Сторона обвинения

Сторона обвинения

Дата публикации 14 декабря 2016 08:37 Автор Фото Евгений Кармаев

Государственный обвинитель о законности судебных решений, социальной справедливости и адекватности наказания.

Как известно, в судебном процессе присутствуют две стороны: защита и обвинение. Между тем нередко именно сторона обвинения берет на себя правозащитную функцию. Об этом наш  разговор с начальником уголовно-судебного управления прокуратуры Омской области, старшим советником юстиции Сергеем Савиным.

Главное – законность

– Когда мы работаем с судебными решениями, перед нами стоит главная задача – обеспечить их законность. Если по какой-то причине суд первой инстанции допустил ошибку, которая влечет нарушение прав как потерпевшего, так и подсудимого, мы обязаны на это реагировать. И хотя для нас очень важным является восстановление нарушенных прав потерпевших от преступлений, права подсудимых мы также обязаны соблюдать в полной мере, – говорит Сергей Савин. – Государственный обвинитель обязан заботиться о том, чтобы имущественные и моральные права потерпевших были максимально восстановлены. Что касается подсудимых, то они должны получить адекватное наказание, то есть соразмерное совершенным  преступлениям и данным их личности. Только в этом случае мы можем говорить о достижении одной из главных целей уголовного наказания – восстановления социальной справедливости.  

Начальник управления отдельно остановился на теме защиты прав таких категорий граждан, которые принято называть незащищенными слоями населения. В первую очередь, несовершеннолетних, которые нередко становятся жертвами домашнего насилия.

– Бывает так, что отчим избил своего приемного сына, причинив ему побои или легкий вред здоровью. При этом закон говорит о том, что дело может быть прекращено за примирением сторон. И прекращать на этом основании дело – это право суда, но не его обязанность. Но на практике иногда сталкиваемся с тем, что суды к решению данного вопроса подходят с формальной  точки зрения и дело прекращают, – рассказывает Сергей Валерьевич.

Но в этих случаях суду все же следует убедиться, как сказано в постановлении Пленума Верховного суда РФ  «О применении  судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», в добровольности волеизъявления на примирение потерпевшего с обвиняемым. 

– Представим, что в суде подросток заявляет, что отчим перед ним извинился и теперь он не хочет никого привлекать. И тут возникает вопрос: насколько это волеизъявление добровольно. Ведь ребенок продолжает проживать в этой семье и постоянно находится под контролем отчима. Поэтому мы призываем гособвинителей  очень взвешенно подходить к таким ходатайствам и высказывать свое согласие на прекращение дела за примирением сторон только в том случае, если они убедились в свободно выраженном волеизъявлении потерпевшего. Особенно когда есть даже малейшие сомнения в добровольности волеизъявления ребенка, основанные на объективных данных. Например, на показаниях соседей или представителей органов опеки и иных контролирующих организаций. И суд нередко принимает нашу позицию, – поясняет Сергей Савин.

И это не ради того, чтобы нанесший побои непременно был осужден. Не соглашаясь с прекращением дела, прокуратура в лице государственного обвинителя действует на предупреждение повторных, более тяжких преступлений в отношении потерпевшего. В этих случаях с учетом санкций соответствующих статей УК РФ подсудимый не несет сурового наказания в виде лишения свободы. Это будут исправительные или обязательные работы. Безнаказанность же может  привести к новому преступлению. Уже с более тяжкими последствиями. Поэтому, добиваясь соразмерного наказания за содеянное, органы прокуратуры осуществляют профилактику возможных преступлений в будущем.

Несовершеннолетние – это отдельная категория тех, кто нуждается в особой защите государства, но в равной мере в лице гособвинителей оно – государство – встает на защиту прав абсолютно всех. Этот тезис можно подкрепить множеством конкретных примеров из повседневной практики работников прокуратуры.

Вот лишь один из них. Некто С. за причинение тяжкого вреда здоровью был осужден к одному году лишения свободы в колонии общего режима. При этом в результате полученной травмы потерпевший стал инвалидом третьей группы и лишился речи. Поэтому не мог продолжать свою трудовую деятельность, хотя на его иждивении находятся жена и двое детей. Эти доводы прокуратуры, изложенные в представлении на приговор, судом апелляционной инстанции были приняты, и суд увеличил С. наказание до четырех лет лишения свободы. Кроме того, увеличил и сумму морального вреда до 70 тысяч рублей. О чем также в своем представлении указывал гособвинитель.

Апелляция и кассация

Пока мы говорили только об одной стороне участников судебного процесса – о потерпевших. Что касается подсудимых, то и эта категория находит защиту у гособвинителей.

– Случается, что, вынося приговор, суды допускают ошибки. Наиболее часто это касается вопросов квалификации преступных деяний и назначения наказания. И в такие ситуации прокуратуре также приходится вмешиваться, как в стадии апелляционного рассмотрения дела, так и кассационного. Правда, в последнем случае возможности оспаривания для прокурора несколько ограничены, так как кассационный пересмотр дела является исключительной стадией, возможной лишь при наличии существенных нарушений закона, повлиявших на исход дела и искажающих суть правосудия. Но даже при таких условиях мы в подавляющем большинстве случаев находим поддержку у суда вышестоящей инстанции – отмечает Сергей Савин.  

Так, уроженка Тюкалинска за покушение на убийство была осуждена на шесть лет лишения свободы. Однако прокурор поставил перед судом вопрос о смягчении наказания. Свою позицию он объяснил тем, что осужденная пыталась оказать потерпевшему первую помощь и вызвала «скорую». Кроме того, по мнению гособвинителя, суд не учел то обстоятельство, что сам потерпевший спровоцировал женщину на ответную реакцию.  Судебная коллегия областного суда с доводами прокурора  согласилась и снизила наказание на три месяца.

– Да, это немного, но даже три месяца для тех, кто находится в местах лишения свободы, – это существенно, – комментирует Сергей Валерьевич.

Справедливость для всех

Еще один пример из практики государственного обвинения.  На этот раз в ходе семейного конфликта супруг ударил ножом  жену, за что получил два года колонии. Но в апелляционной  инстанции прокурор обратил внимание суда на то, что супруги имеют троих детей, что жена не работает, а семья существовала на заработки мужа. Кроме того, гособвинитель указал на существенное обстоятельство, которое и привело к конфликту. Оказывается, жена в течение двух дней отсутствовала дома, а муж все это время находился с детьми и пытался разыскивать загулявшую супругу. В результате реальное лишение свободы для него было изменено на условное.

– Сегодня наша задача заключается в том, чтобы обеспечить объективность и справедливость для всех без исключения. На это нас ориентируют закон и приказы Генерального прокурора РФ и прокурора области. В этом заключается наша принципиальная позиция. Если прокурор сталкивается с необоснованным обвинением, он не имеет права его поддерживать. На этих принципах мы воспитываем молодое поколение государственных обвинителей. Они должны знать, что поддержание необоснованного обвинения – это такой же серьезный проступок, как и освобождение от ответственности виновного, – подчеркивает начальник уголовно-судебного управления.

СПРАВКА:

За десять месяцев этого года прокуратура инициировала пересмотр судебных решений в апелляционном порядке в отношении 826 лиц. Причем в большинстве этих случаев пересмотр решений был направлен на улучшение прав осужденных, снижение назначенного им наказания. 

За десять месяцев этого года прокуратура инициировала пересмотр судебных решений в апелляционном порядке в отношении 826 лиц. Причем в большинстве этих случаев пересмотр решений был направлен на улучшение прав осужденных, снижение назначенного им наказания. 

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Скорбит вся страна

Скорбит вся страна

Жители Омской области почтили память жертв теракта ...

Актуально

Сделать дом безопасным

Сделать дом безопасным

Подвалы омских многоэтажек переоборудуют в ...

Власть

Ждем с ответным визитом

Ждем с ответным визитом

Делегация Омской области провела в Республике ...

Выставка

Юбилей под впечатлением

Юбилей под впечатлением

В музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля ...

Земляки

Обгоняя впереди бегущих

Обгоняя впереди бегущих

В Омске существует когорта интересных, самобытных, ...

Крупным планом

«Будем развивать вузовский потенциал»

«Будем развивать ...

На минувшей неделе в Омске с рабочим визитом ...

Наше время

«Активность ветеранов – пример для молодежи»

«Активность ветеранов – ...

В ветеранской организации Октябрьского ...

Общество

Цифровая грамотность – залог безопасности

Цифровая грамотность – ...

Омские «ИТ-тимуровцы» учат представителей старшего ...

Патриотизм

Меняя себя, мы меняем мир

Меняя себя, мы меняем мир

В Омске прошел форум «Душа, укрепленная верой, ...

Панорама недели

Всегда на страже

Всегда на страже

В историческом парке «Россия – моя история» ...

Поддержка

Помощь для героев-земляков

Помощь для ...

Сотрудники Драгунского дома-интерната передали в ...

Правдивая история

Cчастливый выбор

Cчастливый выбор

В дошкольную педагогику Валентина Токарева пришла ...

СВО

«Военный билет приготовил заранее»

«Военный билет приготовил ...

Омский менеджер Вячеслав Мухамедов уверен, что их ...

Социум

Место, где помогут и поймут

Место, где помогут и ...

20 марта в детском клубе «Страна радости» центра ...

Фестиваль

Вышли на «Рубеж»

Вышли на «Рубеж»

Состоялся очередной этап фестиваля семейного ...