Елена Арайс: «Хотелось бы и в Токио плакать от радости»

Заместитель директора Центра подготовки олимпийского резерва по художественной гимнастике – о подготовке новых олимпийских чемпионок.

Наши «художницы» – Ирина Чащина, Маргарита Алийчук, Евгения Канаева, Ксения Дудкина, а теперь и Вера Бирюкова – не только признанный эталон грации и изящества, но и доказательство, что омская школа художественной гимнастики была и есть одна из лучших в России.

Всех этих звезд художественной гимнастики начинала тренировать заслуженный тренер России Елена Арайс. В интервью «ОП» она поделилась секретами воспитания чемпионов, планами и надеждами на будущее.

Формула успеха

–  Елена Николаевна, сейчас уже все признают, что омская школа художественной гимнастики лучшая в России…

– Это доказывается результатами выступлений наших девочек. Кроме того, у нас очень хорошие традиции, начиная с Галимы Шугуровой, с которой работала заслуженный тренер СССР Галина Павловна Горенкова. Вспомним, что работали и работают со спортсменками и заслуженные тренеры России Галина Васильевна Громыко и моя мама Вера Ефремовна Штельбаумс – это целая плеяда настоящих тренеров, которые и создали великолепную омскую школу художественной гимнастики.

–  Художественная гимнастика – невероятно красивый, зрелищный  вид спорта. Но ведь то, что видят зрители, – это только малая часть проделанной работы… А что происходит «за кулисами»? Как работает «фабрика звезд» омской художественной гимнастики?

–  У нас существует так называемый бригадный метод, когда тренеры собираются в группу, помогают и взаимозаменяют друг друга, чтобы в случае поездки наставника с ученицей на соревнования группа не осталась без тренерской опеки и внимания. Таким образом, тренировочный процесс не прерывается ни на день. Дело в том, что за каждой победой стоит огромный труд, наши дети работают очень и очень много. Тренеры приходят в девять утра и уходят поздно вечером, каждый день обу­чая чему-то новому. Программа у нас трудная в связи с изменениями правил, которые требуют не только хореографической части, но и сложной работы с предметами. Это поощряется дополнительными баллами. Поэтому дети ежедневно отрабатывают сложно-координационные элементы.

– Приходится быть  жесткой на тренировке?

– Это бывает, хотя мне детей всегда жалко. Но без жесткости не обойтись, когда надо заставить ребенка перетерпеть, пересилить момент, если он устал или не может, надо переступить себя, и тогда пойдет движение вперед. Так что этот шажок надо сделать через «не могу». Именно поэтому тренерам приходится быть иногда такими, и дети это понимают, слушают и выполняют все, что требует их наставник.

Из гадкого утенка может вырасти лебедь

–  Как приходят заниматься художественной гимнастикой? Какова методика отбора наиболее талантливых?

–  Вы знаете, мы сейчас берем почти всех детей, кроме случаев, когда девочка действительно не подходит по физическим параметрам для художественной гимнастики. Мы часто стоим перед дилеммой, когда возможен более жесткий отбор, как в хореографических училищах. Но пока мы берем почти всех детей, чтобы они начали заниматься спортом, начали двигаться, получили растяжку, гибкость, приобрели хорошую осанку на начальном этапе. А вот потом уже смотрим и решаем, кому можно посоветовать сменить вид спорта или продолжать тренироваться.

– А вы сразу не можете определить, на что ребенок способен?

– К сожалению, нет. Ребенок приходит к нам в пять-шесть лет, а определить талант и возможности в художественной гимнастике можем только лет в 10–11, посмотрев, как ребенок трудится, какой у него характер, как он исправляет замечания тренера. Это очень важно. И если в юной спортсменке есть все эти качества, тогда она остается и добивается определенного успеха. Если же ребенку неинтересно на тренировке, то работать с ним уже бесполезно – высоких результатов он не добьется.

 Художественная гимнастика – очень сложный вид спорта, к тому же надо быть и красивой, и стройной, и гибкой, достаточно высокого роста, с хорошей координацией. Для этого у нас каждый день тренируются по три часа даже маленькие десятилетние дети. Координация очень важна, и пропускать даже два-три дня нельзя – потеряешь навыки. Так что наши дети работают очень и очень много, и я горжусь ими. Если честно, то мы порой сами не понимаем, как они со всем справляются.

– Спортсменки тяжело переживают поражения, особенно совсем юные. Что вы делаете, чтобы ребенок не потерял стимул и интерес к занятиям?

– Мы у совсем маленьких воспитанниц не определяем чемпионов, все награждаются подарками и грамотами. А вот со временем, и это тоже воспитание характера, уже делаем так, чтобы они стремились взойти на пьедестал почета, становясь лучшими. Самое главное, что мы говорим родителям, – не ругать ребенка, если он проиграл. Замечания высказывать должен только тренер, а родитель при любом результате должен хвалить. Ведь какое бы ни было место, прогресс все равно идет, будут еще тренировки, и при старании все обязательно получится.

Чемпионами не рождаются

– Елена Николаевна, а как вы определили когда-то, что Ирина, Женя, Ксения и Вера смогут стать олимпийскими чемпионками?

– Наверное, тогда, когда они стали показывать свой чемпионский характер. Вот Ира Чащина была очень серьезным ребенком, очень целеустремленной. Уже в детстве была как взрослая гимнастка – терпела, молчала и работала. Женечка Канаева, наоборот, была смешливая, разговорчивая. Но брала тем, что любила выступать и побеждать. Вот такие совсем разные девочки смогли достигнуть самых высоких результатов в индивидуальной программе, которая, конечно, сложнее, чем групповая. Ты одна должна показать, что можешь победить весь мир – у них это получилось!

А Ксюша Дудкина и Вера Бирюкова попали в сборную России, сначала предварительно показав высокие результаты в юношеской программе. Ксюша не боялась делать трудные элементы, чем выделялась, и в конце концов это сделало ее олимпийской чемпионкой в групповых упражнениях. А Вера Бирюкова давно была в сборной страны. Но случилась травма перед чемпионатом Европы, после чего она восстановилась, но почти год была во втором составе. Это морально непросто – тренироваться как все, не имея возможности выступить за страну в основном составе. Но она дождалась своего шанса – ее поставили в состав команды за месяц до Олимпийских игр. Она справилась, не дрогнула и стала победительницей.

– Кстати, а каковы планы вашей ученицы Веры Бирюковой? Останется ли в гимнастике, ждать ли от нее еще олимпийских медалей?

– Она сейчас в основном составе сборной России и по-прежнему будет выступать дальше. Так что будем ждать еще медалей. Что касается следующей Олимпиады, то так далеко загадывать невозможно. Но вот Настя Близнюк вернулась же после тяжелой болезни и стала двукратной олимпийской чемпионкой. А сейчас опять тренируется. Капитану сборной Насте Максимовой 25 лет, наша же Вера по возрасту еще ребенок и, значит, если все будет нормально со здоровьем, сможет выступить на следующих Олимпийских играх, где имеет все шансы повторить свой успех.

– А есть ли у вас еще девочки, которые смогут прославить омскую школу художественной гимнастики?

–  Да, есть очень перспективные спортсменки. Вот Маша Кравцова – чемпионка Европы, Соня Скоморох продолжает выступать после травмы. Так что наши девчонки не подведут. За ними тянутся все малыши, они на них равняются. Это очень хорошо, что они тоже хотят стать такими же звездами художественной гимнастики. Тем более наши олимпийские чемпионки, когда в Омске, всегда приходят в зал и помогают девчонкам, просто общаются. Это дает дополнительный стимул к занятиям.

– Болельщики от вас ждут очередной олимпийской медали. Что думаете делать?

– Раньше об Олимпийских играх мы только мечтали, это было как на другой планете, мы об этом даже не думали. Но потом так случилось, что наши девочки попали на Олимпийские игры и привезли из Пекина олимпийские золотые медали. Потом вновь Олимпиада – и снова медаль, и так уже четыре раза. Это просто чудо! Но это было адски трудно и практически невозможно. Так что я не знаю, как это получилось, что омская школа завоевала столько наград. Загадывать трудно, но будем работать, тем более есть с кем. Надо попасть в сборную страны – вот сейчас едем на первенство России в Казани, где в сборной Сибири из 14 девочек девять омичек. Они могут попасть в молодежную сборную России, чтобы работать и стремиться расти дальше. Конечно, хочется еще медалей – для этого мы и работаем.

– Елена Николаевна, появится ли у нас новая Женя Канаева? Будут ли чемпионы в индивидуальной программе?

– Стать дважды олимпийской чемпионкой – это очень сложно, но «личники» у нас есть, и они интенсивно тренируются. Вот среди юниоров первое место заняла Настя Симакова, на которую мы очень надеемся, второе место – Дана Семиренко. Они в свои 12 лет уже лидеры СФО, обошли более старших гимнасток. Так что смена растет, к Олимпийским играм им будет всего по 16 лет, попасть в сборную практически невозможно. Но есть еще чемпионаты Европы и мира, будем работать и делать все от нас зависящее.

– Когда в последний раз вы плакали от счастья?

– Когда выступала Вера Бирюкова, я сидела на последнем ярусе, молилась, чтобы у нее все получилось. И когда они выполнили программу уже без единой ошибки, стало понятно, что их никто не обгонит. Я шла по длинному пандусу и буквально рыдала, это было такое счастье! Хочется надеяться, что через четыре года я вновь буду плакать от радости, когда наши девочки победят в Токио на Олимпийских играх.

URL: http://omskregion.info/news/48008-elena_arays_xotelos_b_i_v_tokio_plakat_ot_radosti/
Дата публикации:01/02/2017 07:52
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев