Никита Михалков планирует «поселить» в Омске новый кинофестиваль

Никита Михалков планирует «поселить» в Омске новый кинофестиваль

Дата публикации 30 мая 2012 10:50 Автор Мария Мурманцева

Во время своего визита в Омск мастер российского кинематографа Никита Михалков встретился с утвержденным губернатором Омской области Виктором Назаровым и пообщался со студентами ОмГУ. В течение двух часов режиссер и актер отвечал на вопросы омской молодежи. Высказывания Никиты Сергеевича записал корреспондент ИА «Твой Омск»
Во время своего визита в Омск мастер российского кинематографа Никита Михалков встретился с утвержденным губернатором Омской области Виктором Назаровым и пообщался со студентами ОмГУ. В течение двух часов режиссер и актер отвечал на вопросы омской молодежи. Высказывания Никиты Сергеевича записал корреспондент ИА «Твой Омск».

О провинции и Омске
Самое чистое, что есть в стране, – это провинция. Именно провинция делает Россию тем, чем она является. Москва – столица Рублевки, Санкт-Петербург – столица Санкт-Петербурга. Я много езжу по России, и это мне гораздо интересней, чем ездить в другие страны. Да, там удобно, тепло, завтрак. Но дело в том, что когда ты получаешь continental breakfast в гостинице, скажем, Гонконга, а вчера выпил… и по этому «брейкфасту» ты не определишь: в Гонконге ты, в Лондоне, в Париже или еще где-то. Потому что это интеллектуальный «макдональдс», что для нас принципиально немыслимо, хотя мы все стремимся к тому, чтобы быть как кто-то. Мы хотим быть понятными. А я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым. Я очень надеюсь, что, может быть, даже с будущего года в Омске будет постоянно действующий международный кинофестиваль молодой режиссуры. Именно здесь, между Каннами и Московским фестивалем. Сегодня я говорил об этом с утвержденным губернатором Виктором Назаровым, с владыкой Владимиром. Я надеюсь, что у вас скоро такой фестиваль появится. Это может стать хорошим толчком для того, чтобы здесь появилась киностудия.

О творческих планах
Я начал снимать картину по мотивам бунинского рассказа «Солнечный удар». Это 11 страниц ни о чем. Почти без диалогов. Рассказ, который заканчивается фразой: «Поручик чувствовал себя постаревшим на десять лет». Одна ночь. Пароход. Никто не знает даже имени друг друга. Это солнечный удар! Я долго не мог найти форму, чтобы начать работу над этой картиной.

О современном искусстве
Сегодняшняя ситуация в кинематографе трагическая. Есть арт-хаус, который на самом деле не является арт-хаусом. Это просто очень слабое кино, отличительная черта которого, – унизительное ощущение себя. Но ведь нельзя существовать в стране Пушкина, Достоевского и Толстого и считать, что настоящее искусство – это «Гитлер капут», «Самый лучший фильм» или «Яйца судьбы». Это немыслимо. Вы хотите, чтобы ваши дети узнавали жизнь вот по такому кино? Самая большая проблема современного театра в том, что «как» стало важнее, чем «что». Когда я вижу «Три сестры» Чехова и там гомосексуализм, сестры-лесбиянки и мне говорят: «Мы так прочли Чехова» – это все шаманство! Возьмите Чехова и сыграйте так, как написал Чехов! Стеб – это прекрасно, вы самовыражаетесь. Но делайте это на том, что вы сами создали. Когда арт-группа «Война» рисует огромный фаллос и поднимает его над зданием ФСБ, с точки зрения стеба и выдумки – это класс! Но когда министерство культуры дает им премию за инновацию, мне хочется министерство культуры переименовать в другую организацию. Нагадить перед дверью и позвонить – это инсталляция. А позвонить и, когда открыли, сесть гадить – это перфоманс.

О Голливуде
Только то, что по-настоящему национально, может стать по-настоящему интернационально. Только то, что вы знаете не по головному размышлению, не по книгам, а по запаху – никто не расскажет об этом лучше. Меня много раз приглашали снимать для Голливуда. Соблазн большой. Поехать туда, Мерил Стрип... Меня держит одно – что я скажу? Я встану в очередь с профессиональными режиссерами, чтобы сказать что? Да, я могу снять картину глазами русского об Америке. Но мне не понятны и не интересны страсти, которые хорошо делаются американскими режиссерами. То, что я могу сделать, никто из них не сделает. Никогда. Они могут только снимать про Россию, где космонавты в шапке-ушанке.

Об американской цензуре
В «Сибирском цирюльнике» есть такие герои: американский сержант, который не знал, кто такой Моцарт, и проститутка Джейн. Я показал еще незаконченный материал Кевину Костнеру, для того чтобы выяснить, что ему понятно в этой картине, что не так. Он вышел в слезах, поздравил меня. На следующий день я получил от него мелко исписанные два листа. Цензура Госкино времен советской власти – дети по сравнению с тем, что мне написал Кевин Костнер: «Нельзя чтобы американский сержант не знал, кто такой Моцарт! Если Джейн была проституткой, лучше чтобы она была англичанкой, а не американкой». Цензура в самой свободной стране – в крови. Я приехал в Аргентину с этой картиной. Зрители плакали, смеялись, реагировали как в любом российском городе. Они хотели купить картину для проката. Я звоню продюсеру в Париже и говорю: «Мишель, Аргентина хочет купить картину». Он мне отвечает: «Мы давно продали ее Бразилии». Американцы выкупили у бразильцев лицензию, чтобы не было этой картины в приближении к США. Это абсолютно конкретные тоталитарные идеологии. Я снимаю шляпу перед американским зрителем, так как он абсолютно уверен, что лучшее кино – это американское.

О детстве
В детстве я мечтал о том, чтобы поскорее кончился урок математики и меня не спросили. Для меня математическая «шторка» закрылась в восьмом классе. Когда меня вызвали к доске решать уравнение, я взял мелок и осознал, что я не понимаю вообще ничего. И когда я услышал за спиной скрип перьев моих одноклассников, я понял, что я «попал» – и упал в обморок от безысходности.

О большой политике
Я мог бы стать депутатом Госдумы, мог бы стать сенатором, но я не хочу этого по одной простой причине. То, что я могу сказать любому человеку, для меня гораздо дороже. Это моя внутренняя свобода. Это мой долг. Став политическим деятелем, ты так или иначе обязан отстаивать интересы той организации, политической партии, к которой ты имеешь отношение. Моя политика заключается в том, что я говорю через свои картины, а не вещаю с трибуны. Мне очень важно высказываться. Я не снял ни одной картины для денег, чтобы обо мне ни говорили. Меня называют барин, царь, говорят, что у Михалкова отель в Карловых Варах, я там был ровно один день. Говорят, Михалков – бриллиантовый король. Пусть грызут. Я надеюсь, что грызут то, что вкусно. Съесть-то все равно не могут.

Фото М. Кармаева
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий
Загрузка...

Блоги

Борис Никонов

Борис НиконовНаблюдательный омичЗачем богатый Омск спонсирует бедную Собчак?

Как можно прославиться? Например, как чеховский ...
Виктория Богданова

Виктория БогдановаПроизводитель одежды, креативный директор бренда MacushkaНаши родители не покидали город, а пытались его изменить. И мы сможем!

Хочу поблагодарить всех, кто пришел 10 сентября на ...
Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области«Единая Россия» может наступить на «грабли Двораковского»

Прошедшую избирательную кампанию в городской Совет ...

Все авторы блогов