Премьера скандального «Хоровода» в Омске разделила зрителей на два лагеряОбещанная летом премьера Лицейского театра — спектакль «Хоровод» по пьесе австрийского драматурга Артура Шницлера — все же состоялась, несмотря на скандал вокруг нее. Мнения зрителей разделились.
Напомним, что летом Лицейский театр подготовил премьеру самой скандальной пьесы мирового репертуара, написанной Артуром Шницлером в конце XIX века. Спектакли запрещали, театры закрывали. Со временем отношение к пьесе Шницлера менялось, и после Второй мировой войны ее начали играть на лучших сценах Европы, пьесу даже несколько раз экранизировали. Сыграть пьесу на сцене омского Лицейского театра предложил режиссер из Австрии Петр Шальша. Премьеру назначили на 8 июля — День семьи, любви и верности, но после сюжета — анонса спектакля на одном из омских телеканалов в театр пришло письмо от священника, которому не понравилась пьеса: он ее прочел и посчитал, что такому безобразному спектаклю не место в Лицейском театре. Свое отношение к спектаклю высказал и директор департамента культуры Владимир Шалак, посмотрев видео прогона «Хоровода».
И вот премьерный показ наконец состоялся. Но не в маленьком зале Лицейского театра, а на сцене театра Любови Ермолаевой. Как и обещали организаторы, в зал пригласили журналистов (они заняли два первых ряда) а также людей, неравнодушных к театру, представителей Русской православной церкви. После спектакля должно было состояться обсуждение. Сюжет пьесы Шницлера довольно прост. Это серия адюльтера, состоящая из десяти новелл. Уличная девка встречается с солдатом, потом солдат встречается с горничной, в свою очередь горничная — с молодым барином, барин — с замужней дамой, дама — с супругом, супруг — со сладкой девушкой, девушка — с поэтом, поэт — с актрисой, актриса — с графом, граф — с уличной девкой. И круг — хоровод — замыкается. Естественно, все они не просто встречаются друг с другом, между ними возникают интимные отношения. Новеллы отделены друг от друга интерлюдиями: на экране зритель видит фотографии или видео Вены, старой и новой. Тем самым режиссер подчеркивает, что за 120 лет после написания пьесы ничего не изменилось. Люди по-прежнему поддаются соблазну и тратят свою жизнь на сомнительные увлечения и страсть. И в конце жизни их ждет опустошение и разрушение. Надо отдать должное режиссеру Петру Шальше: на сцене нет интимных сцен как таковых, одни только наметки, предполагаемый адюльтер происходит за ширмой или под одеялом, причем без имитации телодвижений. Никто не раздевается догола (видели мы голых актеров в других омских театрах). Артисты Лицейского театра хорошо справились с поставленной перед ними задачей и заслужили аплодисменты зрителей. Что началось потом, тоже можно назвать спектаклем — со своими нешуточными страстями и героями. Зрительный зал разделился. Если говорить коротко, одни сказали спасибо за постановку, в которой нет ни одного положительного героя, но которая учит, как не надо жить. Другие назвали «Хоровод» блудом, мерзостью, которой не место в репертуаре Лицейского театра. Своими ощущениями от спектакля поделился член общественного совета при министерстве культуры Омской области Владимир Копман.
Еле дождался конца выступления Владимира Копмана мужчина лет традцати пяти. Он обратился к залу с вопросом: «Вы в полном восторге от спектакля?» Не дождавшись ответа, продолжил: «Он похож на кучу навоза, от которой дурно воняет. Это блуд, позорище. Вы берете произведение западной масс-культуры и ставите. Чему вы научите молодежь? Это пропаганда блуда». Сотрудница детской библиотеки по имени Светлана призналась, что первые десять минут спектакля были для нее как оплеуха.
К микрофону в течение часа выходили психологи, историки, учителя, предприниматели, представители омского духовенства. Кто-то говорил слова благодарности автору, режиссеру и театру, другие, напротив, предлагали снять пьесу и больше не показывать. Но большинство сошлось на том, что «Хоровод» стоит оставить в репертуаре, молодежи будет полезно спектакль посмотреть. Добавим, что в Лицейском театре пообещали показать «Хоровод» еще несколько раз на сцене театра Любови Ермолаевой и провести после спектакля обсуждение. Так что у омичей есть шанс самим создать впечатление о скандальной пьесе австрийского драматурга.
|