Столичные и местные эксперты разошлись во взглядах на перспективы Омска

Столичные и местные эксперты разошлись во взглядах на перспективы Омска

Дата публикации 17 августа 2016 14:46 Источник фото omskzdes.ru

«Омск медленно умирает» — таков один из тезисов выступления известного московского социолога Алексея Фирсова. Комментарии омских экспертов говорят об обратном: город развивается, хотя жить в нем пока не очень комфортно.

В Омске прошло заседание экспертного клуба «Платформа», инициатором мероприятия стали московские исследователи. Выслушать доклады столичных гостей пришли чиновники из областного правительства, предприниматели, общественные деятели и журналисты.

Три известных эксперта попытались ответить на вопросы, что сегодня представляет собой Омск, как его видят местные жители и столичные эксперты, какие дальнейшие перспективы развития есть у сибирского города-миллионника.

Ведущим мероприятия стал известный социолог, руководитель экспертного клуба ВЦИОМ Алексей Фирсов. Он представил для обсуждения исследование на тему «Экономика Омска: настоящее и будущее». Основу работы составили мнения 32 экспертов (21 из Омска, 11 из Москвы), с которыми специалисты ВЦИОМ проводили интервью. Также в ней использовались данные статистики.


«Раньше было лучше»

Уже в начале выступления Фирсов представил основные выводы: у Омска нет сформированного инвестиционного бренда, развитие города опосредовано негативно настроенным общественным сознанием, омичам нужно отказаться от ретроспективной зависимости («раньше было лучше»), диверсифицировать экономику и улучшать городскую среду. Для интересующихся этой темой экспертов он вряд ли сообщил что-то новое.

Впрочем, некоторые частности были любопытны. Например, как воспринимают Омскую область эксперты из Москвы. Из четырех тезисов три — негативные:

  • сложный регион с сомнительными перспективами развития («Омск медленно умирает», как выразился один из москвичей);
  • регион, живущий в ситуации перманентной напряженности между двумя центрами власти (после ухода с поста губернатора Леонида Полежаева градус конфликта явно снизился, а москвичи, вероятно по инерции, вспоминают старую ситуацию. — Прим. авт.);
  • местная элита — генератор проблем, а не решений для Омска и Омской области.

Впрочем, позитивный тезис (а скорее, констатация факта) даже с позиции москвичей явно перевешивает все остальные: «Омск — это большой промышленный город, стратегически важный в условиях непростого внешнеполитического положения страны».

Интересна была и часть, посвященная восприятию Омска местными экспертами.


Тремя успешными брендами Омска Фирсов назвал Омский нефтезавод, «Алкогольную сибирскую группу» и сеть кофеен «Скуратов». Эксперт отметил, что в кризис нефтезавод продолжает проводить модернизацию, алкогольная компания сделала федеральным брендом водку «Пять озер» (отсылка к Омской области) и претендует на звание драйвера экономики, а кофейни «Скуратов» из Омска начали экспансию в Москву.

В конце доклада Фирсов представил три вероятных сценария дальнейшего развития экономики Омска:

1) советский вариант (сохранение существующей структуры экономики, советский город с элементами новой экономики и жизни), который большинство экспертов посчитало тупиковым;

2) модернизационно-индустриальный вариант (перепрофилирование мощностей действующих предприятий под нужды современной экономики);

3) поиск новых ниш.

В последнем сценарии эксперты предложили свои варианты диверсификации экономики: Омск как центр ИТ-разработок, создание биокомплексов для переработки продукции и экспорта в Китай, центр экспорта культуры и образования.


Город «тяжелой» экономики

Свою концепцию восприятия Омска представил гендиректор фонда «Институт экономики города», завкафедрой экономики города и муниципального управления ВШЭ Александр Пузанов. Он охарактеризовал Омск как город «тяжелой» экономики наряду с такими городами, как Пермь, Челябинск и Волгоград, и назвал основные угрозы для подобных территорий.


Ученый также привел примеры из мировой практики и рассказал, какие возможные траектории развития есть у Омска: деиндустриализация и дальнейшая стагнация (примеры — Катовице и Шеффилд); индустриальная модернизация (Нюрнберг, Вроцлав и Сарагоса); а также структурная трансформация и модернизация экономики (Бремен, Лейпциг, Лилль, Бирмингем и Глазго).

По мнению Пузанова, в условиях новой экономики города сегодня конкурируют уже не столько за бизнес, сколько за человека и за человеческий капитал в целом. А для человека, в свою очередь, нужны комфортные условия проживания, качество потребления и возможность самореализации.


На трамвае в светлое будущее

Третьим выступил эксперт Всемирного банка, сопредседатель Совета по национальной конкурентоспособности Андрей Шестопалов. Его доклад назывался «Развитие Омска», однако практически весь он был посвящен развитию Татарстана, Томской и Ульяновской областей.

Из этих трех историй предлагалось сделать следующие выводы: Омску нужен настоящий лидер, хорошая стратегия развития, а также влияние и участие в федеральной повестке дня. Последний пункт позволяет в итоге получат значительный федеральный ресурс.

В конце Шестопалов предложил и «оригинальную» идею для Омска — развивать городской электротранспорт (эксперт при этом ссылался на идеи блогера Варламова).

«Реализация этого проекта потребует стратегической перестройки всей маршрутной сети города и создания экосистемы вокруг городского транспорта. Выгодоприобретателями проекта станут горожане, девелоперы, малый бизнес, органы государственной власти и местного самоуправления», — гласил вывод на слайде.



Другая промышленность

В отличие от абстрактных выступлений московских теоретиков комментарий главы областного минпрома Виктора Белова был насыщен фактами, готовыми и реализующимися планами и ясным видением целей и задач.

В 2005 году омские заводы выпускали продукции примерно на 220 млрд рублей, в 2015-м — на 766 миллиардов (почти в 3,5 раза больше). Цифры даны с учетом инфляции, уточнил министр и добавил, что десять лет назад на предприятиях оборонки работало более 100 тыс. человек, а сегодня — около 30 тыс.

«Производительность труда выросла многократно! Тот рубеж, который Путин ставил достичь (президент РФ в 2013 году на форуме «Россия зовет» заявил, что производительность труда в России должна расти на 5–6% ежегодно. — Прим. авт.), мы уже перевыполнили в два раза, — отметил Белов и добавил: — Точки роста промышленности в Омске — это другая промышленность».

Он напомнил, что Омская область успешно вписывается в национальные проекты: производство «Ангары» на заводе «Полет», создание двигателя для Ил-112 на заводе им. Баранова, системы связи для флота, катализаторное производство ОНПЗ и др.


Высокие технологии

Генеральный директор компании 7bits Анна Тарасенко прокомментировала вариант создания в Омске центра ИТ-разработок как одного из драйверов экономического роста. Такое направление действительно перспективно, так как в Омске работают хорошие программисты. Однако собственным разработкам в первую очередь мешает отсутствие уверенности в себе.

«Омск может стать центром ИТ-технологий. Мы можем сделать мощный рывок, потому что нас не сдерживают какие-то физические объекты или логистика. Интернет — и все будет. Для этого нужны успешные примеры, информационная поддержка. Среди айтишников есть такие настроения: “Мы сделали стартап, а он сдох, ничего не получилось”. Мы пытаемся этот тренд переламывать, учитывая западный и российский опыт, стимулировать и помогать, чтобы собственные продукты взлетали», — говорит Тарасенко.

По словам разработчика, сегодня крупнейшие омские ИТ-компании работают в основном на заказ. При этом заказчиками выступают малые и средние компании — с крупным бизнесом коммуникации пока не налажены, рассказывает гендиректор 7bits.

Впрочем, истории успеха есть и у омских разработчиков.

«Омский продукт, который сейчас на взлете, — это проект “Все платежи” (сайт https://vp.ru/, позволяющий оплачивать все коммунальные услуги онлайн в одном месте. — Прим. авт.). Это крупный стартап, который во многом айтишный, и мы принимаем в нем участие. Это пример, когда интересный проект вышел на федеральный уровень», — резюмировала Тарасенко.


«Одомашнивание» и успешный маркетинг

Генеральный директор исследовательской компании «Делфи» Евгения Климанова рассказала об успешных и не очень стратегиях омских предпринимателей.

«Есть бизнесмены, которые сконцентрированы на домашнем, омском рынке. Они гипертрофированно воспринимают все проблемы, которые есть в Омске. Им сейчас очень плохо. А есть бизнесмены, которые не зацикливаются на Омске. У них есть мощная идея, мощный маркетинг. И они думают: “Я со своим продуктом могу работать по всей России”», — рассуждает Климанова.

Такие компании зачастую достигают успеха и становятся примером для других омских предпринимателей, говорит гендиректор «Делфи».

«У нас есть очень мощные компании. Например, “Парфюм-лидер” — один из лидеров на этом рынке. И такие есть:  “Суши-маркет”, “Сладонеж” (работает на 50 регионов), другие. Здорово, когда в городе есть такие компании. Им ни экономический кризис не мешает развиваться, ни ситуация в Омске», — резюмировала маркетолог. 

Итоги дискуссии подвел заместитель председателя правительства Омской области Владимир Компанейщиков. Он отметил, что, несмотря на развитие промышленности и уникальные разработки, молодым (и не только) людям сегодня в Омске не комфортно и не интересно.

«Нужно спасать город, нужно делать его комфортным, чтобы люди хотели оставаться здесь жить. И вопрос городского пространства требует компетенций, которые за редким исключением сегодня отсутствуют», — резюмировал чиновник.

сказано в тему

Виктор Белов, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий: «Омск обречен быть промышленным городом»

Виктор Белов, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий: «Омск обречен быть промышленным городом»

Глава областного минпрома Виктор Белов рассуждает о точках роста промышленности, производительности труда и месте омской оборонки в национальных проектах.

Распечатать страницу