Омск как евразийский форпост

В редакции «ОП» эксперты предложили несколько вариантов «омской национальной идеи».

Фото Татьяны Соловьевой

Поводом для обсуждения стали сразу два важных для Омска события: прошедшее 300-летие города и итоги единого дня голосования. И то и другое дает пищу для размышления. Социологи отмечают довольно высокий уровень социального дискомфорта у омичей, негативного восприятия окружающего, и в первую очередь города, в котором живут. Прошедший юбилей Омска, масштабный ремонт дорог, благоустройство парков и скверов у многих жителей изменили отношение к городу, но в корне ситуацию переломить пока не удалось. Какие реальные проблемы вызывают у омичей пессимизм и как с этим бороться, эксперты обсудили в редакции «Омской правды».        

За круглым столом собрались специалисты, от которых во многом зависят информационные тренды в регионе: начальник главного управления информационной политики Омской области Станислав Сумароков, директор департамента информационной политики администрации Омска Ирина Загатова, профессор кафедры по связям с общественностью ОмГУПСа Сергей Костарев, директор «Омской правды» Антон Медведев и ее главный редактор Андрей Мотовилов.

Отголоски войны

Антон Медведев: Я работал во многих городах страны – от Мурманска до Иркутска, много общался с местными журналистами. И такого пессимизма ни в одном другом городе я не встречал.  Томичи до безумия обожают свой город. В Казани все разговоры с любым таксистом сводятся к одному: какая Казань замечательная. Несколько лет назад я делал интервью с экс-полпредом президента в СФО Виктором Толоконским. Он тогда заметил, что проблема омского пессимизма  – отголосок тех информационных войн, которые вели область и город. С экранов телевизоров, со страниц газет людям внушали, что в Омске жить плохо. В результате выросло целое поколение читателей и зрителей, которые привыкли к такой картине дня и ничего хорошего вокруг уже не замечают.

Ирина Загатова: Говорить о том, что пессимизм предопределен исключительно информационными  войнами, было бы неправильно. Есть и другие факторы. Нестабильность в экономике, сложности внутренней политики… Мы совсем недавно закончили исследование о настроениях омичей после празднования 300-летия города. Значительно больше людей отмечали, что испытывают воодушевление, чувство патриотизма и уверенности в завтрашнем дне. Причем участники опроса в равных долях оценили вклад муниципалитета и свой персональный как жителей города. Более 90 процентов опрошенных отметили качественные изменения в благоустройстве. Участники исследования констатировали улучшение ситуации с дорогами и озеленением – появились новые парки и скверы.

Антон Медведев: Тем не менее выборы, прошедшие через полтора месяца после Дня города, показали, что протестные настроения в Омске еще сильны. Несмотря на то что на всех одномандатных округах победили представители «Единой России», в целом по городу КПРФ набрала довольно много голосов. Почему, несмотря на положительные изменения, многие проголосовали именно так?

Станислав Сумароков: Психология человека такова, что люди, как правило, действуют по пути наименьшего сопротивления. А, как известно, негативная эмоция – самая простая. Легче двигаться по пути разрушения, к хаосу. К тому же сама действительность к этому подталкивает. Так сложилось, что эти «зерна зла» легли на благодатную почву и проросли пышным цветом. Это произошло не только у нас. Статистика показывает, что россияне относятся к категории пессимистично настроенных. Но в Омске ситуация усугубилась, поскольку была спровоцирована извне и подкрепилась сибирским немного угрюмым характером. Это негативное настроение сложно преодолеть. А у нас в Омске – вдвойне. Сделать это сразу не получится. Что опять же подтверждают итоги голосования. 

В поисках перспективы

Сергей Костарев: Реальные основания для негативных настроений есть. Они связаны, так скажем, с неухоженностью Омска. Я помню то время, когда Омск считался лучшим городом в Сибири. Люди считали за счастье сюда приехать работать. Но за последние двадцать лет он существенно потерял позиции. И это заметно. Мы растеряли свои амбиции миллионного города, причем в ситуации критики губернатора в адрес мэра. Одна из главных проблем Омска – нет уверенности в завтрашнем дне, люди не видят перспективы. Мы сегодня проводим встречи с активистами, где обсуждаем мастер-план Омска. Город не может развиваться без ясной для всех цели. Что у Омска впереди – пока непонятно. Сейчас мы собираем инициативных людей, для того чтобы обсудить, создать будущий образ города.

Антон Медведев: Мы, советские дети, выросли в атмосфере прогресса. С ощущением того, что страна, город всегда двигались поступательно к светлому будущему. Сейчас оно во многом утрачено, и этого не хватает молодым. Юбилей города прошел. Нам нужно найти ответ на простой вопрос: «Омск – про что?»

Андрей Мотовилов: Та же «Ангара» вполне может претендовать на символ прогресса города. Омск – город промышленный. В периоды расцвета он развивался благодаря предприятиям. Заводы строили жилые районы, школы, детские сады, дороги… И сегодня промышленные предприятия начинают играть все большую роль в благоустройстве города. Не случайно в нашей газете появилась постоянная рубрика «Гордость омской индустрии».

Сергей Костарев: Не согласен. Промышленность может обеспечить лишь 150 – 200 тысяч населения. Большинство омичей не задействованы в развитии промышленности. Наш регион – это аграрная провинция. И ничего постыдного тут нет. У нас еще в 1999 году  появилась идея создания для области образа «кормильца земли русской».

Станислав Сумароков: Шанс был упущен, и эту идею прочно перехватил Алтайский край. Сейчас мы должны придумать новую, скажем так, мини-национальную идею.

Ирина Загатова: Мы недавно ездили с официальным визитом в китайский город Урумчи. Там активно обсуждается идея «восточного экспресса». Нам это близко. Мы тоже можем использовать выгодное географическое расположение.

Антон Медведев: Давайте вспомним, при каких обстоятельствах был основан Омск? Омская крепость задумывалась как форпост. Мне кажется, что Омск и сегодня может представлять интересы России в отношениях с восточными соседями, в первую очередь с Казахстаном и Китаем. Ведь кто такие русские для жителей Казахстана? Это омичи!

Ирина Загатова: Мне кажется, молодежь, которая выступает за диалог культур, открытость границ, может поддержать эту идею. 

Андрей Мотовилов: Недавно прошедший форум молодых лидеров стран ШОС следует этой тенденции. Люди, которые через 10 – 15 лет станут руководителями, лидерами общественного  мнения в своих государствах, уже сегодня налаживают дружественные контакты с российскими коллегами в Омске.

Антон Медведев: Мы должны укреплять сотрудничество с Казахстаном. На днях наш сайт «Омскрегион» и главный новостной сайт Петропавловска стали информационными партнерами. У «Омской правды» и республиканской газеты «Егемен Казахстан» есть проект создания двух корпунктов – нашей газеты в Астане, а их издания – у нас в Омске. И до конца года мы его реализуем.

Участники круглого стола договорились продолжить обсуждение образа Омска как форпоста между Россией и Казахстаном, но уже привлечь к разговору более широкий круг экспертов и выслушать мнение читателей «Омской правды».

URL: http://omskregion.info/news/45180-omsk_kak_evraziyskiy_forpost/
Дата публикации:05/10/2016 08:44
Автор:Андрей Мотовилов