«Тунеядцы» поневоле

«Тунеядцы» поневоле

Дата публикации 10 ноября 2016 15:52 Автор

Пока в Минтруде обсуждают возможность введения «налога на безработицу», я борюсь за то, чтобы мой бывший официальный работодатель перечислил за меня все положенные взносы и налоги.

Когда я устраивалась на свое предыдущее место работы, работодатель, он же отдел кадров, он же директор, обаятельно улыбнулся и пообещал заняться оформлением бумаг по трудоустройству, как только станет чуть свободнее со временем. В течение полутора лет, прошедших до моего увольнения по собственному желанию, этого времени у руководителя так и не нашлось.

В процессе увольнения я все-таки настояла на внесении записи в трудовую книжку и выдаче мне на руки экземпляра трудового договора. Но худшие опасения вскоре подтвердились, и выяснилось, что никаких отчислений за время работы с моей заработной платы не производилось: не был уплачен ни подоходный налог, ни страховые взносы. На следующем месте работы я столкнулась с тем, что полноценная оплата больничного листа и налоговые вычеты теперь не для меня. Это не говоря о пропавшем периоде моей трудовой биографии.

Следующие два года я вяло переругивалась со своим бывшим шефом по телефону, держа в голове как последнюю меру обращение в официальные инстанции. Почему-то мне казалось, что первый же звонок в Трудовую инспекцию или Пенсионный фонд навлечет на моего работодателя неисчислимые беды. Оказалось, все не так просто.


И вот, вооружившись копией трудовой книжки, трудовым договором и выпиской о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (автоматически сформированного на портале госуслуг), я отправилась в управление Пенсионного фонда Кировского округа. Девушка-информатор объяснила мне, что в управлении занимаются пенсионными вопросами физлиц, а мне нужно обратиться в отдел по обслуживанию страхователей и предпринимателей на Орджоникидзе, 48.

По телефону я попыталась выяснить, в чьей юрисдикции находится мой вопрос. Оказалось, что Пенсионный фонд мне в этом деле не помощник. Нужно обратиться к работодателю и, получив от него отказ, подать в суд. Пенсионный фонд занимается вопросами взыскания начислений с работодателя только по исполнительным судебным листам.

Перспектива подавать в суд без поддержки ведомства меня, честно признаться, напугала. И я решила обратиться в Трудовую инспекцию и послушать, что посоветуют мне там.

Государственная инспекция труда Омской области по справочнику имеет только один контактный номер. При звонке автоинформатор сообщает, что можно проконсультироваться по телефону горячей линии 21-09-18, причем звонки принимаются всего 6 часов в неделю: по средам и четвергам с 10:00 до 13:00. Также можно прийти на личный прием граждан, который осуществляют в помещении службы занятости (Тарская, 11) со вторника по четверг с 9:00 до 13:00. В течение получаса я пыталась дозвониться на телефон горячей линии. Более 30 попыток связаться с инспекторами оказались бесплодными.


Ничего не оставалось делать, как ехать на личный прием на улицу Тарскую. Как выяснилось, прием осуществляет всего один сотрудник инспекции. К моменту моего появления очередь из желающих попасть на прием составляла 17 человек. Я несколько воодушевилась, когда поняла, что больше десяти минут на посетителя не тратится. Возможно, это связано с тем, что никто из обратившихся при мне не писал заявлений.

Но в 11:02 инспектор поднялся со своего рабочего места и объявил, что прием закончен. Многие тут же бросились звонить в инспекцию — убедиться в том, что часы приема обозначены до 13:00. Впрочем, это им не помогло. Сотрудник четко сформулировал реальный график работы: три дня в неделю по 2 часа.

Получается, что жителей столицы региона готов консультировать по вопросам трудового законодательства один человек в течение 6 часов в неделю. Это лично. И еще шесть часов полагается омичам на телефонные консультации, это для тех сверхнастойчивых (и удачливых), кто сможет дозвониться.

В итоге мне пришлось обратиться за консультацией к юристу. Юрконсультант меня успокоил, пояснив, что в написании искового заявлении нет ничего сложного: достаточно указать на факт трудовых отношений и сослаться на статью 226 Налогового кодекса РФ и статьи 5, 15 федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Именно эти статьи нарушил мой бывший работодатель, не перечислив за меня взносы и налоги. К заявлению необходимо приложить копию трудового договора, копию трудовой книжки и выписку с моих лицевых счетов в налоговой и Пенсионном фонде.

Решения в таких случаях суд принимает в подавляющем числе случаев в пользу работника.

Что ж, буду пробовать.

Распечатать страницу