Омские эксперты обсудили итоги работы совместного заседания Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку, проходившего в Санкт-Петербурге с участием Владимира Путина.
Национальная идея
Президент убедительно говорил о необходимости укрепления единого культурного пространства страны и отметил тенденцию: «Все больше людей отдают предпочтение содержательному и, если будет позволено по-русски сказать, умному досугу». Это подтверждают и статистические данные: 700 театров России собирают 39 миллионов зрителей в год, в музеях побывало 120 миллионов посетителей – такой цифрой не может похвастаться ни одна страна.
Но разговор шел не об успехах, а о болевых точках. Было очевидно, что президент хотел услышать мнения деятелей культуры о том, как развиваться отрасли.
В стране трудная экономическая ситуация. Но симптоматично, что вопрос о сокращении сети учреждений культуры не поднимался. «Нет государства без культуры, нет культуры без государства», – сформулировала концепцию депутат Государственной думы Елена Ямпольская.
Сегодня национальная культура заботой государства сохранена во всем многообразии. И великая литература вернулась в школьные программы, а с ней и сочинения. «Национальная идея – это русская литература», – прозвучало на заседании советов.
Наш человек в совете
В Петербурге, на заседании советов присутствовал наш земляк, главный режиссер Северного театра Константин Рехтин. Он является членом Совета по культуре и искусству.
– Я попросил слово, но на этот раз не успел выступить, – говорит Константин Викторович. – Хотел поднять тему возрождения кинопроката. В день заседания состоялось открытие кинозала во Дворце культуры Тары. Я знаю, что многие районы области в нынешнем году с помощью российского министерства культуры получили современное кинооборудование, и это очень хорошо. Но у нас был кинотеатр «Авиатор» с тремя залами. Он был частным и два года назад закрылся, а оборудование продали в Петербург. И стоит в центре Тары пустующее здание-призрак. Как упредить такие ситуации в будущем? Возможно ли частно-государственное партнерство в кинопрокате? Найдутся ли предприниматели, которые любят свою малую родину и готовы для нее работать? Поднимались проблемы, которые волнуют всех. Вот, например, прозвучал тревожный сигнал: сокращается количество книжных магазинов. У нас в Таре сегодня нет ни одного книжного магазина, а когда я начал работать здесь, было три. Евгений Миронов в совете отвечает за театры малых городов. Он назвал цифру – 150 театров малых городов в России. Но это если считать малыми городами Прокопьевск с населением за 200 тысяч, Новокузнецк с населением в полмиллиона. А театров в городах с населением до 50 тысяч в России только 12, наш в их числе. И мы должны постоянно обновлять репертуар, много ставить спектаклей, иначе не выживем. Миронов сказал о важном решении депутатов Госдумы: включить поддержку таких театров в госбюджет. Очень надеемся на такую поддержку. Потому что сегодня забота о театрах лежит на плечах областного бюджета.
Был ли запрет рок-оперы?
На заседании Омск упомянули дважды. Евгений Миронов отметил, что театральные фестивали в Воронеже и Омске по содержательности программ все чаще конкурируют со столичными культурными формами. Народный артист России сам был участником фестивалей «Золотая маска» в Омске» и «Академия» и знает, о чем говорит. Евгений Миронов считает одной из главных задач государственной культурной политики депровинциализацию региональных театров страны и признает, что уровень художественной культуры в провинции нередко опережает общекультурный уровень.
Но он же пожаловался президенту на то, что в некоторых городах под давлением общественных организаций власти запрещают спектакли. И на вопрос президента, где это происходило, назвал Омск и спектакль «Иисус Христос – суперзвезда». Владимир Путин обратился к министру культуры России с вопросом: кто запретил спектакль? Владимир Мединский, часто приезжающий в наш город, ответил: «Я точно не запрещал. Министр культуры Омска – Виктор Прокопьевич. Он бывший директор Омского драматического театра. Ему бы в голову не пришло запрещать».
Министр культуры Омской области Виктор Лапухин прокомментировал ситуацию: «Официально заявляю, никакого запрета на показ спектакля никто не давал. При этом могу отметить, что на поступившее обращение гражданина Никитина Л. В. был дан официальный ответ, в котором в том числе было указано, что «данный спектакль поставлен в 1990 году к 1000-летию Крещения Руси Санкт-Петербургским театром «Рок-опера» с одобрения Русской Православной Церкви».
Л. В. Никитин возглавляет общественную организацию «Семья, любовь, Отечество». Высказывать свое мнение – его право. Но организатор гастролей – компания «Гала-промоушен» – расторг договор с Музыкальным театром, потому что на 3 октября, за месяц до спектакля, было продано только 42 билета. Вырученная сумма сборов не покрывала затрат. Год назад этот спектакль уже был показан в Омске, в Концертном зале.
Константин Рехтин говорит:
– Я ушам своим не поверил, когда услышал эту версию. Говорю: «Этого не может быть». А один из моих соседей на заседании говорит: «А вы разве не знаете, что есть негласный запрет омского губернатора?» Очень жаль, что такие домыслы гуляют по Москве, а известный артист обнародует непроверенные сведения. Дело ведь не в запрете, а в несформированных художественных ориентирах. Народ не привык к новациям, а театру необходимо развиваться. Мы стараемся понять, что нравится и что не нравится зрителям, организовывая обсуждения спектаклей. Будем и дальше их проводить, потому что убедились: молодые зрители с желанием выступают и говорят неглупые вещи.
Владимир Путин отметил, что в самой творческой среде должна быть определена грань между цинизмом, оскорбительным эпатажем и творческой акцией, самим творцам нужно выработать критерии.
Цензуры не будет
Год назад министр культуры Омской области в интервью нашей газете на вопрос: «Мог бы в Омске, на ваш взгляд, произойти такой театральный скандал, как в Новосибирске с оперой «Тангейзер», – ответил: «Думаю, нет. Конечно, никто не застрахован от возможных скандалов, любая пьеса может вызвать общественный резонанс. У нас были и могут быть спорные спектакли, но никогда никто не опускался до оскорбительных постановок на тему православия и религии вообще». Преградой такому замыслу Лапухин назвал худсоветы театров – коллективный разум. И заверил, что возврата к цензуре не будет.
Есть и еще одна проблема в отношениях творцов и власти. О ней высказался заслуженный художник России Иван Желиостов (читайте на стр. 32). В год своего 80-летнего юбилея он провел пять выставок, подарил 35 работ музеям Омска и Марьяновской картинной галерее. Областной совет ветеранов наградил Ивана Ивановича знаком «Почетный ветеран», а городской совет ветеранов поместил портрет художника на городскую Аллею славы. Однако известный график и живописец едва не отменил свой юбилей, увидев в действиях городских депутатов неуважение к профессии. Вопрос о мастерских решен, а осадок остался. «Нет государства без культуры, нет культуры без государства» – это аксиома, требующая взаимопонимания.
МНЕНИЕ:
Константин Рехтин
Главный режиссер Северного драматического театра им. М. А. Ульянова, член Президентского совета по культуре и искусству:
Чем примечательно это заседание совета? Речь шла о том, что нам делать, куда двигаться. И общим мнением было, что движение должно быть в сторону общества, где приоритетом должны стать духовные ценности. В культуре наше богатство, и культура делает человека человеком, нацию нацией, она поможет соединить разорванные временные скрепы. Мы должны вписать в нашу ментальность все, что было, ничего не отрицая в нашей истории. Через культуру это можно сделать. Культура – это локомотив движения общества в духовном развитии и способ противостоять тенденциям на международном уровне. Нам мало, когда сыто и уютно, это маргинальные ценности, которые вызывают протест. Хорошо, что мы все сегодня это понимаем.
КОММЕНТАРИЙ:
Владимир Половинко
Председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Законодательного собрания Омской области:
Государственно-частное партнерство в культуре не только возможно. Это один из решающих моментов, которые мы будем прорабатывать в комитете. Для этого необходимо создание законодательной базы. Многие объекты культуры на селе находятся в плачевном состоянии. Вернуть все за счет бюджета области трудно. Но с участием предпринимателей возможно. Такой опыт есть в области социальной поддержки населения. Министерство труда с помощью частного бизнеса открыло дома-интернаты, полностью решив проблему с очередями в эти заведения.
Мы изучаем также вопрос, как содержать здания, являющиеся объектами культурного наследия регионального и муниципального уровней. Льготная аренда, другие меры помогут сохранить эти дома-памятники.
Марат Адырбаев
Заслуженный врач РФ, депутат Законодательного собрания Омской области:
Без культуры не будет развития в нашем многонациональном государстве. Культура должна развиваться во всех уголках страны. В Таре прекрасно работает Дом дружбы. У каждого национального объединения своя комната, свой музей. Вспоминаю народное гулянье «Сибирское разноцветье», которое проходило в Таре в рамках праздника народной культуры «Истоки». Праздник объединил все национальные культуры, на него пришли и стар и млад. Ту же радость я видел в Егоровке Тарского района, когда жители отмечали 120-летие деревни. Здесь сегодня только 300 жителей, в школе – 29 учеников. Но какой праздник сотворили! С двенадцати часов до пяти шел концерт на площадке, устроенной на улице. Глава поселения поет, его жена танцует. Культуре в глубинке нужна помощь. Я 16 лет назад организовал «Клуб добрых сердец», в котором объединились неравнодушные люди. Мы взяли шефство над детским домом в Колосовке, приезжали туда с подарками четыре раза в год. Наша гордость – две воспитанницы, которые окончили мединститут, стажировались во Франции. Будем помогать и культурным объединениям. Уже передан в Васис музыкальный центр, микрофоны – в Тевризский район. Как депутат, буду поддерживать все добрые начинания в сельской культуре: и Дом дружбы в Таре, и комплекс «Старина Сибирская» в Большеречье, и сельские клубы.