«Сей чин яко око наше...»

12 января исполняется 295 лет со дня образования прокуратуры России.

Этот праздник – отличный повод рассказать о тех, кто большую часть своей жизни посвятил службе в органах прокуратуры Российской Федерации. Один из них – почетный работник прокуратуры России, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» Виктор Иванович Штейнбах, прослуживший 37 лет на страже закона.

Седовласый, с доброжелательной улыбкой, он никак не походил на строгого прокурора, скорее на Деда Мороза, только без бороды. И не скажешь, что этот человек 17 лет занимал ответственную должность заместителя прокурора Омской области.

Босоногое детство

Родился Виктор Штейнбах 5 сентября 1950 года в деревне Новый Турсун Шербакульского района в многодетной семье, где было четверо мальчишек и сестренка. Отец работал кузнецом, мать – учительницей, которая после  рождения детей стала домохозяйкой – надо было заниматься ребятами.

– Детство, несмотря на всеобщую бедность, было очень озорным и веселым. Так, мы – братья-погодки, постепенно подрастая, донашивали друг за другом вещи. А после того как начали ходить в школу, обувь бегать по улице уже не давали. Так что детство было действительно босоногое. Но воспоминания замечательные, очень теплые. Было столько снега зимой, дождей весной и осенью, зелени летом! Природа была совсем другой, на ее фоне мы и росли, а вернее, росли в ней, не вылезая из леса, где собирали ягоды и грибы, ходили в походы. И таких ребят на моей улице Зеленой было много. Тех, кто сам придумывал себе игры и занятия – городки, прятки, казаки-разбойники. А зимой были просто огромные сугробы, в которых мы рыли пещеры, строили крепости, играли в снежки, – улыбается своим воспоминаниям Виктор Иванович. – Счастливое детство закончилось у меня рано – после восьмого класса я влюбился, начал писать стихи и понял, что стал взрослым.

А еще детство отличалось настоящей «жадностью» к чтению книг. Была и есть в Шербакуле прекрасная библиотека, правда, за один раз разрешалось взять только две книги, поэтому выбирал необходимое. Остальные же прятал среди журналов и научных книг, чтобы потом при обмене эта книга досталась только ему. При этом на выбор будущей профессии повлияли как прочитанные книги – он до дыр зачитал всего Конан Дойля, так и кино.

– Мы, затаив дыхание, следили за приключениями сыщиков, – рассказывает Виктор Иванович. – Может, те фильмы сейчас покажутся наивными, но они для нас были такие понятные, чистые, с большой долей романтики. Главное, что в них зло всегда наказывалось, потому что так и должно быть.

Начало пути

Первая попытка поступить в филиал Всесоюзного юридического института закончилась ничем – в семье не было денег, и Виктор забрал документы, начав работать в отделе культуры, поскольку, начиная с восьмого класса, занимался в духовом оркестре, играя на баритоне. Вместе с друзьями – первыми в Шербакуле – создают эстрадный оркестр для выступлений на школьных вечерах и в качестве агитколлектива во время страды.

– Эта страсть сохранилась на всю жизнь, я до сих пор прилично играю на гармони и баяне, – говорит Виктор Иванович. – Кстати, в армии тоже пришлось играть в оркестре, как и потом, в институте.

Служил Штейнбах в войсках ПВО Московского военного округа – сначала в сержантской школе, потом дослуживал в Ярославле. Вот именно тогда твердо решил поступать на юридический, начав готовиться к экзаменам еще в армии. После демобилизации, надев старенький костюмчик, отправился в Свердловск, где, несмотря на сумасшедший конкурс, поступил в институт.

Окончил учебу в 1975 году. К этому времени уже был женат, поэтому по распределению его отправили в прокуратуру Ленинского района Омска. Здесь он начал работу в качестве стажера, а потом и следователя.

– Я до сих пор убежден, что тот, кто в советские времена не работал следователем, тот становился не совсем полноценным работником прокуратуры. Пусть на меня не обижаются более молодые коллеги, – говорит Виктор Штейнбах. – Работа следователя вырабатывала внутреннюю дисциплину, организованность, умение брать ответственность на себя. Тебе приходилось самостоятельно выстраивать свою работу, искать, думать, мыслить. Не зря следователь – процессуально самостоятельное лицо.

Как теперь признается, ему сильно повезло – попал в замечательный коллектив прокуратуры, где учителями стали ветераны Великой Отечественной войны. Это Иван Степанович Березуев, которого он называл вторым отцом, и даже теперь, много лет спустя, неизменно вспоминает о нем с огромной теплотой. Это и Николай Николаевич Тушмалов, Геннадий Иванович Кубышкин, Дмитрий Евдокимович Попов, Михаил Петрович Прохоров, Григорий Иванович Овчинников и Анатолий Иванович Соколов.

– Меня учили всегда работать в полную силу такие опытные следователи, как Нина Викторовна Пильщикова, Валентина Иосифовна Шапцева и Мария Ивановна Меньшикова, которая нередко говорила: «Витька, помни – простых дел не бывает. Даже к самому маленькому, тонюсенькому надо относиться как к самому сложному, тогда будет все получаться», – вспоминает Виктор Иванович. – И у меня, слава Богу, все получалось, хотя дела были разные. Приходилось расследовать наиболее сложные категории дел – убийства, изнасилования, преступления, совершенные несовершеннолетними.

От следствия к надзору

Через четыре года он получил предложение от начальника отдела Михаила Петровича Сидорина стать зональным прокурором по надзору за следствием и дознанием областной прокуратуры. А в 1984 году Виктор Штейнбах становится заместителем прокурора Кировского района, где продолжил деятельность по надзору за следствием и дознанием, получив звание младшего советника юстиции. С 1988-го по 1997 год по предложению Сергея Петровича Казакова возглавил уголовно-судебный отдел, затем отдел по надзору за следствием и дознанием прокуратуры области и, наконец, с 1997-го по 2013 год был заместителем прокурора области в звании старшего советника юстиции.

Широкая душа

Много внимания Виктор Штейнбах уделял молодым специалистам, щедро делился с ними огромным опытом практической работы, воспитал не одно поколение прокурорских кадров. Он всегда был уравновешен, никогда не повышал голос, напротив, сама манера его разговора уже располагала собеседника. Если возникал спор по тому или иному вопросу, Виктор Иванович спокойно, очень аргументированно, а самое главное – тактично, шаг за шагом приводил своего визави к той точке зрения, которая в итоге признавалась единственно правильной.

– Надо жалеть людей, и я всегда это делал. Нет, не бездельников, просто всегда с пониманием относился к тому, что у каждого человека есть семья, проблемы и сложности. И, если он в какой-то момент не справился, конечно, можно сказать – ты уволен. Это проще, но так нельзя, – считает Виктор Штейнбах. – Почему? Отец мой родился в 1906 году и был очевидцем Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, Великой Отечественной. Был, как немец из Поволжья, репрессирован, так что жизнь его легкой не назовешь. Но именно он мне сказал при окончании института: «Виктор, запомни, злой человек живет легко, добрый человек живет тяжело. Но будь добрым, несмотря на твою сложную работу». Это было как наказ, и я ему следовал всю свою жизнь, перенес на свою службу и всегда хорошо относился к людям.

Новая жизнь

– Есть такая фраза: «Уйти вовремя – это тоже подвиг». Так что я в 63 года вышел в отставку, отработав практически 40 лет в прокуратуре, понимая, что в этой жизни надо что-то менять и, кроме работы, в ней есть еще много интересного, – заметил мой собеседник. – Здоровье еще есть, и надо как-то интересно прожить оставшуюся часть жизни, сколько мне там еще положено. Думаю, что я сделал все правильно, прошло уже четыре года, и о своем решении не жалею.

Виктор Иванович до сумасшествия азартный рыбак, а еще есть дача и прогулки по лесу. Кроме того, два сына, окончившие в свое время Омскую высшую академию МВД, подарили ему шесть внуков. Старшему из этих мальчишек 14 лет, младшему – всего четыре месяца.

– Кстати, чтобы не путаться, я их называю по номерам, – шутит Виктор Иванович. – Я постоянно бегаю с моей женой Ларисой и ищу им подарки, приобщаю к игре в шахматы. Надеюсь, что когда-нибудь со всеми буду ходить на рыбалку и в лес.

Вообще, выходя на пенсию, Виктор Штейнбах составил для себя план-график, чем заниматься. Летом – дача, лес и рыбалка, зима – это охота, и круглый год – внуки. Но планы немного изменились, ему предложил стать советником руководитель отделения ПФР по Омской области Сергей Тодоров. Кроме того, Виктор Иванович – член Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры, а также аттестационной комиссии прокуратуры области.

– Счастливый ли я человек? – Виктор Иванович задумался. – Конечно! Ведь у меня все сложилось: была прекрасная молодость, женился по любви, есть два сына, целая куча внуков. Всю жизнь занимался любимой работой, и сейчас еще осталось здоровье, чтобы вести активный образ жизни. А что еще человеку надо?

URL: http://omskregion.info/news/47511-sey_chin_yako_oko_nashe_/
Дата публикации:11/01/2017 06:36
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев