Игорь Пушкарь, правозащитник: «За три года в Омске за жестокое обращение с животными не был наказан ни один человек»

Правозащитник Игорь Пушкарь прокомментировал отравление собак на тренировочной площадке областной станции юных натуралистов.

— Все будет зависеть от обстоятельств, при которых произошло это преступление. Статья 245 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за жестокое обращение с животными, имеет своеобразный состав. Чтобы эту статью применить, необходимо, чтобы животное получило увечье или смерть, чтобы действие было произведено исходя из хулиганских или корыстных побуждений, либо садистским способом, либо в присутствии малолетних. Это квалифицирующие признаки, когда можно вменить преступнику статью 245.

К сожалению, наша полиция практически не применяет эту статью. По статистике судебного департамента (я делал запрос в этом году) за три последних года у нас не было привлечено к уголовной ответственности ни одного человека по этой статье. Хотя случаев жестокого обращения с животными десятки. При этом есть случаи, когда установлено лицо, есть очевидцы, есть квалифицирующие признаки. Например, два года назад на улице Омской с 8-го этажа сбросили спаниеля Тиму. Там были полно собраны доказательства, однако никто не был наказан.

Полиция не возбуждает уголовные дела, и мне в кулуарах люди говорили о том, что в полиции просто не знают, как вести подобные дела. Нет практики — они боятся, что в суде дело рассыпется. У них есть стандартные процедуры по побоям, хищениям и так далее. По ним любой участковый знает, как собрать доказательства, зафиксировать их и так далее. А что делать с погибшей собакой, они не знают, поэтому уголовные дела не возбуждаются.

Надеюсь, что по данному делу полиция примет решение все-таки возбудить уголовное дело. Для этого нужно просто желание полиции. При Томчаке такого желания не было. Не исключаю, что у руководства полиции в это время не было желания возбуждать дела по этой статье


— Но ведь был прецедент, когда студента Манамса, снявшего видео с утоплением котят, отчислили из вуза?

Да, Манамса удалось отчислить из юридической академии. Но уголовное дело возбуждают по месту совершения преступления. А это было где-то в Алтайском крае — летом, на каникулах. Путем допроса его и его близких было установлено место, где это происходило. А потом дело было передано в полицию в Алтайский край. Дальнейшая судьба этого дела неизвестна. Мы сделали запрос, но нам на него не ответили. Понес он ответственность или нет — неизвестно.

В этом случае хотя бы какой-то результат есть — человека отчислили из академии, понес какое-то наказание. И на федеральном уровне эту историю показали в СМИ. Хотя к нему можно было применить не только 245 статью за жесткое обращение с животными, а еще и хулиганство. Он демонстративно, пренебрегая всеми нормами морали, выносил свои садистские эксперименты на публику. Это наверняка могли видеть и дети — он публиковал видео на “Ютубе”.

Вся проблема в том, что у нас отсутствует государственная политика защиты животных. Во всех странах ответственность увеличивается за жестокое обращение с животными. В Америке могут 50 лет тюрьмы дать — у меня в голове это не укладывается. В Белоруссии за это была административная ответственность, сейчас уголовная. И так далее.

Многие страны ужесточают общественное отношение к жестокому обращению к животным. Например, люди, которые замечены в этом, вносятся в специальные реестры. Как, например, есть открытый список насильников и педофилов. В нем можно посмотреть, чтобы там вашего соседа не было. То же самое и насилие по отношению к животным. Вокруг таких людей формируется общественное отношение, им просто не пожимают руки и так далее. Это очень серьезно меняет картину.

В Омске было много известных случаев. Они все упираются в бездействие полиции. Фактически, в их импотенцию. Это развязывает руки всякой мрази.

В ряде городов бездействие полиции порождает альтернативные действия людей, которые не согласны с этим. В Питере есть какой-то полк воздушно-десантных войск, не помню название. Ветераны этого полка, да просто люди, которые считают недопустимым насилие над животными, собирали информацию о догхантерах. И понятно, что неправовыми методами, извините, проламывали им башку. Полиция сделать этого не может. Догхантер демонстрирует свои «подвиги». И такое общественное явление возникло как антидогхантеры.

У нас тоже в Омске пару лет назад поймали догхантера и его самого накормили фаршем отравленным. Думали, что он сам после этого заявит в полицию. Но он не заявил. А он на территории какого-то предприятия пытался отравить собак.

Все идет к тому, что люди сами возьмут монтировку и пойдут искать таких догхантеров и будут вершить самосуд».

URL: http://omskregion.info/news/43554-igor_pushkar_pravozachshitnik_za_tri_goda_v_omske_/
Дата публикации:22/07/2016 16:38
Фото:Сергей Мельников