Бутлегеры омского разлива

Бутлегеры омского разлива

Дата публикации 2 января 2017 15:28 Автор

Если бы не силовики, в Омске могли появиться свои подпольные водочные короли. Год назад столичные эфэсбэшники «накрыли» у нас крупнейший нелегальный водочный цех за Уралом. Однако подозреваемых в уголовном деле по этому факту до сих пор не нашли.

Пьяный завод

Еще в декабре 2015 года на сайте Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу появилось короткое сообщение. Представители ведомства совместно с сотрудниками СЭБ (службы экономической безопасности) ФСБ России «накрыли» подпольный цех по выпуску контрафактной водки. Силовики выезжали в Омский район, где в селе Новомосковка обнаружилось незаконное производство алкогольной продукции, маркированной поддельными акцизными марками.

Подпольная алкогольная линия. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования

Командированные из столицы эфэсбэшники увидели в производственных помещениях две работающих линии розлива для изготовления алкогольной продукции, 3 000 литров спиртосодержащей жидкости и более 20 тысяч бутылок готовой паленой водки.

«В настоящее время контрольные мероприятия продолжаются. Арестовано основное технологическое оборудование, сырье и готовая продукция», — говорилось в сводке новостей.

Мы решили выяснить дальнейшую судьбу подпольного завода и его владельцев — крупнейших омских бутлегеров. К тому же цена вопроса здесь оказалась немаленькой. На рынке одна подобная производственная линия стоит от 10 до 30 млн рублей, и даже разобранная на металлолом — около 3 млн рублей. Всего же, по подсчетам привлеченных экспертов, оборудование и сырье — цистерна со спиртом низкого качества, предположительно с одного из красноярских заводов, — обошлось инвесторам и владельцам подпольного бизнеса по некоторым оценкам в 200 млн рублей.

Остановленное производство с готовой продукцией. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования 


«Царская охота» не увенчалась поимками

По этому факту было возбуждено административное производство, в котором выяснились уже установленные и возможные фигуранты тайного бизнеса.

Административный процесс шел в Центральном районном суде Новосибирска, поскольку в этом городе находится Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по СФО. Как следует из решения, на подпольном производстве обнаружились 20,1 тыс. бутылок водки «Царская охота Gold» с датой розлива 1 октября 2015 года и все остальное, необходимое для выпуска контрафакта. Это тысяча картонных коробок, колпачки, более 90 тысяч пустых стеклянных бутылок, рулоны этикеток и спиртосодержащая жидкость. На автоматических линиях розлива информация о заводских и инвентарных номерах отсутствовала.

Упакованный контрафакт и пустая картонная тара. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования. 

Экспертиза установила, что федеральные специальные марки были выпущены не «Госзнаком» и являются поддельными. На этом основании ответчику — омскому индивидуальному предпринимателю Алекберову Аласкару Чобан оглы, который покупал все оборудование — назначили административный штраф в 10 тысяч рублей с конфискацией предметов нарушения.

Его представитель-адвокат в суде утверждал, что Алекберов приобретал линию по просьбе своего знакомого. А то, что на нем будут выпускать контрафактную водку, ему ничего известно не было.

Кроме того, адвокат в суде сообщил, что помещение цеха выкупал хороший знакомый Алекберова — Шабанов Салам Салех оглы. Оба они представители азербайджанской диаспоры Омска. Но 15 ноября 2015 года здание цеха якобы передали в аренду третьему лицу некоему Кадирову, который, по пояснениям Шабанова, собирался заниматься производством газированной воды и соков. Однако человек этот не являлся предпринимателем России, а для закупки оборудования нужен был счет в РФ, для чего и понадобились реквизиты бизнесмена Алекберова. Но суд этим доводам не поверил — Алекберову выписали 10-тысячный штраф, а производственную линию конфисковали.

Здание подпольного цеха в Новомосковке. Фото автора

Причем, решение в первой инстанции было вынесено только 16 сентября 2016 года, а вступило в силу аж в декабре, после подачи жалобы в Новосибирский областной суд. Судьи чуть было не пропустили срок для привлечения лица к административной ответственности. По этому поводу в ответ на запрос «ОМСКРЕГИОНА» в Новосибирский областной суд сообщили, что провели внутреннюю проверку и выяснили, что судья действительно немотированно продлила сроки рассмотрения дела. Ей рекомендовали впредь так не делать.


Преступление без подозреваемых

Административное дело было возбуждено в связи с производством немаркированной алкогольной продукции. Но возбуждались и уголовные дела — по факту незаконной предпринимательской деятельности (ч.1 ст. 171 УК РФ) , по факту использования поддельных акцизных марок, а также по производству поддельных акцизных марок (ч. 3 и 4 ст. 327.1 УК РФ).

На всю контрафактную водку было наклеено восемь одинаковых типов марок с явными признаками подделки. Фото автора.

В отношении владельца цеха Шабанова никаких мер не предпринималось, а арендатора Кадирова никто не ищет, хотя, как заявил в Новосибирском суде адвокат Алекберова, есть сведения о месте его жительства и паспортные данные.

Мы направили запрос в Следственное управление УМВД России по Омской области о ходе расследования уголовных дел. Заместитель начальника этого ведомства Владимир Ярков пояснил, что одно уголовное дело было возбуждено по факту незаконного использования 8 поддельных федеральных марок для маркировки алкогольной продукции. Производство по нему приостановили, так как не смогли установить лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.

Органы дознания ОМВД России по Омскому району возбудили еще два уголовных дела — по факту осуществления предпринимательской деятельности без лицензии и опять же по факту изготовления поддельных марок. Первое дело прекратили благодаря размеру оцененного ущерба от незаконного предпринимательства. Крупным размером после изменений в июле 2016 года в Уголовный кодекс признается сумма свыше 2 млн 250 тысяч рублей. А ущерб от незаконного бизнеса в Новомосковке был оценен в 1,5 млн рублей. По второму уголовному делу об изготовлении поддельных марок ведутся дополнительные следственные действия и всех лиц, совершивших эти преступления, продолжают устанавливать.

Водка из подпольного цеха маскировалась под продукцию подмосковного завода премиальных брендов. Фото автора.


Незаконные кафе и самострои

Что же касается тех бизнесменов из азербайджанской диаспоры, фамилии которых звучали в новосибирском суде, информацию о них можно найти в открытом доступе. Аласкар Алекберов занимается вполне легальным цветочным бизнесом, имея теплицы в районе Новомосковки и цветочные магазины.

А вот индивидуальный предприниматель Шабанов Салам Салех оглы — бывший владелец незаконного кафе «Космос», который в 2016 году снесли судебные приставы. Оно успело отметиться в омских новостях как злачное место Чкаловского поселка с массой криминальных происшествий. Еще в 2014 году жители стали бить тревогу из-за постоянных инцидентов и куч мусора вокруг кафе. В итоге прокуратура подала иск о его закрытии и признании зарегистрированных прав собственности на это здание недействительными.

Кафе «Космос» до сноса. Фото ИА «Новый Омск».

Прокуратура Октябрьского округа выявила, что на госрегистрацию ранее было предоставлено поддельное решение суда о признании права собственности на здание «Космоса». Так как подделка документов — это уголовное преступление, материалы проверки направили в отдел полиции № 6 УМВД по городу Омску, где возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 327 УК РФ, устанавливающей ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. Это преступление предусматривает лишение или ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, а также возможен арест на срок до 6 месяцев. В 2014 году сообщалось, что дело находится в производстве, но позже никаких новостей на этот счет уже не появлялось.

Самовольное здание кафе было окончательно снесено уже в 2016 году. «В течение нескольких месяцев собственник пытался обжаловать действия судебных приставов, предпринимал иные меры для «спасения» кафе, тем самым оттягивая снос здания, — сообщала пресс-служба приставов. — Его неоднократно привлекали к административной ответственности. Причем назначенные в наказание штрафы мужчина оплачивал в срок».

Кстати, в кафе «Космос» многократно выявляли алкоголь, который продавался без лицензии и без сопроводительных документов, за что штрафовали директора заведения — самого Шабанова. Однако вся сумма штрафов, а это порядка 658 тыс. рублей, числится неоплаченной.

Гостиничный комплекс «На Ткацкой», который по документам - жилой дом. Фото автора. 

Кроме того, по сведениям из ЕГРП, Шабанову и его брату принадлежат еще два объекта недвижимости — кафе «Восточный вечер» по ул. 25-й Рабочей, 110 и гостиничный комплекс «На Ткацкой» в 1-м Ткацком переулке, 5. Оба объекта находятся недалеко друг от друга, а по документам по этим адресам располагаются жилые дома. В гостинице «На Ткацкой» зарегистрирован сам Шабанов. То есть, очевидно, что и кафе, и гостиница — также самовольные здания, реконструированные из жилья, а «Восточный вечер» недавно еще и обзавелся новой пристройкой.

Кафе «Восточный вечер» с новой пристройкой. По документам - также жилой дом. Фото автора.

Числятся за персонажами и откровенно уголовные происшествия. В производстве отдела дознания отдела полиции № 9 по г. Омску находится уголовное дело по факту нанесения телесных повреждений средней тяжести руководителю общественной организации азербайджанцев, проживающих на территории Омской области, Махмудову Габилу Ахмедовичу.

Как показал потерпевший, вечером 29 апреля 2015 года на территории, относящейся к ОП № 9 УМВД по г. Омску на него напал Шабанов Салам Салех оглы, который брызнул ему в глаза перцовым баллончиком, сбил с ног и угрожал холодным оружием. Дело происходило в присутствии 5 сотрудников полиции, а также непосредственно в зоне видимости видеокамеры, установленной на фасаде здания. Однако видеозапись исчезла, а сотрудники полиции до сих пор не могут понять, кто в их присутствии напал на Махмудова. Сам Шабанов до сих пор во всех документах дознания именуется «неустановленным лицом».


«Водочные короли» остались в тени

Подводя итог расследованию, можно отметить несколько странных моментов и вопросов, ответов на которые не нашлось.

Во-первых, почему все возбужденные уголовные дела были через некоторое время приостановлены в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности? Ведь Центральный районный суд Новосибирска по материалам административного дела установил причастность как минимум одного фигуранта к подпольному производству водочной продукции — Алекберова. Кроме того, во время ареста и изъятия контрафакта на месте были обнаружены и рядовые работники. Но почему-то следователи установить личности задержанных на месте совершения преступления не смогли.

Во-вторых, правильно ли был рассчитан ущерб государству от подпольной деятельности «водочных королей»? По некоторым данным, в цех завезли 60 тонн спирта. Завод начал свою деятельность примерно в октябре 2015 года, а в декабре его «накрыли» силовики. Из такого объема спирта может получиться более 120 тонн водочной продукции. На производстве изъяли 110 тысяч пустых и уже заполненных бутылок. При акцизе в 100 рублей с бутылки примерный ущерб государству — уже 11 млн рублей. Предполагаемый же объем контрафакта — 240 тысяч бутылок на 24 млн рублей.

Емкости со спиртом на арестованном производстве. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования. 

Кстати, себестоимость одной такой бутылки поддельной водки — 20 рублей, оптовая цена ее продажи составляла 48 рублей, а конечная цена в рознице была зафиксирована в 212 рублей. Нетрудно подсчитать и заработки, на которые рассчитывали омские бутлегеры. По информации «ОМСКРЕГИОНА», контрафакт продавали через оптовые склады на 3-м Разъезде, откуда он попадал в небольшие магазинчики, а также сбыт ориентировался на вывоз в соседние регионы.

И, наконец, третий вопрос — какова судьба изъятого оборудования? Производственные линии имели сбитые номера, то есть, они могут использоваться вновь или быть проданы — это по-прежнему ликвидный актив.

Редакция направляла запрос в Новосибирск с просьбой сообщить, когда будет уничтожаться конфискованное оборудование, которое находится на хранении у ведомства, и можно ли будет при этом присутствовать. Ответ из управления Росалкогольрегулирования должен был прийти в течение 30 дней до 30 декабря, но на момент подготовки публикации мы его не получили.

Подготовленная стеклянная тара для розлива контрафакта. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования. 

Редакция обратилась к омскому адвокату Олегу Кисилеву, который проанализировал практику в этой сфере и смог прокомментировать ситуацию с точки зрения законодательства:

- По размаху и объему подпольное производство в село Новомосковка Омской оказалось на 5-м месте среди выявленных в 2015 году промышленных подпольных производств алкоголя (из 20-ти выявленных). И единственное на Урале и в азиатской части страны.

По аналогичным случаям при обнаружении подпольного производства алкоголя возбуждаются уголовные дела по следующей алкогольной триаде:

1. ч. 5 или 6 статьи 171.1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками.

2. ч. 4 ст. 180 УК РФ «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров».

3. ч. 4 ст. 327 УК РФ «Использование для маркировки алкогольной продукции заведомо поддельных акцизных марок либо федеральных специальных марок». Если зафиксировано изготовление подделок на месте, то по части 3 данной статьи.

Если в спиртосодержащей жидкости обнаруживаются вредные вещества, то возбуждается и четвертая статья — 238 УК РФ «Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

Упаковки с изъятым поддельным алкоголем. Фото пресс-службы Росалкогольрегулирования.

Как правило, в нелегальном алкогольном производстве используются неочищенные низкокачественные этиловые спирты, что обуславливает отсутствие акцизного сбора и невысокую цену сырья. Употребление напитков, изготовленных на основе такого спирта, может повлечь отравление и существенное расстройство здоровья.

Большинство из перечисленных преступных деяний, связанных с организацией и осуществлением подпольного алкогольного производства промышленного типа, является тяжкими. Суды приговаривают виновных лиц к реальному сроку лишения свободы, а конфискованное имущество уничтожается.

При этом предварительное расследование поручается наиболее опытным следователям из следственной части РОПД УМВД по субъекту РФ.

В подпольной алкогольной деятельности, особенно при организации производства в промышленных масштабах, задействованы достаточно крупные средства, более того, в подобные нелегальные производства вкладываются денежные средства организованных преступных группировок (например, деньги из воровских «общаков»). Общие затраты при организации аналогичных производств могут составлять 120-200 миллионов рублей. При этом доходность производства и сбыта подпольного алкоголя является одной из самых высоких в преступном промысле, обеспечивается быстрый оборот и возвратность вложенных средств.

Одна из бутылок с контрафактной водкой, которую успели выпустить омские бутлегеры. Фото автора. 

Как правило сразу после вскрытия фактов подобной преступной деятельности немедленно начинается активное противодействие предварительному расследованию, действия по развалу уголовных дел, освобождению и возвращению технологического оборудования, привлекаются проверенные посредники, которые находят для оправдания виновных лиц иногда весьма неожиданных соратников в органах государственной либо муниципальной власти.

В судебной практике имеются дела, когда общая сумма взяток для освобождения от уголовной ответственности по сравнимым подпольным алкогольным производствам может достигать десятков миллионов рублей.

Недаром разгром алкогольных подпольных производств поручен как правило сотрудникам управления «К» СЭБ ФСБ РФ, которые, выявив такое «производство», затем передают материалы в УМВД по субъекту РФ.

Для пресечения коррупционного давления на органы предварительного расследования используется такая мера пресечения как заключение в следственный изолятор.

Бывший подпольный цех в Новомосковке сегодня кажется безжизненным. Фото автора. 

Самое чувствительное для членов организованных преступных групп — это конфискация и уничтожение технологического оборудования. Стоимость одной автоматической разливочной линии на вторичном рынке может достигать 12-25 миллионов рублей.

В данном случае непонятно, почему следствие по тяжкой статье (ч. 4 ст. 327 УК РФ) было поручено следователям «на земле», то есть, из Омского района. Не возбуждены уголовные дела по ключевой для данного случая статье — 171.1 УК РФ, а также по статье 180 УК РФ.

Возбуждение же дела по ч. 1 ст. 171 УК РФ также представляет собой очевидную следственную ошибку, так как для подобных случаев предусмотрена специальная уголовная норма, а именно ст. 171.1 УК РФ, которую невозможно приостановить, прекратить или иным образом «спрятать».

Как правило все возбужденные уголовные дела по «алкогольным» статьям объединяются в одно производство, тем более, из представленной информации следует, что было обнаружено действующее алкогольное производство со всеми работниками и документами. В таком случае установление организаторов преступной группы больших затруднений не представляет. Почему это не было сделано в данном случае, также большой вопрос.

По всем нарушениям закона со стороны следствия и дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел должна своевременно реагировать прокуратура путем внесения актов прокурорского реагирования.

Распечатать страницу