В Таре завершается реставрация старейшего каменного здания Омской области — Спасской церкви

В Таре завершается реставрация старейшего каменного здания Омской области — Спасской церкви

Дата публикации 7 сентября 2016 16:11 Автор Алексей Пантелеев Фото Алексей Пантелеев

На объекте появился новый подрядчик, который исправит ошибки предыдущего исполнителя. Уникальному памятнику в стиле сибирского барокко вернут исторический облик.

Реставрация старейшего каменного здания в области, памятника архитектуры федерального значения XVIII века — Спасской церкви в Таре — недавно наделала много шума в прессе. У местных краеведов возникли претензии к достоверности работ — по их мнению, реставрация превратилась в грубую перестройку уникального здания и создание новоделов. Некоторые опасения оказались обоснованными, и сейчас ошибки на памятнике исправляет другая компания.

Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия, Спасского собора 1776 года постройки ведутся по федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)». Проектную документацию разработало ООО «Реставрационный проект» (г. Москва), и она прошла государственную историко-культурную экспертизу.

В 2015 году на основании государственного контракта от 25 декабря 2014 года работы на объекте проводила московская строительная фирма «РЕМСТРОЙ». При этом подрядчик нашел состояние так называемого восьмерика (башенка с главкой) и кирпичной кладки двух барабанов над храмовой частью объекта аварийным. Авторский надзор и подрядчик приняли решение о демонтаже кладки. Работы по демонтажу и новому устройству завершения храма в смете не предусматривались. Подрядчик выполнил эти работы за свой счет, однако сразу стало видно: новая главка собора совсем не соответствует историческому облику.

С 2016 года ремонтно-реставрационные работы на объекте продолжило ООО «Реставратор» из Великого Новгорода на основании государственного контракта от 25 декабря 2015 года. Новый подрядчик должен исправить ошибки предшественника и вернуть собору исторический вид.

В настоящее время строители установили на храм строительные леса. В начале сентября продолжалось восстановление декора в кирпичном варианте путем вычинки кирпича. Кроме того, демонтировали и кровлю барабана, чтобы заново восстановить ее прежнюю форму.

Как рассказал руководитель проекта, реставратор Олег Царев, у них есть изначальные фотографии, и весь декор восьмерика будет точно таким же, каким он и был. «Это называется воссоздание по аналогам — абсолютно рабочий реставрационный процесс, — продолжил он. — Кроме того, мы расширили оконные проемы до исторических параметров и поставим сюда новые окна».

Всего на здании храма строители использовали 12 тысяч специально обработанных кирпичей — вживленных в старую кладку и выпиленных по определенной форме. «Есть только 8-10 элементов, которые мы отливали — это декор окна, но все остальное — из кирпича, а не из какого-то прилепленного гипсокартона или пенопласта», — добавил Олег Царев.

Еще одни претензии краеведов возникли к тому, что сбоку от храма появилась новая лестница, ведущая на второй уровень. Как уверяют реставраторы, исторически всход на верхний храм был, но он не сохранился и внешнего облика его мы не знаем. Поэтому за основу был взят аналогичный пример из Тобольска. Олег Царев прокомментировал спорную ситуацию:

- У нас в проекте это крыльцо и лестница были, и я не отступаю от проекта ни на шаг. Раньше на верхний уровень храма вела узкая неудобная винтовая деревянная лестница из колокольни, и бабушки туда зайти не могли. Но по сути на двух этажах — это две разные церкви. Наверху — хоры, лучшая акустика, видимо, тот храм был летним, но он наиболее подходящий для служб. Не сомневаюсь, что всход для людей туда был. Он мог быть и деревянным или еще каким-то, но сейчас новый всход не имеет права быть из дерева. Кстати, когда мы делали котлован, видели целый слой кирпичных осколков — это могли быть остатки фундамента прежней лестницы. Новая лестница «срисована» с тех мест, где стоят подобные храмы. Мы взяли тобольский аналог.

Любопытно, что на втором уровне храма сохранился исторический деревянный пол толщиной 11 сантиметров — рубленная топором лиственница. Реставраторы убрали здесь слои краски и затем отшлифуют покрытие. «В стене мы заделали гигантскую сквозную трещину, и на колокольне зальем пол, который одновременно будет ребром жесткости. Все работы идут к окончанию», — пояснил Олег Царев.

Предварительная комиссионная приемка выполненных реставрационных работ запланирована на 10 сентября.

Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaОмск может претендовать на звание столицы российского дизайна

Если спросить омичей, что они знают о легкой промышленности в ...
Заборских Александр

Заборских АлександрТот случай, когда гонзо-журналистика - единственный оптимальный видСходка омских анимешников, или Срочная фрисби-реанимация

В среде молодежи всегда были альтернативные течения. Это уже ...
Белкин Евгений

Белкин ЕвгенийИТ- обозреватель, техноблогерНемецкий рейс: репортаж из 1990-х

Первый пассажирский авиарейс из Омска в Германию был выполнен ...

Все авторы блогов