Наталья Козловская: «Бордовые портьеры у бабушки были моим первым занавесом»

С 18 по 25 сентября в Омской области прошел межрегиональный фестиваль «Неделя экспериментального театра в Омске», который уже пятый год собирает молодые коллективы со всей России. С идейным вдохновителем фестиваля, главным режиссером театра «Карусель» Натальей Козловской мы побеседовали о судьбе любительского театра и режиссерской профессии.
С 18 по 25 сентября в Омской области прошел межрегиональный фестиваль «Неделя экспериментального театра в Омске», который уже пятый год собирает молодые коллективы со всей России. С идейным вдохновителем фестиваля, главным режиссером театра «Карусель» Натальей Козловской мы побеседовали о судьбе любительского театра и режиссерской профессии. — Наталья, когда вы «заболели» театром? — Моя мама была воспитательницей в детском саду и очень любила «играть в театр». Она ставила настоящие постановки с участием детишек, в которых, конечно, были задействованы и мы с сестрой (Анной Козловской, ныне режиссером театра «ШуМиМ», — прим. ред.). Эта игра продолжалась, когда мы приходили в гости к бабушке. Я помню, у нее были такие тяжелые бордовые портьеры. Так вот, для нас они были настоящим занавесом. Когда он открывался, мы по-настоящему погружались в театральную атмосферу. — Значит, вопрос «кем стать» и «куда пойти учиться» перед вами не стоял? — Получается, нет. В Омский государственный университет на режиссуру я поступила совершенно сознательно и ни разу не пожалела. Годы обучения дали мне бесценный актерский опыт, позволили погрузиться в театральную жизнь. — Вы начинали карьеру в качестве актрисы? — Да. Я пришла в театр «Группа ХарАктеров», который существовал при Дворце искусств имени Малунцева. Здесь уже работала моя сестра Анна. Постепенно мы обе поняли, что не все наши идеи можно воплотить на этой площадке, хотелось чего-то своего. Первой собственный театр при «Группе ХарАктеров» основала Анна. Это «ШуМиМ», который существует уже 15 лет. — А как же «Карусель»? — У нас с моим коллективом изначально была база во Дворце пионеров. Когда театр «Группа ХарАктеров» прекратил свое существование, мы перебрались в ДИ имени Малунцева. В этом году отмечаем свое десятилетие. Так получилось, что у нас с «ШуМиМ» общая площадка, общая репетиционная комната, мы часто делали совместные проекты. И как-то раз решили — одна голова хорошо, а две лучше. Так появилось творческое объединение «Два Театра». — Как вам работается в тандеме с сестрой? Родственные связи мешают или помогают? — Безусловно, помогают. Мы остаемся сестрами, какие бы конфликты ни случались у нас как у двух лидеров. Стараемся сглаживать негативные моменты. — А их бывает много? — На площадке, во время подготовки спектаклей, случается всякое. Мы ведь творческие люди со своим собственным видением, поэтому случаются столкновения взглядов. Но за все то время, что мы работаем вместе, я не припомню ни одной по-настоящему крупной ссоры между нами. — Где вы ищете актеров для своей труппы? — Сейчас они сами нас находят. Основная кузница кадров — это Школа-студия актерского мастерства, которая функционирует при наших театрах. Каждый год приходят ребята, которых мы обучаем актерскому мастерству. С первого занятия вовлекаем их в репетиционный процесс, и самые стойкие остаются. — И много таких? — К сожалению, не очень. Часто бывает, что ты обучаешь актера, строишь на него какие-то творческие планы, а он, набравшись опыта, покидает театр. За десять лет существования «Карусели» примерно треть труппы — с основания театра. Остальной состав постоянно обновляется. — А кто ваш зритель? — В основном молодые люди и дети, для которых мы тоже делаем отдельные постановки. Зритель постарше к нам не очень охотно идет. Людям с богатым жизненным опытом молодой актер, играющий возрастную роль, не всегда кажется убедительным. — Если вернуться к деятельности объединения «Два Театра», скажите, какие интересные проекты вы уже реализовали? — Самый крупный и интересный проект — фестиваль «Неделя экспериментального театра в Омске», который только что завершился. В свое время он возник как альтернатива «Театральной весне», но очень быстро занял свою нишу. Заручившись поддержкой Министерства культуры Омской области, он стал единственным межрегиональным фестивалем экспериментальных коллективов. Для всех нас это уникальная площадка по обмену опытом, энергией, идеями. В этом году наши ребята выиграли грант на Омском региональном форуме «РИТМ-2011», что принесло не только деньги, но и внимание прессы, а также дополнительную уверенность в своих силах. Появилась возможность использовать дополнительные площадки. «Арлекин» и ТЮЗ позволяют принимать гораздо более требовательные в плане технического оснащения театры, что для нас очень ценно. — Ваш театр существует давно. Вам не хотелось бы вывести его на более высокий уровень? — Это серьезный вопрос для нас. Мы стремимся найти свой путь развития и определиться со статусом. Сегодня наша основная цель — сохранить студийность театра, его уникальный формат и при этом расти и развиваться профессионально. — Как вы считаете, есть ли будущее у любительских театров? Сегодня даже «профессионалы» не всегда собирают аншлаги. — Для меня это достаточно острый вопрос. Любительский театр существует в двух формах: в качестве школьного дополнительного образования и театрального клуба при дворцах культуры. Но часы допобразования сокращают, а что касается домов культуры, в которых обычно базируются любительские театры, в крупных городах их почти не осталось. Нашему региону в этом плане еще повезло. — Боюсь предположить, что доходы от продажи билетов не покрывают все ваши расходы. Любительский театр может выжить без финансовой поддержки? — К сожалению, нет. Театр — очень дорогое предприятие, которое себя не окупает. Наше начальство говорит, что затраты на свет, который мы сжигаем за одну репетицию, больше, чем выручка от нашего спектакля. Очень радует, что есть чиновники, которым не все равно, бизнесмены, заинтересованные в поддержке культурных заведений, и просто неравнодушные люди. Пока они с нами, любительский театр не умрет. — Вы отдаете театру все свое время, силы. А многие воспринимают вашу деятельность как хобби. Не обидно? — И для меня, и для моих актеров это самая настоящая профессия. Мы живем театром, играем на сцене, обучаем молодежь. Я специально получила второе режиссерское образование в ВТУ имени Щукина, чтобы делать полноценные постановки на более высоком уровне. Многие наши актеры имеют высшее профессиональное образование, другие находятся в процессе его получения. Для нас это гораздо больше, чем просто хобби. — А что касается лично вас, вы в театре навсегда? — Еще лет пять назад ответила бы: безусловно. Сегодня уже не так категорична. Театр как способ мысли, познания действительности — определенно навсегда со мной. Но что касается именно профессиональной деятельности… Член нашего жюри Сергей Денисенко на открытии фестиваля цитировал португальского поэта: «Для чего и куда я иду по земле, Оставаясь недвижимым в собственной сути?». Если ничего не менять в своей жизни, закостеневаешь и деградируешь. Поэтому я оставляю за собой право на изменения. Но сейчас бросать наш театр и ребят не имею ни желания, ни морального права. Блиц Я счастлива… когда есть творчество и желание сделать еще больше Я боюсь… что ничего не изменится Мой день начинается… с того, что просыпаюсь и надеваю контактные линзы, чтобы увидеть мир Мой самый безумный поступок… я еще совершу Я восхищаюсь… профессионализмом, искренностью, полным погружением в свое дело Мой кумир… Борис Гребенщиков. Потому что он всегда в поиске, взрослеет, но не держится за прежние заслуги, а создает новые Мой вечер… посвящен составлению планов на следующий день. Особенно это было актуальным в фестивальные дни Хочу научиться… стоять на руках Если бы у меня был миллион… я бы построила театр! Хотя этой суммы, конечно, не хватило бы Любовь для меня это… безусловное принятие другого человека и возможность меняться вместе с ним, становиться лучше. Анастасия Шугаева
©
URL: http://omskregion.info/news/461-natalya_kozlovskaya_bordove_porter_u_babushki_bli_/
Дата публикации:19/09/2011 11:48