«Надо научить школьников мыслить»

Ректоры ведущих омских вузов обсудили в редакции «ОП» новшества в системе подготовки школьников и молодых специалистов.

Учащиеся 11-х классов приступили к активной подготовке к единому госэкзамену. ЕГЭ как объективный способ проверки знаний перестал быть экспериментом и считается нормой. Тем не менее форма его проведения совершенствуется каждый год. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила о возможном изменении ЕГЭ по литературе и даже возвращении вступительного письменного экзамена в социально значимые вузы. Кроме того, новый руководитель ведомства заявила о том, что понятие «услуга» в отношении педагогов должно уйти из общественного сознания.

С повышения статуса профессии учителя, собственно, и начался наш разговор с участниками круглого стола: министром образования Омской области Сергеем Канунниковым, ректором ОмГПУ Олегом Волохом, ректором ОмГТУ Анатолием Косых, ректором СибГУФКа Олегом Шалаевым, проректором по учебной работе ОмГМУ Александром Пантюковым, первым проректором ОмГУПСа Сергеем Луневым.

Зарплата – не главное

Сергей Канунников:

– Что вкладывается в понятие престижа профессии учителя? Я бы на первое место поставил не заработную плату, а востребованность образования вообще в нашей стране. В 90-е годы образование девальвировалось, в то время успешными становились те люди, которые умели быстро зарабатывать деньги. Учиться было не обязательно. Но страна изменилась, вместо хаоса наступила стабильность. Постепенно стал восстанавливаться авторитет учителя.

Заработная плата, конечно, является немаловажным фактором. Все знают о майских указах президента, один из которых предполагает поэтапное повышение зарплаты школьных учителей, педагогов среднего профессионального образования и дополнительного образования. В Омской области этот указ выполняется. Кроме того, Ольга Юрьевна Васильева на Всероссийской августовской конференции  сказала о том, что до конца года будет разработан новый механизм начисления заработной платы учителя. Надеюсь, что это также сыграет свою положительную роль в повышении престижа профессии. 

Еще одним показателем является оценка труда учителя и его карьерный рост, различные профессиональные конкурсы. Самые известные из них – это «Учитель года» и Всероссийская олимпиада школьников. Она самая массовая у нас в стране. В ней участвуют на разных этапах миллионы детей. Кстати, на недавней встрече президента Владимира Путина с ректорами прозвучала идея о зачете результатов олимпиады на региональном этапе как альтернативы ЕГЭ для поступления в вузы своего региона. Это было бы мощным стимулом для детей участвовать и побеждать в олимпиадах.

Олег Волох:

– Когда мы опрашивали выпускников об их ожиданиях от профессии, выяснилось, что зарплата – на третьем месте. Для молодых учителей важнее микроклимат в образовательной организации, возможность вести творческую работу. Статус учителя изменился в сравнении с советским периодом. Тогда профессия прославлялась в СМИ и кинематографе, были положительные примеры. Сейчас учителей показывают не с лучшей стороны. Но меняются и школьники. Это дети 21-го века. К учителям предъявляются очень серьезные требования. В первую очередь – учащимися. С помощью Интернета они могут в любую секунду определить истинность высказываний учителя.

Александр Пантюков:

– Согласен. Нужно, чтобы учитель соответствовал своей высокой роли. Пока у нас в школах не будет достаточного количества учителей, которые прекрасно владеют своим предметом, являются авторитетами для учеников и их родителей, своих коллег, статус профессии искусственно не поднять. 

Анатолий Косых:

– Коллеги! Есть такая поговорка: сколько слово «халва» ни говори, во рту слаще не станет. Сколько бы ни говорили о повышении престижности профессии, нужны более решительные действия. Я разделяю мнение Дмитрия Анатольевича Медведева, который сказал, что педагогика – это не та профессия, куда идут за деньгами. Я не думаю, что реально это быстро изменить. Хотя теоретически все возможно. Учителя работают в государственном секторе. Одним росчерком пера можно подписать указ, который в разы увеличит зарплату учителя. И статус профессии изменится в кратчайшие сроки. 

Сергей Лунев:

– Есть еще один аспект. Престиж работы учителя во многом определяется содержанием его труда. Сегодня большую часть времени преподаватель тратит на бумажную работу. Объем настолько колоссальный, что на остальное не остается времени. Например, наши молодые преподаватели задумываются: а стоит ли дальше работать в высшей школе? Мы готовим более 300 отчетов в год в различные инстанции. Если учесть выходные и праздники, то получается, что мы пишем по нескольку отчетов в день. Причем зачастую они не имеют никакой обратной связи. Для кого мы это делаем? И если профессия педагога будет творческой, тогда люди пойдут. Зарплата многое определяет, но и содержание работы тоже.    

Наверстать упущенное

Олег Волох:

– Качественно подготовить молодого учителя за четыре года практически невозможно. Мы целый год занимаемся с ними только  для того, чтобы после ЕГЭ дать упущенные знания школьной программы, прежде чем они станут изучать программу педагогического образования. В нашем университете мы в основном перешли на 5-летний двухпрофильный бакалавриат. Когда студенты готовятся по двум направлениям – математика-информатика, история-общество­знание… будущий учитель имеет возможность расширить спектр своей квалификации и получить большую нагрузку, чтобы в школе быть более востребованным и высокооплачиваемым.

И, конечно, когда Ольга Васильева заявила, что она мечтает вернуть в педагогические вузы пятилетний специалитет, мы, конечно, это только приветствуем. Чем дольше студент находится в стенах вуза, тем качественнее его подготовка.

Александр Пантюков:

– Сегодня и нам приходится тратить год-два на то, чтобы повысить набор знаний, которые студенты должны были вынести со школьной скамьи. Я хочу поддержать предложение министра образования и науки РФ вернуть в перечень вступительных экзаменов письменные работы. Нынешние школьники не умеют мыслить. Как только начинаешь с ними беседовать, они сразу теряются. Сочинение показывает, как человек мыслит. То же касается и письменного экзамена, скажем, по химии. Если вернут письменные экзамены, то мы сможем придумать задачи, которые позволяют оценить возможность выпускника логически рассуждать.

Анатолий Косых:

– Заслуга ЕГЭ в его объективности. Допустим, вернут сейчас письменный экзамен, и в своем итоговом сочинении я дам оценку Наташе Ростовой, отличающуюся от общепринятых норм. При отсутствии грамматических ошибок мне за эту работу поставят четыре.  Я все-таки за единые критерии оценки знаний. 

«Угадайки» в ЕГЭ не будет

Олег Шалаев:

– Все зависит от того, какие задачи нам необходимо решать. Если мы хотим избежать субъективизма, то нам нужно усиливать ЕГЭ. А если наша цель максимально раскрыть потенциал абитуриента, то надо идти другим путем.

Мы должны прийти к тому, что педагог сможет разглядеть способности, которые сделают из молодого человека грамотного специалиста. Важно не выяснить, сколько знаний у человека в голове, а раскрыть его потенциал. Нам нужно максимально активизировать возможность думать, излагать свое мнение, быть грамотными. Высшее образование должно стать знаком качества. Мое мнение: уровень образования наших выпускников нажиманием кнопок не поднять.

Сергей Канунников:

– Давайте внесем ясность. Два года назад по решению президента уже ввели сочинение. Надо сказать, что это решение было достаточно неожиданным. Если в советской школе учащиеся писали 7–8 сочинений в год, то в 2014 году в программе было одно или два. Хотя возвращение такого письменного экзамена – это, безусловно, плюс. Кроме того, появились письменные экзамены в ЕГЭ по истории. А также эссе по обществознанию. Все остальные экзамены – письменные. Химия, физика, биология… С будущего года нигде «угадайки» не будет.

Я считаю, что экзамены по гуманитарным предметам должны носить устный характер, а по точным предметам – письменный. Введение новой формы экзаменовки требует изменений в программе и учебных планах.

Подводя итог, я скажу свое мнение: совершенствование ЕГЭ и контрольно-измерительных материалов в конечном итоге будет приводить к лучшим результатам.

Коллеги знают, что в университете Сорбонны на первый курс абитуриентов принимают вообще без экзаменов. Но после первой сессии больше половины отсеиваются, остаются только те, кто себя достойно проявил. Я считаю это идеальной системой. Но думаю, что наше образование к ней еще не готово.

URL: http://omskregion.info/news/45905-nado_nauchit_shkolnikov_mslit/
Дата публикации:02/11/2016 07:40
Автор:Михаил Андреев
Фото:Евгений Кармаев