Начинающий кинорежиссер о пользе учения, премьерном фильме и чувстве ответственности перед дочерью.
Премьера российской кинокомедии «Жених» прошла в Омске. Корреспондент «ОП» встретился с режиссером-постановщиком.
Дебют состоялся в Сибири
– Александр, расскажите о работе над фильмом «Жених».
– Два года мы с Сергеем Светлаковым снимали эту ленту. Хочу сказать, что это лучшее из того, что я сделал в своей жизни. Мы хотели опровергнуть мнение, что после советских времен в России комедии не снимаются. С фильмом мы уже проехали по крупным сибирским городам. Были в Тюмени, Новосибирске. Это не чужой для меня край – мой папа родом из Томска. Поэтому стартовать с дебютным фильмом из Сибири мне не страшно. Впереди еще 10 городов. Европейская часть России увидит фильм позднее.
– Что вы хотели сказать своим первым полнометражным фильмом?
– Тарантино однажды заметил: если не можете сказать, о чем ваш фильм, зачем тогда его снимаете? Вот такой подход мне очень нравится. Светлаков хотел сказать, что каждый имеет право на ошибку. Я – что за любовь надо бороться. В фильме мы продолжаем исследовать нашу загадочную русскую душу. Главная героиня фильма Алена, как Россия, мечется, не знает, что ей выбрать. Вроде и в Европу есть дорога, но мы по своему менталитету не европейцы. Но и остаться такими, какими были 20 лет назад, тоже не получается. Выходит, что у нас свой путь, который нужно достойно пройти.
– Фильм можно назвать интернациональным, ведь в нем снялись артисты из дальнего и ближнего зарубежья.
– Немецкий актер, сыгравший роль заморского жениха, уже имел опыт работы с российскими кинематографистами: снимался в фильме «Сталинград» Федора Бондарчука. Я не знаю, как ему работалось на том проекте, но у нас он испытал все «прелести» съемочного процесса. Съемки проходили в 15 километрах от Геленджика, в небольшой деревне. В Европе обычно рядом со съемочной площадкой стоят машины скорой помощи, профсоюзы следят за графиком труда, страховка гарантированная, а у нас, кроме съемочной группы и летающих ос, ничего не было. Да к тому же выяснилось, что у актера аллергия на этих насекомых. Другой артист, сыгравший роль гастарбайтера, прилетел на съемки из Душанбе. Он очень плохо говорил по-русски, и мы потратили несколько дней на разучивание четырех предложений, которые он произносит по сценарию. Долго не могли найти актрису для главной роли. Но однажды я увидел в КВН девушку и понял, что это она. Пригласили ее на пробы и сразу утвердили. В фильме работают классные профессионалы, которых на экране не видно, но без их мастерства ничего не получилось бы. Это оператор-постановщик и второй режиссер. Могу еще добавить, что сценарий я переписывал от руки 18 раз, без функций «скопировать» и «вставить».
– В «Женихе» звучит совершенно разная музыка – и рок, и поп, и мелодия из фильма «Любовь и голуби».
– Гениальная музыка из комедии Владимира Валентиновича Меньшова «Любовь и голуби» звучит в знак признательности режиссеру за созданный им шедевр. Хотели использовать в фильме музыку известного в 30-е годы прошлого века композитора Петербуржского – его танго «Утомленное солнце» слышал, наверное, каждый. Но наследники композитора попросили 20 тысяч евро за минуту звучания! Понятно, что это было нам не под силу, поэтому обратились к Шнуру. Он посмотрел «Жениха», фильм ему понравился, и он разрешил нам использовать свою песню за гораздо меньшие деньги.
Сняли фильм для народа
– Вы – начинающий кинорежиссер. Чему вас научила работа над этим фильмом?
– Нам долго не утверждали актеров на роли, и мы со Светлаковым взяли камеры, артистов и поехали в лес на два дня, чтобы снять некоторые сцены и показать их продюсерам. Актеров утвердили, а я понял, что трудности могут рождать качество.
– А вдохновение вас посещало во время съемочного процесса?
– Вдохновение – это роскошь, оно для тех, кто снимает фестивальное кино. Мы снимали по заказу телеканала, на чужие деньги, и, естественно, должны были выполнить работу качественно и в срок. Так что для нас с Сергеем Светлаковым это был труд, замешанный на чувстве ответственности.
– Что бы вы пожелали самому себе?
– Мне бы очень хотелось, чтобы у нас сложилась своя команда, так, как это было у наших классиков Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Чтобы вместе мы могли снять много фильмов. Для меня, как для дебютанта, очень важно, чтобы фильм увидело как можно больше людей. «Жених» – это не фестивальный фильм, который посмотрят, обсудят и разъедутся на своих «Бейнтли». Это фильм для народа. У ТНТ с этим фильмом связаны надежды вернуться в большое кино.
Учиться никогда не поздно
– Александр, это правда, что вы усиленно занимаетесь самообразованием?
– Дело в том, что в школе я почти не учил уроков, но последние годы стараюсь наверстывать упущенное: чувствую, как не хватает знаний. Я не читал многие произведения из школьной программы, и мне бывает стыдно за свою безграмотность. Вот «Горе от ума» недавно прочитал первый раз.
– Понравилось?
– Да. В школе меня как-то название отпугнуло, а сейчас очень понравилось, я долго смеялся! А вот Чехова много раз начинал читать, но прочитаю одну страницу и закрываю. Не идет пока.
– А что читается легко?
– Книги талантливых людей, биографии известных личностей, например Стива Джобса. Слушаю аудиокниги в машине. Иногда останавливаюсь и записываю некоторые фразы. Вот иногда думаешь, что ты такой гениальный, а оказывается, что все уже давно написано! Сейчас с огромным удовольствием прослушал бы курс школьной литературы и побеседовал бы со своей учительницей литературы.
Главный судья – это дочь
– По специальности вы банковский работник, окончили экономический вуз. Наверное, поступить туда было непросто?
– Дело в том, что отец накопил денег на мое обучение, и я смог учиться на платном отделении. Да и вступительные экзамены мне не показались сложными. Институт не дал мне деградировать, я смог повариться среди образованных людей. Очень боялся вылететь и поэтому занимался. Там же начал участвовать в КВНе. Защитив диплом, вышел из института и увидел объявление, что Свердловская киностудия приглашает на курсы. Пошел учиться на режиссера-оператора. Сходил на пару занятий, а тут в Екатеринбурге открылся свой Comedy Club, ребята из которого предложили посидеть у них на звуке, но я отказался. Сказал, что хочу выступать, и написал для себя монолог. В Comedy Club мне стали платить деньги, и жизнь понемногу наладилась.
– Последние годы вы тесно сотрудничаете с Сергеем Светлаковым. В премьерном фильме «Жених» он играет одну из главных ролей. Как вы познакомились?
– Однажды совершенно случайно вместе встречали Новый год в моем родном Полевском. Там есть лыжная база, на которой и поселились Сергей с друзьями. Мы накрыли для них стол, показали город. Вот с того дня и дружим. А когда меня первый раз позвали в Москву выступить в Comedy Club, Сергей уже там жил, снимал квартиру в Крылатском. Он предложил: «Приезжай ко мне!» Я остановился у него на несколько дней. Три года назад Сергей снялся в моем сериале «Неzлоб», а вот сейчас в «Женихе».
– Современное кино – это индустрия, где фильм является товаром. Как «Жених» вписывается в эти требования?
– Мы хотели снять крутое кино. Если это получилось и люди пойдут его смотреть, то мы заработаем денег, если не пойдут, то не заработаем. Мне кажется, что это честно. У меня растет дочь, и когда-нибудь она захочет посмотреть то, чем занимался ее отец. И теперь я делаю все с прицелом на ее оценку, чтобы не было стыдно перед дочерью. Именно поэтому я отказался от съемок в нескольких фильмах, хотя это и были главные роли. Пусть я не стал богаче, зато на душе спокойней.
Александр Васильевич Незлобин, российский шоумен, артист, режиссер. Родился 30 июля 1983 года в городе Полевском Свердловской области. Окончил Уральский государственный экономический университет. Играл за сборную команду КВН Екатеринбурга, снимался в Comedy Club.
Снял сериалы «Неzлоб», «Выпускной».
Женат, дочери Линде 4 года.