Хлебный год

Как хороший урожай отразится на доходах сельхозпредприятий?


Рекордный сбор

В 2016 году Россия может похвастаться прекрасным урожаем зерновых. По заявлению главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, общий валовой сбор составит от 114 до 118 миллионов тонн. Это рекордный показатель за весь постсоветский период.

Есть чем гордиться и омским аграриям. На 4 октября ими намолочено более 3,3 млн. тонн зерна. Итоговая же цифра, отметили в региональном минсельхозпроде, может достигнуть 3,4 млн. тонн. Для сравнения: в прошлом году собрано 3,3, в 2014-м – 3,13, в 2013-м – 3,6 млн. тонн.

– Из-за июньской засухи и аномальных дождей в период вегетации на рекорд нам выйти не удалось, – говорит заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия области Николай Дрофа. – Однако полученный результат – вполне достойный. Тем более что качество зерна у нас лучше, чем в целом по стране: клейковина, от которой зависят хлебопекарные свойства муки, в этом году высокая, достигает у ряда сельхозтоваропроизводителей 28 – 30 процентов (в среднем по РФ, как сообщает издание «Крестьянские ведомости», – 18 процентов – Авт.).

Парадоксы рынка

Естественно, крестьян волнует, удастся ли им выгодно реализовать выращенное. И это беспокойство, увы, не беспочвенное.

– Хороший урожай – еще не гарантия хороших доходов. Ведь чем больше собрано зерна, тем больше расходы на подработку, транспортировку и прочее, тем ниже цены. Лучше, когда результат не столь высокий, зато цена нормальная. Тогда ты, работая меньше, зарабатываешь больше, – делится глава КФХ из Нововаршавского района Владимир Белимов.

Сегодняшний уровень рыночных цен на зерно сельчан не радует. По сравнению с прошлым годом тонна пшеницы 3-го класса стала на две тысячи рублей дешевле. Зерновые трейдеры предлагают за нее не более 7 – 8 тысяч рублей. При этом затраты производителей отнюдь не снизились.

– Говорить о себестоимости пшеницы в этом году я не готов, поскольку итоги по хозяйствам пока не подводились. Но знаю, что только на средства защиты растений и удобрения наши предприятия потратили от 6 до 12, 5 млн. рублей. То есть очень большие суммы, – отмечает начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Марьяновского района Николай Мордясов.

– Вообще у нас, кроме пшеницы, ничего не дешевеет. Газ стоил в прошлом году 20 рублей, теперь стоит 30, а мы зерно сушим газом. Техника буквально за три месяца подорожала на 10 процентов, – сетует фермер Владимир Белимов.

Урезанная интервенция       

Последние годы в ситуации обвала цен на рынке крестьян выручали государственные зерновые интервенции.

– Мы в прошлом году практически весь урожай продали в интервенционный фонд. Получилось удачно. А в ходе интервенций и рынок подтянулся: мукомольные предприятия тоже стали предлагать зернопроизводителям нормальные деньги, – пояснил директор ЗАО «Нива» Павлоградского района Владимир Пушкарев.

2016 год не стал в этом плане исключением. Чтобы стабилизировать цены и поддержать аграриев, правительство РФ объявило о намерении выкупить с рынка в государственный зерновой фонд 2 млн. тонн зерна, установив стартовую цену закупа для пшеницы 3-го класса в размере 10 900 рублей за тонну. Но, как рассказала главный специалист регионального минсельхозпрода Татьяна Ющенко, у омичей, которые были одними из самых активных участников прошлогодних интервенционных закупок, нынче с реализацией зерна государству могут возникнуть проблемы. Дело в том, что региональные элеваторы, выигравшие конкурс на хранение государственного зернового фонда, переполнены еще прошлогодним интервенционным зерном. И если в предыдущие интервенции они принимали на хранение до полумиллиона тонн такого зерна, то в этом году получили аккредитацию всего на 177 тысяч тонн, а реально могут разместить у себя только 33 тысячи тонн.

– Однако мы надеемся, что эти площадки частично разгрузятся. Ну, например, государство захочет отправить куда-нибудь гуманитарную помощь. И таким образом возможностей для приема интервенционного зерна 2016 года в регионе станет больше. Пока все упирается в то, что Омская область в силу своего географического положения в экспортный коридор не входит. Но наше министерство обратилось в Минсельхоз РФ с просьбой решить вопрос, – говорит Татьяна Ющенко.

Впрочем, у омских аграриев есть возможность участвовать в интервенциях через биржевые площадки других регионов. В этом случае им, конечно, придется нести дополнительные издержки, чтобы доставить зерно на иногородние аккредитованные элеваторы.

– Но разница между интервенционной ценой и ценами на рынке настолько существенна, что все равно это будет выгодно и товаропроизводители повезут урожай хоть в Курган, хоть в Новосибирск, – уверена Татьяна Ющенко.

Упущенная выгода

Понятно, что в ситуации перепроизводства зерна товаропроизводителю, как говорится, не до жиру.

– 10,9 тысячи рублей за тонну, которые платит государство за интервенционное зерно, – прекрасная цена. Но и 9 тысяч – тоже неплохие деньги. А будут у нас активно покупать зерно по 8 тысяч – продадим и по 8. Понятно, рентабельность в этом случае будет ниже. Поэтому от чего-то, что планировалось, придется отказаться. От покупки нового комбайна, к примеру. Но что поделаешь. Уверенности в том, что ситуация на рынке изменится в лучшую сторону, у меня нет, – рассуждает глава КФХ Владимир Белимов.

И, судя по всему, в этих рассуждениях он не одинок.

– Я участвовал в закупочных интервенциях. Продал 700 тонн пшеницы 3-го класса по цене 10,4 тысячи рублей за тонну, то есть всего лишь чуть ниже стартовой цены. Другие же фермеры и директора хозяйств реализовывали зерно и по 9,5, и по 9 тысяч рублей. Согласитесь, странно, имея возможность продать товар по максимальной стоимости, отдавать его на 1,9 тысячи дешевле. Тем не менее такие находятся. Видимо, боятся не продать, потому что объемы закупа в государственный фонд не так велики. Вот и стараются любыми способами себя протолкнуть. И тем самым мешают остальным, сбивают цены, – пожаловался фермер Арамаис Бозоян, подчеркнув, что так ведут себя только омские участники интервенций. Товаропроизводители других регионов как-то умеют между собой договориться и не уступают в ходе торгов ни рубля.

Сам Арамаис Бозоян реализовывать зерно дешево не намерен – собирается весь урожай переработать в муку.

Подождать до Нового года

В том, что качественную пшеницу меньше, чем за 10 тысяч, продавать не стоит, убежден и директор ЗАО «Нива» Владимир Пушкарев.

– Конечно, тем, кому надо срочно гасить кредиты, мой совет не подойдет. Но, я считаю, до Нового года урожай должен лежать дома. Не так много в стране качественного зерна, чтобы отдавать его по цене фуража, – заметил депутат Законодательного собрания области.

Владимир Пушкарев считает: к началу следующего года внутренний рынок стабилизируется, поскольку благодаря активному экспорту российской пшеницы в другие страны лишнее зерно с него уйдет.

 – Вот сейчас решается вопрос по продаже зерна в Египет. Проснулся Узбекистан – тоже хочет молоть российское зерно. Казахстанское быстренько переработает, потом переключится на наше, – говорит аграрий.

Более сдержан в прогнозах заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия области Николай Дрофа. Он допускает, что весь объем свободного зерна аграриям региона реализовать, возможно, не удастся, поскольку борьба за рынок будет в этом году огромная. При этом подчеркивает: проблем с сохранением урожая не будет, складские помещения, имеющиеся в хозяйствах и на элеваторах, позволяют единовременно разместить до четырех миллионов тонн зерна. А вот качественная пшеница, не сомневается Николай Дрофа, непременно будет востребована. И не только внутри области, но и за ее пределами. В частности, традиционно покупают ее у нас в качестве улучшителя при выпечке хлеба регионы Урала. Возможно, еще одним потребителем омской пшеницы станет в этом году пострадавшая от лесных пожаров Бурятия.

URL: http://omskregion.info/news/45168-xlebny_god/
Дата публикации:05/10/2016 08:01
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Татьяна Лелякина