Станислав Гребенщиков: "Повального незаконного обращения с лесом в Таре мы не обнаружили"

Станислав Гребенщиков: "Повального незаконного обращения с лесом в Таре мы не обнаружили"

Дата публикации 14 июля 2016 21:01 Автор Фото Виктория Алексеева

Полицию, прокуратуру и Рослесхоз завалили жалобами на незаконные рубки леса в Тарском районе. Вице-губернатор Станислав Гребенщиков на месте разбирался, в чем причина – в личных амбициях жалующихся или действительно в массовых вырубках.

С Тарского района начал поездку на север вице-губернатор Омской области Станислав Гребенщиков. Основная цель его поездки – проконтролировать, как восстанавливаются дороги после паводка и строятся новые дорожные объекты, а также проверить исполнение программы капитального ремонта в районах. Однако в Таре главным вопросом повестки дня стала борьба с черными лесорубами.

Представители лесничества на месте проверяют, по каким документам идет вырубка в делянах

Дело в том, что местные жители завалили надзорные органы жалобами на незаконные вырубки в тарских лесах. Действительно, в Тарском районе начинается ценный «красный» лес. Он растет по всему северу Омской области, но проще всего транспортировать древесину именно из Тары. Правоохранители признаются, что проблема незаконных рубок в районе есть, причем более острая, чем в целом по Омской области, но ажиотаж называют надуманным. Жалоб действительно много, но их автором является один или два человека.

«Генератором» жалоб стала местная жительница Людмила Жукова, борец за сохранение леса возле села Екатерининское. Особо активной ее борьба стала в прошлом году, когда была утверждена государственная кадастровая оценка земель лесного фонда. Дело в том, что владеть лесами в России может только государство, однако кусочек такого леса площадью около одного гектара не совсем понятным образом оказался в собственности Жуковой.

За спиной у Людмилы Жуковой - лес после незаконной вырубки

На «своем» участке Людмила Жукова организовала базу отдыха в зданиях бывшего детского лагеря. Таких случаев по России достаточно много, по поручению президента страны Рослесхоз оспаривает странные сделки через суд. Пока идут судебные разбирательства, Людмила Алексеевна «дает жару» и лесничим, и полиции, и прокуратуре, и представительству Рослесхоза.

В этот раз к своей борьбе она привлекла региональное отделение Общероссийского народного фронта. «Фронтовики» вместе с Жуковой и спланировали поездку вице-губернатора Гребенщикова по якобы незаконным рубкам.

Первым пунктом стал 179 квартал Екатерининского участкового лесничества. Практически все участники рейда бывали здесь и не один раз. Дело в том, что еще в 2014 году на этой территории была проведена выборочная санитарная вырубка по проекту освоения лесов. Арендатор допустил нарушения.

Николай Каменецкий в очередной раз рассказывает о наказании за нарушения при вырубке

«Помимо березы была выпилена сосна, по данному факту проведено административное расследование, наказаны и арендаторы, и сотрудники лесничества, которые это допустили. Этот квартал и выдел муссируется с 2014 года», – рассказывает начальник Тарского лесничества Николай Каменецкий.

Хоть нарушения и были, но уже два года назад, поэтому не стали новостью для представителей надзорных органов. Тем более что рубка, несмотря на нарушения, не была незаконной, эта территория находится в аренде для заготовки древесины.

Аренда лесных насаждений совсем не значит, что полностью все деревья спилят. Сначала предприниматели-арендаторы заказывают проект освоения лесов, в котором по годам расписано, сколько кубометров леса какой древесины и на каком участке можно взять. Кроме этого, в заготовку идут только деревья диаметром от 16 сантиметров.

Лес после незаконной, по версии Жуковой, вырубки

Специалисты утверждают, что рубки ухода лесу просто необходимы. Они сравнили сосны с морковкой, которую необходимо прореживать. Только эффект прореживания на морковке можно увидеть за сезон, а чтобы понять разницу между лесом, за которым ухаживают, и тем, что растет сам по себе, нужны десятки лет. Итогом зачастую становятся сплошные вырубки перестойного леса.

Как раз такой пример увидели проверяющие на еще одной предложенной народным фронтом деляне в 17 квартале. Выяснилось, что и здесь вырубка леса законна, на надел заключено 70 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд жителей Тарского и Шербакульского районов. Даже беглый осмотр деляны позволил специалистам сделать вывод о правильности назначения здесь сплошной рубки.

«На этой территории много деревьев, которые вывалены с корнем, то есть, видимо, был ветровал. Много суховершинных и поврежденных деревьев. Конечно, надо все это убирать, потому что велика вероятность пожара», – прокомментировал доцент кафедры садоводства, лесного хозяйства и защиты растений ОмГАУ Николай Ненашев.

Документы подтвердили версию ученого: вырубки были назначены новосибирскими лесопатологами после пожаров, которые происходили здесь от четырех до десяти лет назад. Деревья из-за пожаров полностью не сгорели, но эксперты фиксируют «значительное превышение текущего отпада от природного».

Разговор с Людмилой Жуковой на этой деляне хорошо показал, как она воспринимает и передает информацию.

Разговор Каменецкого и Жуковой идет "по кругу"

«Вот здесь в полутора километрах Акулово озеро. Почему в водоохранной зоне идет сплошная рубка?» – спрашивает Жукова у лесничих.

«Водоохранная зона устанавливается вдоль рек и ручьев, вокруг озер водоохраной зоны нет», – поясняет Каменецкий.

«А памятник природы? Здесь ООПТ (особо охраняемая природная территория. – Прим. ред.) местного значения установлено», – пробует зайти с другого края Жукова.

«ООПТ местного значения на землях федеральной собственности создаваться не может, а все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности», – включается в диалог министр природных ресурсов и экологии региона Александр Винокуров.

Тогда Жукова обращается к только что подошедшему представителю ОНФ, который не слышал предыдущего диалога: «Ну вот для чего молодняк вырубают в водоохраной зоне? Здесь памятник природы – Акулово озеро».

Еще одна попытка объяснить, что там, где растут деревья, нет ни водоохранной зоны, ни ООПТ местного значения, снова не приводит к результатам. Жукова демонстративно уходит.

Еще одна точка, где "незаконно" вырублен лес

Следующим пунктом поездки становятся леса возле деревни Пологрудово. Здесь делегацию проверяющих встречают приглашенные Жуковой эксперты. Правда, якобы незаконные вырубки опять относятся к 2014 году. А одним из экспертов выступает бывший работник лесхоза, который и отвечал за отводы наделов для вырубки в то время на этой территории.

Бывший лесничий говорит, что в период его работы все было сделано неправильно

Об этом уже на следующий день после инспекции рассказал министр природных ресурсов во время заседания круглого стола по незаконным рубкам.

«В Пологрудово представители народного фронта пригласили жителей. Один из них уволился из лесного хозяйства в 2015 году. Он говорил, что неправильные работы велись в то время, когда он отвечал за этот объект. На месте я принял решение поднять документы с 2013 года, когда этот специалист работал в хозяйстве, посмотреть, как он отводил, как он принимал решения, потому что к его работе возникали вопросы. Второй эксперт, который говорил, что здесь неправильно все происходило, тоже работала раньше в лесном хозяйстве. Мужа этой женщины в этом году осудили на два года условно и штраф в 430 тысяч рублей за незаконную рубки. Вот этих двух людей народный фронт представил, чтобы они предъявляли претензии к лесному хозяйству», – пояснил Винокуров.

На круглый стол, кстати, приглашали и Людмилу Жукову, и представителей ОНФ. Представители региональных властей, Рослесхоза, прокуратуры и полиции планировали уже по результатам рейда обсудить обоснованность жалоб. Однако ни Жукова, ни активисты ОНФ на встречу не пришли.

Станислав Гребенщиков: ни один из фактов незаконной рубки от ОНФ не подтвердился

«Никто не проявляет безволия в решении этого вопроса. Повального незаконного обращения с лесом мы не увидели. Те места, которые были обозначены как незаконные, подтверждения не нашли. Мы выступили с просьбой правоохранительным органам дообследовать участки, дать понимание, что происходит. Либо это личные амбиции, либо какие-то еще неустановленные мотивы. Но вопрос действительно заслуживает особого внимания. Есть вещи, которые необходимо дорабатывать и ставить на особый контроль», – сказал по итогам круглого стола Станислав Гребенщиков.

Распечатать страницу