Призвание спасать жизни

Уникальная хирургическая методика, разработанная омскими врачами, получила федеральную премию.

Особое внимание

В свой последний рабочий день перед отпуском руководитель Центра патологии репродуктивных органов и тазовой хирургии областной детской клинической больницы, заведующий кафедрой детской хирургии ОмГМУ, профессор Андрей Писклаков проводит редкую и сложную операцию. Она назначена на 10.30. К этому времени профессор уже закончил консультацию в детской городской больнице №3, где он также регулярно оперирует, и приехал в ОДКБ. Центр, которым руководит профессор, работает с 2002 года, сегодня это второй в России и единственный за Уралом стационар, где выполняют высокотехнологичные операции органов малого таза детям.

На операционном столе полуторагодовалый мальчик. Это далеко не самый маленький пациент в практике Андрея Валерьевича. Иногда приходится оперировать младенцев в буквальном смысле размером с ладонь: экстремальная недоношенность, когда ребенок рождается, прожив чуть больше половины своей внутриутробной жизни.

У маленького пациента порок развития тазовых органов: прямая кишка соединяется с мочевым пузырем, заднепроходного отверстия нет. Такая патология встречается нечасто, поэтому требует большего внимания. Во-первых, в течение нескольких дней малышу проводится полное обследование, во-вторых, результаты обсуждаются на консилиуме. И только после этого доктора определяют тактику лечения. К слову, мальчику уже провели предварительную операцию – сделали кишечный свищ, который немного облегчил его состояние.

Догнать доктора

Все это Андрей Валерьевич успевает рассказать мне, пока идет подготовка пациента к операции. Иногда эта процедура занимает минут 10 –15, иногда полчаса. Сразу после интервью начинается заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 80-летия ОДКБ, в котором доктор тоже участвует. Правда, уже минут через пять его вызывают в операционную.

По коридорам ОДКБ доктор ходит настолько быстро, что успеваешь за ним только бегом.

– Андрей  Валерьевич, здравствуйте! Вы нас помните? Вы нас оперировали, – в коридоре поликлиники профессора перехватывает молодая женщина с мальчиком лет шести.

– Конечно, помню. Как у вас дела? – сбавляет скорость Писклаков.

– Хорошо! А когда к вам можно подойти?

– У вас не горит? Тогда через шесть недель, я сегодня последний день, потом в отпуск ухожу. Или ждите, я на операцию, часа через три, может быть, освобожусь.

– Тогда мы лучше через шесть недель, – уже вслед  доктору кричит женщина.

Операционный блок находится на верхнем, шестом этаже больницы. В санприемнике профессора ждет ассистент, заведующий Центром хирургии новорожденных, кандидат медицинских наук Денис Федоров. Переодеваясь, доктора еще раз обсуждают последовательность предстоящих действий.

Кроме двух хирургов, в операционной анестезиолог и четыре медсестры. Сама операция проводится лапароскопическим способом, через прокол. Несмотря на то что используется малоинвазивный метод, на восстановление после такого вмешательства малышу потребуется много времени.

Колоссальный труд

По сути, хирурги Центра патологии ОДКБ делают то, с чем не справилась природа. В глобальном смысле их задача – повысить качество жизни ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека. В локальном – поставить органы на свои места.

За создание новых методов лечения Андрей Писклаков в составе группы врачей под руководством профессора, главного хирурга республиканской детской клинической больницы Василия Николаева стал обладателем премии «Призвание-2016». Благодаря самому большому в России опыту, накопленному за 20 лет, доктора в Москве и Омске провели 3,5 тысячи реконструктивных и эндоскопических операций у детей и подростков со сложными пороками развития органов таза.

Церемония награждения хирургов прошла 16 июня в Театре Российской армии в Москве. На конкурс поступило более 200 заявок, победителями признаны шесть медицинских коллективов, в том числе омский.  А за день до церемонии все лауреаты побывали на приеме у министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. Было время и на личное общение.

– Меня как хирурга поразило достижение врачей из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, а именно – пересадка лица молодому солдату. Причем в отличие от тридцати пересадок, сделанных во всем мире ранее, когда брали только кожу, питерские врачи пересадили мышцы и хрящи носа, лобную пазуху. Мы разговаривали с коллегами, было очень сложно взять трансплантат у донора… Колоссальный труд, – считает Андрей Писклаков.

Для омских врачей это первая победа подобного масштаба, ведь «Призвание» считается, пожалуй, самой почетной премией в медицинской среде.

– То, чему нас учат в вузе, – это стандартная анатомия, усредненная, – считает профессор Писклаков. – На самом деле все может оказаться совсем иначе. Например, сосуды отходят не там, где положено. Ты оперируешь  и знаешь, что здесь сосуда не должно быть. А он есть. Иногда пороки бывают такие, что сложно представить, как с ними справиться. Особенно сложно оперировать повторно, а если пациент приезжает из другого региона, это вообще головная боль. Там не только порок, но еще и послеоперационные рубцы усложняют ситуацию. Но мы оперируем, несмотря на все это.

«Труднее, чем мы рассчитывали»

…Операция длилась три часа и прошла успешно. В послеоперационном периоде за состоянием мальчика будут следить врачи ОДКБ, в дальнейшем ему потребуется реабилитация и регулярное наблюдение у специалистов. Но у малыша теперь появился шанс на полноценную жизнь.

– Каждый раз, готовясь к подобной операции, мы предполагаем, что будет трудно. Но обычно оказывается еще труднее, чем мы рассчитывали, – говорит хирург. – Нет двух одинаковых пороков. Когда идешь на операцию, нужно быть готовым ко всему. Как правило, все высокотехнологичные методы диагностики, типа УЗИ, МРТ, МСКТ, мало помогают увидеть истинное положение дел. Поэтому мы ориентируемся на клиническую картину, на наши знания и опыт. Как правило, это срабатывает.

URL: http://omskregion.info/news/43153-prizvanie_spasat_jizni/
Дата публикации:06/07/2016 06:37
Фото:Сергей Мельников