Декоративные детали фасада взамен утраченных выполнил в своей мастерской художник-реставратор Анатолий Кудрявцев. В создании образа помогли репродукции художников эпохи модерна.
При реставрации Свято-Никольского казачьего собора (напротив Кадетского корпуса) восстанавливаются исторические фасады храма. Оказывается, до революции его украшали декоративные элементы — рельефы с изображениями серафимов. В ХХ веке храм многократно переделывали под различные нужды, и оригинальный декор был утерян. Когда собор в очередной раз приспосабливали под Органный зал, на фасаде были сделаны розетки в виде цветов. Но сейчас, когда храм дождался полноценной реставрации, было решено восстановить прежний декор.
«ОМСКРЕГИОН» побывал в мастерской омского художника-реставратора Анатолия Кудрявцева, которому доверили эту работу. По его форме уже сделаны 9 отливок рельефов с изображениями серафимов, которые смонтированы на трех фасадах храма, и осталось лишь сделать финишные работы. Еще один декоративный элемент, который Анатолий Кудрявцев делал для фасада собора, — херувимы на барабане под центральном куполом.
По словам автора, работа оказалась очень интересной в том плане, что серафим — существо мифическое. В христианской традиции это высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу. Но на старых фотографиях детали фасада разглядеть невозможно — читалась только общая композиция, и как именно выглядели серафимы, неизвестно.
«Была только схема, поэтому пришлось разрабатывать все заново и согласовывать с заказчиками в Москве, ведь место это очень ответственное, — рассказал Анатолий Кудрявцев. — Самое главное было создать образ и попасть в масштаб».
Источником для творческих поисков стали живописные работы художника Михаила Врубеля, который, кстати, родился в Омске, и другие репродукции храмовых росписей эпохи модерна. Серафим традиционно изображается с шестью крыльями, это бесполое существо, но при этом он является воином и очень предан Богу. Поэтому нужно было передать красоту этого образа и придать взгляду особую выразительность.
Вся работа заняла полтора месяца. Сначала была сделана модель из скульптурного пластилина, затем изготовлена переходная форма в гипсе и модель, после чего гипс дорабатывался, шлифовался, и с гипсовой модели сделана уже итоговая форма из эпоксидной смолы, резины и на металлическом каркасе — чтобы ее не «повело». С помощью этой формы изготавливаются финишные отливки, а гипсовая модель осталась в мастерской художника.
Анатолий Кудрявцев работает в Омске уже много лет. Он принимал участие в работе над Органным залом, Домом учителя, Драматическим театром, зданием Законодательного собрания — восстанавливал лепной декор и на фасаде, и в интерьере этих архитектурных памятников. Многие исторические детали с годами были утеряны и пришлось их создавать практически заново.
А среди коммерческих заказов художника — декор для фасада ресторана «Колчакъ», включая фонтан, изображающий верховного правителя. Делал он фонтаны и скульптуры и для частных особняков, изготавливал вазоны для зданий на Любинском проспекте. Сейчас в процессе находится новый проект — восстановление дореволюционного декора в интерьере операционного зала Омского отделения Центрального банка в Банковском переулке.