не достиг, то рассматриваем возможность привлечения к ответственности его родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Ставим ребят на профилактический учет, наблюдаем в течение полугода, если есть положительная динамика, снимаем с учета.

Те, кто снимает фотографии с крыш многоэтажных домов, – довольно частое явление. В первую очередь, мы выясняем, как подростки проникли на крышу: было ли чердачное помещение закрыто на замок, была ли порча имущества. Если да, то возникают совсем другие административно-правовые вопросы. Если же они просто проникли и соседи подтверждают, что ничего не сломано, то мы ограничиваемся профилактической беседой и ставим в известность образовательные учреждения.

 

URL: http://omskregion.info/news/42997-layki_tsenoyu_v_jizn/
Дата публикации:29/06/2016 07:53