Андрей Новоселов: «Власть находит общий язык со всеми, кто работает честно»

Первый заместитель председателя облправительства Андрей Новоселов считает себя патриотом Омской области и не видит причин, по которым другие должны относиться к нашему региону иначе.

Инвестиции – в регион

– Андрей Александрович, прошел год с момента вашего назначения на пост первого заместителя губернатора. Что удалось сделать за этот период?

– Губернатор поручил мне курировать экономику и сельское хозяйство. Что касается первого направления: вместе с министром экономики и губернатором нам удалось систематизировать крупнейших налогоплательщиков. Здесь ситуация такая: для того чтобы получать налоги с инвесторов, мы должны им помогать. Мы должны сегодня вложить в них деньги, которые завтра вернутся к нам с лихвой. Возможно, мы что-то потеряем сегодня в налогах, потратимся на участие в строительстве инженерной инфраструктуры, а завтра, послезавтра и все следующие поколения будут иметь рабочие места, будут иметь налоги. Именно для этого мы создали нефтехимический, сельскохозяйственный кластеры. И этим можно гордиться. Если взять, например, сельскохозяйственный кластер – мы шикарно выглядим по растениеводству. Омская область вышла на первое место в СФО по качеству зерна.

Здесь уместно вспомнить такой факт: в 1971 году Омская область за сбор 1 миллиона тонн зерна была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 2016 году в регионе собрано без малого 3,5 миллиона тонн зерна. Мы входим в пятерку крупнейших товаропроизводителей по зерну в Российской Федерации. И не случайно Минсельхоз включил Омскую область в список регионов, которые имеют право экспортировать зерно за рубеж. Сегодня омское зерно поставляется и в Китай, и на Ближний Восток.

Теперь что касается достижений в сфере торговли. В регион удалось привлечь мощную компанию X5 Retail Group, которая управляет сетевыми магазинами «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток». Они, конечно, создадут конкуренцию нашим торговым компаниям, но это будет здоровая конкуренция. Омичи получат более качественный товар по более доступным ценам.

– Нам как потребителям такая конкуренция, конечно, на руку. Но вы же представитель власти, и в связи с этим вопрос: где будут платить налоги эти федеральные сетевики?

– Все зарегистрированы здесь, на территории Омской области, так что с этой точки зрения тоже все в порядке. У них задача в течение 2017 года открыть порядка 120 – 150 магазинов шаговой доступности. Один магазин – это 12 – 15 рабочих мест, что немаловажно. И вообще, мы постарались их социально сориентировать. Они на сегодняшний день заключили 24 договора с товаропроизводителями Омска и Омской области, размещать будут местные товары на хороших местах с обязательной маркировкой «Произведено в Омской области».

Стоит отметить, что новая сеть приходит и на село. Часть площадей «Пятерочка» будет сдавать тем местным производителям, которые до сих пор не могли пробиться в торговые сети. Для этого ведь нужно ставить дорогостоящее оборудование для нанесения штрихкода, строго соблюдать сезонность, обес­печивать круглогодичные поставки и так далее. Не все местные производители готовы выдерживать такие требования, но с «Пятерочкой» мы договорились. В поселках с населением более 3 тысяч человек в магазинах сети можно будет арендовать место и торговать местной продукцией.

О конкуренции с импортом

– Тут, наверное, имеет значение, чем торговать. Насколько я понял, с растениеводством у нас порядок, а что с продуктами животноводства?

– Как раз наступивший год губернатор Виктор Назаров объявил Годом животноводства, и здесь предстоит провести огромную работу. Например, по молочному производству мы пока проваливаемся по ряду объективных причин. Мы провели исследования наших племенных хозяйств, и выяснилось, что хорошей генетики нет. Мы ее подрастеряли. Нам необходимо уделить большое внимание генетике и ветеринарии. Омским аграриям следует восстановить наши, сибирские породы скота. Нам не подходят животные, завезенные из Европы. Эти коровы тяжело переносят акклиматизацию. В результате очень большой падеж. Содержать отдельных коров-рекордсменок можно, но это не выход. Нам нужна массовость. Надо вырастить здоровое племенное стадо, которое будет составлять процентов 20 от всего молочного и мясного поголовья.

За год этот вопрос не решить, мы планируем разработать программу, рассчитанную на 5 – 7 лет. Но заниматься восстановлением племенного молочного стада нужно. Это не только требование губернатора и федерального Минсельхоза, это требование жизни. В следующем году выходит закон, согласно которому вся «молочка», содержащая растительные жиры, – а это та самая «пальма», как в народе говорят, – будет подлежать специальной маркировке. Проверки Роспотребнадзора говорят о том, что сегодня около четверти омских производителей грешат с добавками. Вскоре они просто не смогут выдержать конкуренции.

Нужно как-то конкурировать с импортом и в области мясного животноводства. Это сложно. В какой-нибудь Аргентине буренка круглый год пасется, в Сибири это невозможно. Но мы можем взять качеством. Импортное мясо замороженное, а наше будет охлажденное. Это наша ниша, и никто ее не заполнит.

– Андрей Александрович, на ваш взгляд, ставка в животноводстве должна делаться на крупные хозяйства или на фермеров?

– Ставка – на крупные хозяйства, но о фермерах и личных подсобных хозяйствах забывать нельзя. Статистика показывает, что порядка 48 процентов крупного рогатого скота содержится в личных хозяйствах. Есть такие подсобные хозяйства, в которых 100 – 150 голов. Это уже очень серьезно.

Сегодня областное правительство дает владельцам таких хозяйств дотации в расчете на литр молока, а я хочу еще на каждую голову КРС давать. С деньгами непросто, но мы немного перераспределим финансовые потоки. Те, кто занимается и растениеводством, и животноводством, получат больше дотаций.

За прошедший год в общей сложности из областного бюджета в сельское хозяйство было вложено более трех миллиардов рублей. В позапрошлом году сумма была еще больше, но кризис сказался, конечно. В 2017 году мы никаких сокращений проводить не планируем.

Страховка для агрария

– Региональная власть тратит значительные суммы на поддержку аграриев, но иногда мы слышим, что фермы оказываются просто брошенными. Можно ли разработать законодательный механизм, страхующий от подобного явления?

– Такой механизм есть, но, если его применять, опять заговорят о том, что «кошмарят бизнес». Пошла такая мода: торговал, появились первые деньги, начал строить жилье, стало денег больше – решил вложиться в сельское хозяйство. А как им заниматься – не знает. Если решил заниматься сельским хозяйством, надо в село уезжать, там жить и все своими руками потрогать. Если же живешь где-нибудь за границей и оттуда через компьютер пытаешься управлять фермой – это не сработает. Только личное участие!

Хорошая практика есть в Белгородской области. Там владельцам крупных хозяйств разрешили делать именные склепы. Смысл в чем: человек на этой земле работает, и, если там похоронены его предки, он с этой земли не уйдет.

Вот и нам в Омской области нужен серьезный хозяин. У него будет дисциплина, у него будет порядок, и урожаи будут хорошие.

– Вам приходится не только с аграриями работать. Удалось ли выстроить отношения с бизнес-сообществом в целом?

– Это как вопрос отношений свекрови и снохи: где-то кто-то будет всегда недоволен. Но на сегодняшний день со всеми, кто работает честно и прозрачно, мы находим общий язык. Я считаю так: все наши люди, всех надо поддерживать и защищать.

Мы даем дотации начинающим бизнесменам. В уходящем году Минэкономики порядка 150 миллионов рублей выдало на гранты и лизинг. И молодые предприниматели очень серьезно к этому относятся, приходят с проработанными проектами и бизнес-планами. На моей памяти не было такого, чтобы кто-то получил деньги и, допустим, прогулял бы их.

Регион на международном рынке

– Насколько, на ваш взгляд, серьезен омский бизнес? Недавно в регионе прошел внешнеэкономический форум, на котором много говорилось о необходимости выхода на внешние рынки. Каков экспортный потенциал у местных промышленников и предпринимателей?

– Давайте все-таки разделим: бизнес есть крупнейший и крупный, а также средний и малый. К первой категории относятся, конечно, и «оборонка», и «нефтянка», и шинный завод,  то есть те монстры, которые давно работают и на внутренний, и на внешние рынки. Сомневаться в их экспортном потенциале не приходится. Но российская статистика показывает, что от продажи за рубеж оружия мы денег зарабатываем меньше, чем от продажи аграрной продукции. И в этом как раз заслуга малого и среднего бизнеса.

Могу сказать, что устойчивым спросом пользуется такая омская продукция, как сладости, макаронные изделия, пряники. Сбыт идет на Ближнем Востоке, в Средней Азии, Китае. Знаю, что в Маньчжурии есть торговые площади, на которых торгуют продуктами из Омской области. «Сладонеж», например, свою продукцию туда возит. Видимо, китайцев привлекают какие-то особые вкусовые качества. И я их понимаю. Помните, как в девяностые годы нас завалили продуктами из Европы? Все красиво, все в блестящих упаковках, а вот вкус не тот.

– Уже достаточно продолжительное время все регионы озадачены привлечением инвесторов. Что в этом плане может предложить Омская область? Как убедить человека с деньгами, знающего, что такое транспортное плечо, приехать в середину огромной страны и открыть здесь дело?

– Многие заманивают инвесторов дотациями. Так делают, например, Тюменская и Новосибирская области. Но они, конечно, богаче нас. Так, тюменцы по итогам 2016-го дали дотации на сельское хозяйство 9 миллиардов против наших трех. Но тем не менее первое место по урожаю мы занимаем. Думаю, что сейчас мы немного жирку накопим и будем больше давать дотаций для бизнеса.

Ну и самый больной вопрос нужно решить – бюрократические препоны. У нас очень сложный путь получения разрешений на строительство. И нам об этом уже федералы говорят. Очень много необходимо времени, чтобы собрать пакет документов на возведение инженерной инфраструктуры, водоотведение, электроэнергию, легализацию земли.

По распоряжению губернатора мы сегодня готовим закон, по которому у чиновника будет ясность в этих вопросах. Сейчас зачастую он просто боится принимать решение. Говорит: «Идите в суд. Как там решат – столько земли я вам и нарежу». Но это же требует времени. А нужен закон, по которому чиновник должен точно знать: построили здание тысячу квадратных метров – значит, под него положено две тысячи квадратных метров земли. Все!

Плюс к этому Виктор Иванович (Назаров. – Прим. ред.) распорядился создать в Экспоцентре так называемое «одно окно». Бизнесмен туда обращается – там его встречают наши работники и решают вопрос с открытием счета,  регистрацией в налоговых органах. И самое главное – договариваются с энерго-, водоснабжающими и другими организациями. В итоге прохождение всех документов должно занять не 236 дней, как было, и не 150 дней, как сейчас, а, допустим, 80. Должно быть так: обратился инвестор – и через 3 месяца он может строить, работать, зарабатывать деньги для себя и своей семьи, платить налоги.

– Андрей Александрович, а интересующиеся этим «одним окном» есть? Можете назвать крупные инвестпроекты, которые в ближайшей перспективе могут быть реализованы в Омской области? 

– Из крупных я могу назвать опять же X5 Retail Group. Они хотят под Омском построить большой логистический центр площадью около 30 тысяч квадратных метров. Этот центр планируется как перевалочный для всего Сибирского федерального округа. У нас удачное месторасположение. Отсюда можно охватить Тюмень, Челябинск, всю Сибирь и Северный Казахстан.

Очень серьезное начинание у Группы компаний «Титан». Есть у них  проекты и по нефтехимии, и по агрокомплексу. Вообще, «Титан» очень мощно идет, но они и налоги платят огромные, и рабочие места дают. Сегодня в группе компаний работает около 6 тысяч человек. Думаю, что сегодня только Омский НПЗ может сравниться по этому показателю. Кстати, недавно у главного акционера, Михаила Сутягинского, был день рождения, хочу поздравить его.

Есть проекты и у предприятий ВПК. Но там есть определенный режим секретности, о многом говорить нельзя. Вообще, они серьезно развиваются, заводы загружены так, что работают в три смены.

Ждем мы инвесторов в перерабатывающий сектор. Нам надо продавать не просто зерно, а его производные: муку, макароны, лизин и другие продукты переработки зерна. Все это высокомаржинальные продукты. Нам надо, чтобы НДС оставался в Омской области. Делаем ставку и на производство льна. Не случайно у нас недавно побывал замминистра сельского хозяйства, руководитель центра по льноводству. Сегодня в Российской Федерации хлопок не производится, а альтернативой ему является как раз лен. И, кстати, хочу напомнить, что хлопком и льном интересуются не только предприятия текстильной промышленности. Основным потребителем является Минобороны, ведь лен и хлопок – это порох. А Омская область по производству льна занимает второе место в России после Вологды.

– Видно, что за год вы глубоко вникли в специфику Омской области. После 10-летней работы в Хакасии трудно было?

– Передо мной там стояли несколько другие задачи. Я там курировал энергетику, так как до этого 5 лет проработал гендиректором «Хакасэнерго», курировал дороги, транспорт, добычу полезных ископаемых. В команде губернатора Виктора Назарова я отвечаю за министерство экономики, минимущества, минсельхозпрод, финансовый контроль. То есть задачи только частично пересекаются. Сельское хозяйство для меня оказалось новым направлением. В первую очередь я пообщался с высшей школой – аграрным университетом. Спасибо ректору Оксане Шумаковой за то, что она меня тепло приняла и, по крайней мере, не подсмеивалась, когда я спрашивал об элементарных, может быть, вещах. Но я не боюсь этого, учиться никогда не поздно.

– А вам приходилось сталкиваться в Хакасии с кампанией типа «не пытайтесь покинуть Абакан»? Вы понимаете, о чем я говорю? О социальной апатии, пропаганда которой в Омске почему-то стала модной в определенных кругах.

– В Хакасии вообще и в Абакане в частности живут патриоты своей земли. Даже не знаю, почему в Омске не так. Может, виной всему несколько бульварных изданий, которые зачем-то это муссируют. Есть какие-то люди, которые родились в Омске, выросли, заработали здесь деньги, а сейчас уехали и поливают родной город издалека грязью. Ну не надо так, это же ваша родина, здесь могилы ваших предков.

Лично я считаю, что у нас шикарный город. Мне пришлось недавно побывать в Красноярске, Новосибирске, Кемерове. Честно скажу: мы достойно смотримся. Я согласен с руководителем дивизиона «Восток» компании «Пятерочка», которая так объяснила желание открыть в Омске магазины: «У вас не серо!» И, что приятно, у нас высокий потенциал высшей и средней школы. К нам в августе приезжал проректор Академии госслужбы при Президенте РФ, они здесь собираются открывать филиал. А в соседнем регионе его в то же время закрывают. Вот так.

– Каким, на ваш взгляд, станет для Омской области 2017 год?

– В 2017-й мы входим хорошо. Мы «сэкономились», мы поджались, но не набрали новых долгов. В этом вопросе у губернатора очень жесткая позиция, и благодаря этому мы сегодня на хорошем счету в Министерстве финансов России. С нами готовы разговаривать по новым перспективным проектам. Я смотрю в будущее с оптимизмом, и этого же желаю всем омичам.

URL: http://omskregion.info/news/47523-andrey_novoselov_vlast_naxodit_obchshiy_yazk_so_vs/
Дата публикации:11/01/2017 07:24
Автор:Сергей Рудометов
Фото:Евгений Кармаев