Журналисты жили целиной

Целина – особая страница в истории «Омской правды».

Главная тема

2 марта 1954 года было принято постановление ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». И уже через десять дней на омском вокзале встречали первый эшелон с молодежью, приехавшей поднимать целину. Всего по комсомольским путевкам в нашу область приехало шесть тысяч молодых энтузиастов из разных городов страны.

В «Омской правде» освоение целины стало главной темой газеты. Сводки с полей, цифры и факты, рекомендации ученых СибНИИСХоза. Репортажи, аналитические корреспонденции и очерки, написанные лучшими перьями газеты и молодыми журналистами, и сегодня читаются на одном дыхании. В них судьбы людей и атмосфера жизни, полной энтузиазма и надежд. Сдавая материал в номер, наши коллеги Татьяна Гончарова, Петр Ребрин, Нина Бушкова, Сергей Супрун, Павел Сергиенко, Николай Ясько, Зинаида Кириллова, Александр Яценко, Григорий Дубиков, Александр Козорез написали коллективный портрет покорителей целины.

Спустя годы поступки и образ мыслей новоселов поражают. Приехали 640 москвичей, иные сорвались в Сибирь из квартир в центре столицы, с теплых рабочих мест в министерствах, НИИ. Сегодня это из области фантастики. А в 1954 году слесарь московского метро Саша Палюткин привез с собой в Сибирь семена цветов, охотничье ружье, порох, целый пуд дроби. Приехал с директором нового совхоза «Сибиряк» Петром Крутиковым в пустое поле и восторженно сказал: «Здесь будет город заложен!». Целинникам предложили более обжитое место под будущую центральную усадьбу – на базе отделения Дробышевского совхоза, где было несколько домов, кузница. Но они решили: «Если строить, так все заново!» Таких примеров – россыпь в корреспонденциях и очерках журналистов газеты.

Наши коллеги 50-х нашли героев с уникальными судьбами. Например, в совхозе «Сибиряк» каждое утро садился за руль трактора Владимир Дзюба. Отлично работал, был хорошим товарищем, всегда улыбающимся, не замечавшим холода в палатке. Владимир прихрамывал, и долго никто не знал, отчего. А когда узнали, едва поверили: «Такой молодой – и успел побывать на фронте? Не может быть, что не нога, а протез!». А бригадир колхоза имени Мичурина Русско-Полянского района Николай Хорошман – герой под стать Алексею Маресьеву. Был тяжело ранен, в 20 лет стал инвалидом, лишившись обеих ног, кисти левой руки и четырех пальцев правой. Но научился садиться на лошадь, работал объездчиком, конюхом. А на целине возглавил полеводческую бригаду.

Трудностей в первый целинный год хватало. Весна 1954-го выдалась затяжной – с бурями, метелями, неистовыми ветрами. Как писала газета, весна здесь, как и люди, с боем пробивалась на целину. В «Омской правде» каждый день рифмованные девизы на злобу дня: «День весенний кормит год. Сроки сжаты, сев не ждет. Завершим без промедленья план намеченных работ». Или: «Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок». Первая борозда стала событием для репортажа. 26 апреля в деревне Голубовке Русско-Полянского района выстроились трактора. Вечером выпустили стенгазету. Героем первой борозды была признана бригада Соколова.

Строки в биографию Омского хора

В советские годы неукоснительно соблюдался принцип «40 на 60». Это означало, что более половины публикаций в газете (и гонорара) должны были быть авторскими, то есть написанными нештатными корреспондентами. Отсюда и размах рабселькоровского движения, на семинарах, съездах людей разных профессий, не имеющих журналистского диплома, учили грамотно излагать свои мысли. Очень ценились материалы специалистов. И в целинную эпопею круг пишущих непрофессионалов расширился необычайно. В 1956 году в авторах «Омской правды» была, например, художественный руководитель Омского русского народного хора Елена Калугина. 6 июля газета отвела подвал под ее материал о выступлениях артистов в южных районах, встречах после концертов с целинниками. Однажды в русскополянском сов­хозе подошел молодой москвич и попросил сыграть что-нибудь из Чайковского. После концерта в Новосанжаровской МТС артисты услышали, как вдалеке играет гармонь и целинники поют лихие частушки. Познакомились, оказалось, ребята из Кировской области. С гармонистом Иваном Шиховым Елена Калугина потом переписывалась, хор получал новые частушки. Так «Омская правда» запечатлела интересные подробности творчества прославленного коллектива.

Области – орден, авторам – медали

В 1954-м впервые столь масштабно посеяли кукурузу. Лето было хорошее, и кукуруза стояла высотой в два с половиной метра. Омская область завершила уборку урожая одной из первых в Сибири. Но поволноваться пришлось. В самый пик уборки начались проливные дожди. «Омская правда» наполнена советами агрономов, ученых СибНИИСХоза, рассказами об опыте лучших механизаторов. Самое большое внимание – опыту «народного академика» Терентия Мальцева, предлагавшего безотвальную технологию вспашки.

Областная сельскохозяйственная выставка 1954 года стала апофеозом достижений целинников. Задание по подъему целинных и залежных земель Омская область значительно перевыполнила. Освоено 824 тысячи гектаров новых земель. Лежали на выставке большие снопы с тяжелыми колосьями. Представили даже целинную тыкву – рекордсменку весом в 56 килограммов. «Многокрасочная картина изобилия», – отмечают журналисты «Омской правды».

А в 1955-м лето выдалось засушливым, и успех не был повторен. В газете ежедневно подборки материалов под такими, например, заголовками: «Сорняк – враг, уничтожай сорняк!», «Кукурузе – заботливый уход!». Но с погодой не поспоришь.

После спада второго года целинной эпопеи наступил третий, вновь победный. В 1956 году Омская область дала стране 110 миллионов пудов хлеба. Это на 40 миллионов больше, чем в самом урожайном 1954 году, и в три раза больше, чем до освоения целинных и залежных земель.

Омская область в 1956 году соревновалась с Новосибирской и Кокчетавской областями. Обязательство было – 100 миллионов пудов, и его перевыполнили, обогнав новосибирцев. 25 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Омской области орденом Ленина. В «Омской правде» были награждены медалями десяток журналистов, которые жили целиной, писали о ней очерки, а потом и книги. Первой издала сборник «Люди, которых мы любим» Татьяна Гончарова.

По итогам 1956 года «Омская правда» стала участницей ВДНХ СССР – это было признание заслуг пишущих и снимающих наших коллег.

И урожай, и свадьбы

В 1957 году по инициативе редактора «Омской правды» Ивана Фадеева на целину отправилась выездная редакция с походной типографией. На борту грузовика была надпись: «Омская правда» на хлебозаготовках». Возглавил коллектив выездной редакции журналист Николай Белобабченко. Он с коллегами выпускал листовки или мини-газеты, которые пользовались большим успехом у целинников. Поскольку издание было менее официальное, в этом приложении к «Омской правде» печатались и частушки на злобу дня, и только что родившиеся стихотворные строчки. В следующем году опыт повторили. Отправляя заведующего отделом Сергея Супруна на целину, редактор Иван Фадеев сказал: «Вот тебе клише заголовка и Зина Кириллова в придачу и отправляйся в Русскую Поляну выпускать выездную газету. Без одиннадцати миллионов пудов не возвращайтесь».

Через 40 дней журналисты вернулись домой с успехом. В том, что в условиях плохой погоды и нехватки техники урожай был убран, была и доля их нелегкого труда. Все невзгоды быта они делили с целинниками.

Вот как сегодня вспоминает о работе на целине Зинаида Кириллова:

 – В «Омской правде» я работала с 1948 года. В 1954-м приезжаю из отпуска, который провела по путевке на Кавказе, а редактор Иван Дмитриевич Фадеев говорит: «Отправляйся в командировку в Русскую Поляну к Дубикову». Григорий Дубиков был заведующим отделом партийной жизни в газете. Мне дали редакционный фотоаппарат «ФЭД», и я поехала. В командировке была месяц. Жили в кабинетах райкома. Ездили мы с Дубиковым по совхозам, писали материалы о целинниках за двумя подписями, отправляли в редакцию с попутными машинами. Если ездила одна и поздно возвращалась, Дубиков говорил: «Ну, девка, я за тебя так волновался». Никакого редакционного транспорта, конечно, в командировках не было. Добирались на чем придется – в кузове грузовика, телеге. До сих пор в памяти тот необыкновенный подъем, с которым работали первоцелинники. Урожай был прекрасным, как награда за трудности, которые пришлось испытать. Все этому радовались и переживали – как сумеют убрать. Мы готовили и критические материалы. Особенно острой на уборке была проблема с транспортом. И мы с Дубиковым критиковали зам­начальника Облавтоуправления Вадима Котельникова. Я с ним не встречалась, а наш редактор Фадеев всегда говорил: «Если пишешь критический материал, обязательно посмотри человеку в глаза». Высказала свои сомнения Дубикову, а он говорит: «Зато я с ним встречался». И убеждал меня, молодую журналистку, что приезжих целинников критиковать как-то неудобно, а своих можно. Через год в Омске в компанию моих друзей был приглашен Вадим Котельников. Мы познакомились и вскоре поженились. Обидно за него было, когда меня наградили медалью за освоение целины, а мужа, фронтовика, обес­печивающего автотранспортом все целинные колхозы и совхозы, – нет.

Найти на целине личное счастье – это было в духе времени. 100 свадеб сыграли только в одном колхозе «Сибиряк».

Целина стала школой жизни, весомым, незабываемым профессиональным опытом для журналистов. Юбилеи целины наши старшие коллеги отмечали со слезами на глазах…

URL: http://omskregion.info/news/45892-jurnalist_jili_tselinoy/
Дата публикации:02/11/2016 06:57
Автор:Светлана Васильева