В Таре завершается реставрация старейшего каменного здания Омской области — Спасской церкви

В Таре завершается реставрация старейшего каменного здания Омской области — Спасской церкви

Дата публикации 7 сентября 2016 16:11 Автор Фото Алексей Пантелеев

На объекте появился новый подрядчик, который исправит ошибки предыдущего исполнителя. Уникальному памятнику в стиле сибирского барокко вернут исторический облик.

Реставрация старейшего каменного здания в области, памятника архитектуры федерального значения XVIII века — Спасской церкви в Таре — недавно наделала много шума в прессе. У местных краеведов возникли претензии к достоверности работ — по их мнению, реставрация превратилась в грубую перестройку уникального здания и создание новоделов. Некоторые опасения оказались обоснованными, и сейчас ошибки на памятнике исправляет другая компания.

Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, Спасского собора 1776 года постройки ведутся по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)». Проектную документацию разработало ООО «Реставрационный проект» (г. Москва), и она прошла государственную историко-культурную экспертизу.

В 2015 году на основании государственного контракта от 25 декабря 2014 года работы на объекте проводила московская строительная фирма «РЕМСТРОЙ». При этом подрядчик нашел состояние так называемого восьмерика (башенка с главкой) и кирпичной кладки двух барабанов над храмовой частью объекта аварийным. Авторский надзор и подрядчик приняли решение о демонтаже кладки. Работы по демонтажу и новому устройству завершения храма в смете не предусматривались. Подрядчик выполнил эти работы за свой счет, однако сразу стало видно: новая главка собора совсем не соответствует историческому облику.

С 2016 года ремонтно-реставрационные работы на объекте продолжило ООО «Реставратор» из Великого Новгорода на основании государственного контракта от 25 декабря 2015 года. Новый подрядчик должен исправить ошибки предшественника и вернуть собору исторический вид.

В настоящее время строители установили на храм строительные леса. В начале сентября продолжалось восстановление декора в кирпичном варианте путем вычинки кирпича. Кроме того, демонтировали и кровлю барабана, чтобы заново восстановить ее прежнюю форму.

Как рассказал руководитель проекта, реставратор Олег Царев, у них есть изначальные фотографии, и весь декор восьмерика будет точно таким же, каким он и был. «Это называется воссоздание по аналогам — абсолютно рабочий реставрационный процесс, — продолжил он. — Кроме того, мы расширили оконные проемы до исторических параметров и поставим сюда новые окна».

Всего на здании храма строители использовали 12 тысяч специально обработанных кирпичей — вживленных в старую кладку и выпиленных по определенной форме. «Есть только 8-10 элементов, которые мы отливали — это декор окна, но все остальное — из кирпича, а не из какого-то прилепленного гипсокартона или пенопласта», — добавил Олег Царев.

Еще одни претензии краеведов возникли к тому, что сбоку от храма появилась новая лестница, ведущая на второй уровень. Как уверяют реставраторы, исторически всход на верхний храм был, но он не сохранился и внешнего облика его мы не знаем. Поэтому за основу был взят аналогичный пример из Тобольска. Олег Царев прокомментировал спорную ситуацию:

- У нас в проекте это крыльцо и лестница были, и я не отступаю от проекта ни на шаг. Раньше на верхний уровень храма вела узкая неудобная винтовая деревянная лестница из колокольни, и бабушки туда зайти не могли. Но по сути на двух этажах — это две разные церкви. Наверху — хоры, лучшая акустика, видимо, тот храм был летним, но он наиболее подходящий для служб. Не сомневаюсь, что всход для людей туда был. Он мог быть и деревянным или еще каким-то, но сейчас новый всход не имеет права быть из дерева. Кстати, когда мы делали котлован, видели целый слой кирпичных осколков — это могли быть остатки фундамента прежней лестницы. Новая лестница «срисована» с тех мест, где стоят подобные храмы. Мы взяли тобольский аналог.

Любопытно, что на втором уровне храма сохранился исторический деревянный пол толщиной 11 сантиметров — рубленная топором лиственница. Реставраторы убрали здесь слои краски и затем отшлифуют покрытие. «В стене мы заделали гигантскую сквозную трещину, и на колокольне зальем пол, который одновременно будет ребром жесткости. Все работы идут к окончанию», — пояснил Олег Царев.

Предварительная комиссионная приемка выполненных реставрационных работ запланирована на 10 сентября.

Распечатать страницу