Андрей Воронцевич: «Я омич и москвичом не стану никогда»

Один из лучших баскетболистов страны о ситуации в российском баскетболе, зарубежных коллегах и омских дорогах.

З-кратный чемпион Евролиги, 6-кратный чемпион Единой лиги ВТБ, 11-кратный чемпион России, 3-кратный обладатель Кубка России Андрей Воронцевич в составе столичного ЦСКА выиграл на клубном уровне уже все мыслимые и немыслимые титулы в баскетбольном Старом Свете. И вот очередной трофей: в мае этого года московские армейцы стали обладателями Кубка европейских чемпионов по баскетболу, обыграв в финале турецкий «Фенербахче». Драгоценный кубок Андрей привез в родной Омск и сразу же отправился с ним в детский дом №4. Там он рассказал ребятам о том, как писалась новая славная страница российского баскетбола, и провел мастер-класс для будущих чемпионов. А потом открыто и с юмором ответил на вопросы корреспондента «Омской правды».

«Разломать все легко»

– Андрей, почему свой первый визит в родной город вы начинаете именно с посещения детского дома?

– Во мне сейчас живет огромная радость – радость чемпионства, ощущение большой, важной победы. И мне хочется делиться ею со своими земляками. А дети – очень благодарная аудитория. И потом, этот Кубок европейских чемпионов, который я привез в Омск, по моему мнению, должен служить на пользу людям. Если, посмотрев на него, прикоснувшись к этому трофею, кто-то из ребят решит шагать по жизни рука об руку со спортом – это будет очень хорошо! Ну и к тому же приезжать, будучи в Омске, в детские дома стало для меня уже доброй традицией. Так было и в прошлый мой визит в родной город. Знаю, что у живущих здесь ребят и так все есть, но прийти к ним в гости с пустыми руками все равно не могу. Сегодня вот привез им в подарок плазменный телевизор и несколько баскетбольных мячей.

– Вы с семьей уже давно живете в Москве. А какое место в вашей жизни сейчас занимает Омск?

– Это моя родина, и этим все сказано. Здесь живут мои мама и папа, мой младший братик. Меня постоянно манит к себе мой город. Живя в столице или бывая в крупнейших мегаполисах мира, я постоянно помню об Омске и очень хочу вновь пройти по знакомым с детства местам, побывать в нашем тихом, утопающем в зелени дворике, что в Чкаловском поселке. Где бы я ни жил, я – омич. И москвичом никогда не стану. Тут дело не в прописке. Единственное, что напрягает, – омские дороги. В самом глухом уголке Подмосковья они лучше, чем здесь в центре города. Вчера поездил на взятом у отца джипе и послал маме сообщение со словами из песенки, которую она пела мне в детстве: «По кочкам, по кочкам, в ямочку – бух!» (Смеется.) Зато здесь гораздо больше солнца, чем в Москве!

– Омский БК «1716» в этом году, по сути, прекратил свое существование. Что ты об этом думаешь?

– Мне хочется кричать: «Кто-нибудь, кто может, помогите омскому баскетболу!» Это не дело, что в городе с более чем миллионным населением баскетбол буквально умирает. А на чьем же тогда примере привлекать детей в спорт? Кто тогда уже в скором будущем должен завоевывать для России медали на международной арене, если мы сегодня махнули рукой на спорт в регионах? Разломать все легко, вот только что потом…

– Недавно произошло историческое для российского баскетбола событие: два наших соотечественника, Тимофей Мозгов и Александр Каун, стали первыми в истории российскими чемпионами в НБА. Есть ли у вас к ним некая профессиональная зависть?

– Ничего подобного! Я искренне рад за ребят. Вы правы, они действительно вписали свои имена в историю: два русских центрфорварда стали чемпионами сильнейшей баскетбольной лиги мира в составе клуба «Кливленд Кавальерс». И ведь они проигрывали в серии 1:3, но проявили волю, сумели переломить ситуацию. Молодцы! Но как я могу кому-то завидовать, если мы с ребятами выиграли с ЦСКА в этом сезоне чемпионство в Евролиге, чемпионат ВТБ, собрали все кубки, какие только возможно. Так что пусть каждый побеждает на своем месте и прославляет российский баскетбол.

«Олимпийским чемпионом пока не стал»

– Вы играли выставочные матчи против клубов НБА «Орландо Мэджик», «Майами Хит» и других. Чувствуется разница в игровом стиле по сравнению с российскими командами?

– Конечно. Там больше размер игровой площадки, трехсекундная зона открыта, там нельзя стоять защитнику, а у нас можно. Поэтому у нас нет таких проходов в середину, а ведь американцы именно туда все лезут, разгоняются, прыгают. Да и по физическим кондициям, я считаю, они нас превосходят. Игроки, выступающие в НБА, получают больше игровой практики. Играть сорок минут либо сорок восемь – большая разница. И никакая тренировка не заменит игрового времени в официальной встрече.

– На что нынешний ЦСКА мог бы претендовать, выступай он в НБА?

– Ни середнячками, ни уж тем более аутсайдерами, борющимися за выживание, точно бы не были. Уверен, вполне могли бы конкурировать с ведущими заокеанскими клубами за лидирующие позиции. У нас сейчас действительно сильный клуб, лучший в Европе. Наверняка не потерялись бы и в НБА.

– В чем секрет успехов бас­кетбольного ЦСКА?

– В правильно выстроенной системе. Все для победы. Это не просто громкие, пафосные слова, а реально работающий механизм, где каждый человек, от уборщицы до президента, четко знает свое место, свою функцию и работает очень профессионально. Если нет – клуб с таким человеком расстается, отбор жесточайший.

– Хорошо ли для российского баскетбола, что уже много лет в нем доминирует один клуб?

– Понимаю, о чем вы. Действительно, довольно многие теряют интерес к турниру, когда в нем нет жесткой конкуренции за золотые медали до последнего тура. Еще до старта чемпионата люди порою так и говорят: «А чего там смотреть-то? И так ясно, что ЦСКА победит». Вот только мало кто знает, что за этой видимой легкостью, с которой мы на площадке разбираемся с соперниками, стоит титанический труд на тренировках. И осознание того, за какую команду ты играешь. Выходишь в зал, а там наверху, под сводами дворца, места свободного нет от игровых маек твоих легендарных предшественников: Станислав Еремин, Иван Едешко, Андрей Кириленко и многие другие. И ты понимаешь, что просто не можешь подвести их, сыграть без страсти, вполсилы. Я горжусь, что являюсь частью «Красной машины».

– У тебя блестяще складывается клубная карьера, а насколько ты доволен тем, как обстоят твои дела в сборной России?

– Во всяком случае, я пока так и не стал, в отличие от нашего великого земляка Ивана Дворного, олимпийским чемпионом. В составе сборной я участвовал в Олимпийских играх 2008 года в Пекине, но тогда мы не смогли что-либо выиграть, ограничившись девятым местом. В 2012 году я не поехал на Олимпиаду в Лондон из-за проблем со спиной. Именно там наши ребята стали третьими, и я очень горд за них. Единственная моя награда на уровне сборной – бронзовая медаль чемпионата Европы, завоеванная в 2011 году в Литве.

«Баскетбол – коллективная игра»

– На чемпионате мира по баскетболу 2010 года в матче против сборной Новой Зеландии ты сделал дабл-дабл: 18 очков и 11 подборов. В игре против сборной США на том же турнире вновь дабл-дабл: 14 очков и 12 подборов. Это были твои лучшие международные матчи в карьере?

– Пожалуй, так и есть. Ну а на предыдущем чемпионате Европы я стал лучшим по подборам, а это тоже чего-то стоит. Конечно, личные амбиции есть у любого спортсмена, и не верьте, если кто-то говорит, что для него важна исключительно командная статистика. Все хотят побеждать, без этого в спорте делать нечего. Но все равно баскетбол – коллективная игра, и без помощи партнеров ты не продемонстрируешь личной выдающейся игры. Пока у меня лучше получается в клубе, а не в сборной. Почему так? Я не знаю. Но мы стараемся, работаем, не опускаем рук. Думаю, каждый должен сам задать себе вопрос: «Что я делаю не так?» Коллектив от этого станет только сильнее и сплоченнее.

– Вернемся к клубным делам. Главный тренер в ЦСКА сейчас Димитрис Итудис, грек по национальности. Другой язык, другой жизненный менталитет. Это создает какие-то дополнительные сложности в общении?

– Нет, ведь язык баскетбола универсален, баскетбольные термины одинаковы во всех странах. Кроме того, у нас интернациональная команда. Сегодня за ЦСКА выступают француз, серб, англичанин, три американца. И никто из иностранцев в клубе не держится особняком, все прекрасно общаемся между собой на английском. Я когда попал в ЦСКА, вообще практически не знал этот язык. Школьный курс не в счет. А тренером тогда был итальянец Этторе Мессина. Так вот он помог мне очень быстро наверстать пробелы в образовании. Методика у него простая и эффективная: недопонял что-либо из сказанного – сто отжиманий. В итоге язык я выучил быстро! (Смеется.) Через полгода понимал уже все. А в клубе у нас вообще очень хорошая, приятная атмосфера. Там ведь все профессионалы, людей случайных, «с улицы», нет.

– Вы не поклонник футбола. Но сейчас проходит чемпионат Европы. Кому-либо симпатизируете?

– А что, сейчас проходит чемпионат Европы по футболу? (Смеется.) Вообще не смотрю. Что это за игра – 90 минут, и ни одного гола!

– Знаю, что вы увлеченный рыбак. Каков ваш лучший улов?

– Рыбачили с братом Костей в Астрахани и выловили сома. Не очень крупный, чуть больше семи килограммов. Но в рыбалке для меня гораздо важнее другое: просто сидеть, смотреть на поплавок, ни о чем не думать и ничего не делать. После игрового сезона, с его безумным напряжением, это самый лучший способ релаксации и восстановления сил.

URL: http://omskregion.info/news/43151-andrey_vorontsevich_ya_omich_i_moskvichom_ne_stanu/
Дата публикации:06/07/2016 06:32
Автор:Алексей Одариев
Фото:Сергей Мельников