Алексей Мартыненко: «Нельзя просто так взять и отменить маршруты»

Алексей Мартыненко: «Нельзя просто так взять и отменить маршруты»

Дата публикации 13 декабря 2016 18:13 Фото Сергей Мельников

В Омске полностью изменится маршрутная сеть, а борьба с нелегальными перевозчиками выйдет на новый уровень. Об этом рассказал директор департамента транспорта администрации Омска Алексей Мартыненко.

— Алексей Владимирович, давайте начнем с главного вопроса. Нужен ли муниципальный транспорт Омску?

— Нужен обязательно, и причин тому несколько. Сегодня наш рынок пассажирских перевозок сформирован хаотично. Муниципальные предприятия обслуживают маршруты как рентабельные, так и социальные, и это главное. Частники работают только на тех маршрутах, где могут получит прибыль. Ни один частный перевозчик в Омске не работает в убыток, что бы он ни говорил. И если мы исключим из нашей маршрутной сети муниципальные предприятия, то от этого пострадают пассажиры: они просто не смогут уехать на окраины, в удаленные микрорайоны.

Второе. Если убрать муниципальный транспорт, с рынка уйдет конкуренция. Что это значит? Сразу снизится качество обслуживания, как следствие — снова пострадают пассажиры.

Третий момент, который, на мой взгляд, имеет немаловажную роль, — это тот факт, что муниципальные предприятия дают работу тысячам омичей. Они работают в рамках действующего законодательства, отчисляют налоги и другие платежи, несут социальные гарантии перед работниками, а это более четырех тысяч жителей города Омска. Не будет муниципальных предприятий — люди останутся без работы.

— Вы упомянули о социальной функции муниципального транспорта. Почему тогда закрываются как раз социальные маршруты, соединяющие окраины с центром города?

— Это связано с возможностями бюджета Омска. Если на муниципальный транспорт в городской казне заложена определенная сумма, которой недостаточно для развития и обслуживания маршрутной сети полностью, если дотаций нет, то, соответственно, муниципальные предприятия вынуждены сокращать часть нерентабельных маршрутов и переводить машины туда, где они получают прибыль, чтобы иметь хоть какую-то возможность выживать.

Почему сейчас сложилась такая ситуация? Вопрос не совсем корректный. Она уже сложилась задолго до моего прихода. Моя задача — не критиковать решения, которые принимались до меня, а исправить ситуацию, повысить качество обслуживания.

— А где баланс между социальной услугой и зарабатыванием денег муниципальным предприятием? Как соблюсти интересы горожан и предприятий?

— На мой взгляд, это можно сделать только одним способом, и я говорю о нем на протяжении последних недель. Нам нужно сформировать адекватную маршрутную сеть, которая позволит работать и предприятиям муниципальной формы собственности, и коммерческим перевозчикам. Нужно разъединить муниципальную маршрутную сеть, ведь сегодня нет проблем перевозок в центральной части города. Наоборот, здесь слишком много подвижного состава, идет бесконечный поток транспортных средств: один от остановки отъезжает — другой подъезжает.

Надо организовать маршрутную сеть, которая будет учитывать интересы всех омичей. Есть отдаленные районы города, и там тоже людям нужно ездить. Есть новые построенные микрорайоны, есть строящиеся сегодня. Мы изучаем пассажиропоток, чтобы получить исходные данные.

Когда будет сформирована адекватная маршрутная сеть и определено необходимое количество подвижного состава, мы сможем объявить конкурсы, провести торги. Тогда автобусы большой вместимости смогут работать на магистралях и участках с высоким пассажиропотоком, а автобусы малой вместимости — там, где пассажиропоток меньше. Все хотят зарабатывать, и это будет рентабельно для всех.

— Мы говорим об очередной оптимизации?

— Нет. Оптимизация — это изменение существующего порядка. А я говорю о новой сети, которая не будет основана на существующих маршрутах. Речь идет о разработке с нуля: проведем опрос жителей города, просчитаем их перемещение. Это масштабный вопрос, который требует не менее полугода времени и серьезного вложения людских ресурсов, около пятисот человек. Сейчас департамент транспорта занимается разработкой технического задания для конкурса. В бюджете предусмотрено выделение в первом квартале двух с половиной миллионов рублей на эти цели. С учетом проведения конкурса, думаю, результаты появятся в сентябре — октябре 2017 года. Но мы не ждем восемь-девять месяцев, пока будет готов проект новой маршрутной сети, а продолжаем работу.

— Насколько актуальная информация о закрытии 27 регулярных маршрутов? Ведь это решение затрагивает именно интересы жителей удаленных районов города.

— Решение по отмене 27 маршрутов принято еще в июне, тогда же перевозчики получили соответствующие извещения. Оно вступит в силу с 1 января 2017 года. Мы дополнительно изучили эти маршруты, учли обращения граждан, которые поступают в наш департамент. И по шести маршрутам у нас возникли вопросы о целесообразности их отмены. Мы проанализируем работу перевозчиков на данных шести маршрутах и примем решение. Если поймем, что пассажиры не пострадают, значит отмена произойдет. Если перевозчики будут работать вне закона, отмены также не избежать. Но если отмену мы не сможем компенсировать за счет других маршрутов или за счет увеличения объема перевозок муниципальными предприятиями, значит мы примем решение на какой-то период не отменять их, пока не сможем предложить пассажирам альтернативу.

Нужно еще учесть, что если мы закрываем 27 маршрутов, то другие 25 меняют схему движения. Наша задача ведь не в том, чтобы просто взять и отменить, но сделать так, чтобы омичи не пострадали.

— К вопросу о сером рынке перевозок. Многие горожане смирились с нелегалами и считают их необходимым злом. У вас какое мнение на это счет?

— Если сегодня рынок серых перевозок существует и омичи не испытывают проблем и считают его нормой, то я уверен: это не нормально. Когда одни перевозчики работают в рамках законодательства, отчисляют налоги и прочее, они несут большие затраты. А другие, которые закон не соблюдают, несут меньшие затраты. Участник рынка находятся в неравных условиях. Получается, что у добросовестных предприятий нет будущего. Через определенное время останутся только нелегалы. И вот тогда люди поймут, что они заблуждались.

Ведь работа в рамках законодательства означает прежде всего безопасность. Там, где стоит вопрос безопасности, не может быть двойных стандартов. Моя позиция здесь однозначна: все участники рынка пассажирских перевозок в Омске должны работать добросовестно с учетом требований законодательства.

— Как вы видите борьбу с нелегалами в Омске?

— Это совместная работа департамента транспорта, управления Государственного автомобильно-дорожного надзора, ГИБДД, налоговой службы. Координатором всех действий должен выступать департамент транспорта, поскольку он является организатором пассажирских перевозок. Инициатива будет исходить от нас. Мы уже собирали круглый стол с участием представителей муниципальных предприятий, частных перевозчиков, инспектирующих и контролирующих органов. Уже есть примеры, когда с перевозчиками расторгались договоры в связи с нарушением требований законодательства. Эту практику мы будем продолжать.

— Разве нельзя просто поставить инспекторов ГИБДД, которые бы останавливали каждый пассажирский микроавтобус и проверяли законность работы?

— Мы уже пошли этим путем. За последнюю неделю ежедневно выявлялись случаи, в среднем по три в день, когда частные перевозчики работали нелегально. Законодательство позволяет нам привлекать их к ответственности, составлены протоколы на каждого водителя. Плюс УГАДН приглашает собственников транспортных средств, с которыми также проводится работа. Составленный протокол в итоге должен быть реализован в виде штрафных санкций, предусмотренных федеральным законом № 220. А это штраф до 300 тысяч рублей. Мы сильно надеемся на то, что эти меры позволят нам вытеснить с рынка нелегальных перевозчиков.

Я вам скажу больше. Нелегальные перевозчики сейчас злоупотребляют ситуацией, которая сложилась на рынке, манипулируют мнением жителей в собственных интересах. Настраивают горожан против департамента транспорта, против решений администрации Омска. Но на самом деле они только формируют негатив. Ведь наша задача — сохранить перевозчиков, которые работают по закону, а также повысить безопасность пассажиров и качество услуг.

— В старых муниципальных автобусах тоже не всегда комфортно ездить. За счет каких средств планируете обновлять подвижной состав?

— Это застарелая проблема. И она серьезная. В последние пять лет у нас были единичные случаи приобретения нового подвижного состава, причем это делалось обычно в лизинг, за счет средств предприятий. А это дополнительная нагрузка для них. Сейчас у нас есть определенное видение решения этого вопроса, но оно не глобальное. Первый шаг — в ближайший год мы должны приобрести порядка 30 новых автобусов средней вместимости за счет собственных средств. Изыскиваем внутренние резервы, которые есть у муниципальных предприятий.

читайте также

Мартыненко: повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте отпугнет последних пассажиров

Мартыненко: повышение стоимости проезда в муниципальном транспорте отпугнет последних пассажиров

Первые заявления сделал новый глава департамента транспорта Алексей Мартыненко. Так, по его мнению, следует сохранить стоимость проезда в 22 рубля, поскольку более высокая плата заставит омичей пересесть в маршрутки.

 


Распечатать страницу