Анастасия Бакуменко: «Для меня очень важна ответная реакция учеников на мои слова»

Анастасия Бакуменко: «Для меня очень важна ответная реакция учеников на мои слова»

Дата публикации 5 октября 2016 11:03 Автор

Анастасия пришла работать учителем русского языка и литературы в лицей № 143 в 2013 году. Спустя два года она победила в конкурсах «Открытие» и «Дебют». С талантливым омским педагогом встретилась корреспондент «ОМСКРЕГИОНА».

— Анастасия, вы случайно стали педагогом или работа в школе была вашей мечтой?

— Я думаю, что оказалась в школе не случайно. К этому результату многие причастны. Прежде всего, моя мама, воспитатель в детском саду. Она научила меня читать в три с половиной года и после прививала мне любовь к чтению хороших книг. Позже большую роль в выборе профессии сыграла учитель русского языка и литературы школы № 78, в которой я училась. Ирина Аркадьевна Мальцева — замечательный преподаватель, уважавшая и любившая нас как своих детей. Про таких говорят: «Учитель от бога».

— В общем, в одиннадцатом классе вам не пришлось делать мучительный для большинства выбор: в какой вуз поступать и на какую специальность?

— Нет, выбор пришлось делать и мне. Мама хотела, чтобы я стала журналисткой. Учась в школе, я сотрудничала со спортивной газетой и одним из омских сайтов. Вроде бы были определенные успехи. Но все-таки верх одержало желание работать с детьми, преподавать им прекрасный русский язык и нашу великую литературу. Причем это желание окончательно сформировалось не в школе, а на старших курсах университета.

— Лицей № 143, в котором вы начали работать после окончания филфака ОмГУ, имеет одну важную особенность: здесь рядом с абсолютно здоровыми детьми учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья, то есть дети-инвалиды. Вы были готовы работать в лицее с инклюзивным образованием? В ОмГУ  студентов этому учат?

— Да, мне сразу же пришлось работать в классе, где обучалась девочка с проблемами в здоровье, которая даже внешне выделялась на фоне остальных учеников. Передо мной стояла задача, с одной стороны, адаптировать ее к классу и лицею, чтобы она перестала бояться находиться в непривычном мире, а с другой — воспитать в ее одноклассниках спокойное, или, как говорят, толерантное, отношение к особенному ученику. Чтобы они воспринимали ее как раз обычным, таким же человеком, как все другие. Тем более что интеллект у девочки абсолютно сохранный. Признаюсь, это было непросто, в университете методикам инклюзивного образования нас не обучали. Но мне помогло то, что основа была заложена учителем начальной школы. Мне остается только это поддерживать и развивать.

— Вам удалось справиться с этой трудной задачей?

— Удалось добиться главного: сегодня ученики относятся к этой девочке как к обычному ребенку. И она уже никого не боится, не замыкается в себе, свободно общается с окружающими.

— Анастасия, вы еще совсем молоды, в августе вам исполнилось 25 лет. Так что еще помните свои школьные годы. По вашему мнению, нынешние школьники отличаются о своих сверстников конца девяностых годов? Или они точно такие же, какими вы были в их возрасте?

— Отличаются. На мой взгляд, современные старшеклассники взрослее своих предшественников десятилетней давности, прежде всего в эмоциональном плане. Мы в девятом классе могли, дурачась, портфелями друг в друга кидать, а современных девятиклассников трудно представить в такой ситуации. Они скорее подойдут на перемене к учителю и зададут вопросы вне школьной программы. К примеру, о результатах прошедших выборов в Госдуму и в Законодательное собрание. Или даже о сегодняшнем государственном устройстве в России, о том, что собой представляет современная экономика. Что еще интересно, получив ответы на заданные вопросы, они не принимают их как истину в последней инстанции, часто спорят с тобой, приводят свои доказательства.  Тогда как еще лет пять — десять назад ученики чаще всего безоговорочно воспринимали сказанное учителем.

— По вашему, это хорошо или плохо?

— Хорошо. Ведь это все проявление их большей информированности в сравнении со сверстниками даже начала нынешнего века, не говоря уж о прошлом. А также большей свободы в поведении, выражении своего «я». Я считаю, что от таких думающих и свободных в поведении людей можно ждать больших успехов и достижений в жизни.

— Зато наверняка ваши ученики практически не читают русскую классику, а если что-то и читают, то в сокращенном, интернетовском варианте? Мне не раз приходилось слышать об этом от ваших коллег.

— Мои ученики читают русскую классику. По крайней мере, те произведения, которые входят в школьную программу. После ознакомления с тем или иным романом, повестью я составляю для ребят карточки с вопросами, ответить на которые можно лишь после полного прочтения произведения.

— Интересно, у вас есть любимые писатели, о творчестве которых вы рассказываете лицеистам на особом подъеме, с большим включением собственных оценок произведений?

— Среди отечественных литераторов любимый писатель — Федор Достоевский, среди зарубежных — Оскар Уайльд.

— Анастасия, несмотря на небольшой опыт работы в лицее, вы в прошлом году смогли победить в двух престижных профессиональных конкурсах молодых педагогов: в городском «Открытии» и в областном «Дебюте». Как вы сами думаете, что вам помогло стать лучшей в этих состязаниях молодых учителей? По-моему, вы были к тому же самой юной участницей в этих конкурсах?

— Успех никому не сваливается на голову. Я на самом деле очень серьезно готовилась к обоим конкурсам. Также в этой подготовке мне помогали коллеги, и в первую очередь мой наставник, учитель русского языка и литературы с большим стажем, Любовь Ивановна Ткаченко. Определенную роль сыграла, полагаю, и тема моего публичного выступления, в котором я рассказывала о том, как в лицее № 143, и конкретно в моем классе,  реализуется модель инклюзивного образования. Когда представляешь живой опыт, а не научный реферат, это всегда интереснее и полезнее для всех.

— Учителя России со всех трибун жалуются на то, что им приходится писать много различных отчетов и справок. Это происходит в ущерб образованию и воспитанию детей. Вы разделяете такую оценку коллег?

— Разделяю. Большой бюрократизм в современной системе образования не отрицает и новый министр образования РФ Ольга Васильева. Она уже заявила, что рядом со школьным учителем должны быть только дневник, журнал и рабочая программа. Правда,  на практике пока ничего не изменилось. Но, как говорится, Москва не сразу строилась.

— Кстати, о Москве. Знаю, что недавно вы были приглашены на Международный форум молодых педагогов, который проходил в Москве. Не зря съездили?

— Это было очень интересное мероприятие. В форуме кроме российских учителей принимали участие молодые педагоги из Индии, Китая, Германии, Сербии, Болгарии и других стран. Обсуждали самые разные темы и проблемы. В том числе новые образовательные стандарты и профстандарты педагогов, а также перспективы преподавания русского языка как иностранного. С несколькими участниками  форума — из Сербии и Болгарии — мы, можно сказать, подружились и выразили обоюдное желание налаживать партнерские отношения. На первом этапе будем обмениваться информацией через интернет. Думаю, что такие контакты со сверстниками из дружественных России стран также будут способствовать расширению мировоззрения наших лицеистов, их социальной зрелости.

— Анастасия, у вас хотя бы иногда остается свободное время? Если да, то как вы его проводите?

— Я хоккейный болельщик с 16-летним стажем. Уже давно состою в фан-клубе «Авангарда». И мой главный и неизменный способ отдохнуть от работы — посмотреть хоккей с участием нашей команды.

— Как вы оцениваете шансы «Авангарда» в нынешнем чемпионате?

— Я так давно болею за нашу команду, что она стала для меня по-настоящему родной и любимой. А от родных и любимых не ждут только побед, им прощают все, разделяют горе и неудачи.

— И последний вопрос: что вы ожидаете от своих учеников в День учителя?

— Наверное, подарят цветы. Кроме того, дети готовят для учителей лицея праздничный концерт. Также я, как и все мои коллеги, всегда надеются в День учителя услышать от своих учеников слова признательности за свой вклад в их образование. Для меня очень важна ответная реакция учеников на мои слова, осознание, что работаешь не напрасно.


Фото из архива Анастасии Бакуменко

Распечатать страницу