Алексей Сорокин:«Наша школа каратэ богата своими традициями»

Председатель президиума Омского союза каратэ об олимпийских перспективах своего вида спорта.

Международный олимпийский комитет включил в программу Олимпийских игр 2020 года в Токио помимо серфинга, бейсбола/софтбола, скалолазания и скейтбординга также и каратэ.

О том, какой из стилей каратэ будет представлен на Олимпиаде, а также о планах дальнейшего развития этого вида спорта в стране и нашем регионе нам рассказал судья международной категории, обладатель пятого дана черного пояса каратэ WKF Алексей Сорокин.

Шотокан шотокану рознь

– Алексей, какой стиль каратэ вы пропагандируете?

– Начну с того, что сам каратэ начал заниматься в 1990 году, когда поступил в политехнический институт. Тренировал меня известный тогда специалист Александр Ким. И нам сэнсей сразу пояснил, что будем заниматься стилем шотокан, но на соревнованиях будут применяться правила WUKO – всемирного союза каратэ, созданного во Франции в 1961 году при участии японской и итальянской федераций. Наша организация WKF – Всемирная федерация каратэ – стала его правопреемницей в 1991 году.

– Каратэ WKF, чем оно отличается от других стилей каратэ?

– Исходной точкой стало то, что Федерация каратэ Японии объединила все стили и направления каратэ начиная с XIX  века. В настоящий момент выделяются четыре основных стиля – шотокан, годзю-рю, сито-рю и вадо-рю, где правила по ката и кумитэ универсальны. При этом для ката есть шкала оценок, которые потом суммируются, как в художественной гимнастике или фигурном катании.

– Что это значит? Ваше каратэ не совсем боевое единоборство?

– Скажу так: каратэ WKF как спорт было задумано изначально, потому что основной целью являлась популяризация вида спорта и вхождение в программу Олимпийских игр. Эта задача своей актуальности не потеряла, несмотря на то что наш вид спорта будет представлен в Токио в 2020 году. Каратэ WKF –  это не боевое искусство, это прежде всего спорт, регламентированный определенными правилами. Так, например, кумитэ оценивается с точки зрения соответствия нескольким критериям: хорошая форма, спортивное отношение, концентрация, готовность к продолжению боя, правильный выбор времени и корректная дистанция.

– Спортивно-профессиональный клуб «Атака», созданный вами в 2001 году, сразу стал проводником идей  каратэ WKF?

–  Задачу создать узкопрофильное направление спортивного каратэ мы поставили перед собой изначально. В настоящее время помимо основного клуба уже создано одиннадцать филиалов в Омске, а за последние три года мы вошли и в сельские районы – Азовский, Шербакульский, Таврический и Омский, где реально имеем филиалы и где занимается 250 человек. Всего же каратэ в области занимается около 600 спортсменов, большая часть из которых дети и подростки. Дело в том, что пока мы не имели «подпитки» как олимпийский вид, удержать ребят старше 15 – 16 лет в секциях было сложно, хотя усилия к этому мы прилагали и продолжаем прилагать.

Все со временем меняется

– Вы сказали, что старшие ребята уходили из секций. В чем основная причина?

– Даже сложно сказать. Главное, что сейчас мы стали олимпийским видом спорта и совместно с органами власти, я думаю, сумеем найти оптимальное решение. В том числе для поощрения занимающихся каратэ ребят, которым после хороших результатов на чемпионатах России можно будет выплачивать стипендию или выделять инструкторские ставки. Тем более такая практика распространена в соседних регионах и массовость занимающихся ребят старше 15–16 лет остается стабильной, что позволяет формировать сборные. Я надеюсь, что и мы к этому придем.

– А может, причина в том, что бум прошел и к тому же выяснилось, что соревнования по каратэ – это далеко не всегда зрелищно и интересно для обычного зрителя?Кроме того, сейчас время, когда собирают стадионы достаточно жесткие бойцовские шоу. Тут уж не до каратэ...

– Может быть, и так. Вот когда мы начинали, для нас каратэ было каким-то открытием. Мы бежали в зал, который заполняли группы по 80 – 100 человек. Этот фанатизм и давал результат, при этом мы им заряжались друг от друга. Сейчас этого, к сожалению, нет.

Чтобы вернуть интерес, вернуть болельщика, нужно идти по нескольким направлениям. Первое – сделать качественный продукт с точки зрения организации соревнований. Тогда зритель потянется на трибуны, а мальчишки и девчонки – в секции. А второе – взаимодействие с органами власти. Ведь популяризация вида спорта складывается не только из количества занимающихся, но и того, как ты работаешь с медиаструктурами, кадрами, профильными министерствами. Если все получится, то мы тоже станем конкурентоспособными с другими видами спорта, как это происходит во Франции, Италии и Германии. Все зависит от нас самих, нашего желания работать.

Маленькими шажками

– «Новый пакет» видов спорта будет действовать исключительно для Олимпиады в Токио. Оргкомитеты последующих игр будут формировать соревновательную программу, исходя из ее нынешнего формата. Не случится, что каратэ потом вновь исключат из олимпийской программы?

– На Востоке есть такое изречение: «Большое путешествие маленькими шажками». Мы с 2001 года пытались попасть в олимпийскую программу, но в силу различных обстоятельств это не получалось. Сейчас мы сделали первый шаг, вторым шагом станет вхождение в постоянный официальный лист Олимпийских игр. Шансы есть, и довольно большие, потому что после Токио на следующие Игры претендуют Испания, Франция и США, где каратэ  WKF очень популярно и имеет прочные позиции в спортивном мире. Так что есть уверенность, что они подадут заявку на включение каратэ в программу Олимпиады, а дальше… По правилам МОК после двукратного включения вид спорта автоматически становится олимпийским на постоянной основе.

– Но Россия на данный момент в рейтинге WKF находится на 31-м месте. Есть ли у наших каратистов вообще шансы пробиться на Олимпийские игры?

– Эта проблема была озвучена на конференции, где избрали нового президента Российской федерации каратэ. Им стал вице-президент компании «Роснефть» Сергей Петрович Цой.

Участники, представляющие различные регионы страны, говорили о необходимости исправления ситуации, создании мощной сборной России. А для этого необходимо финансирование, которое позволит к 2020 году подготовить ведущих спортсменов, в том числе через их участие в международных соревнованиях. Все это должно позволить российским каратистам войти как минимум в десятку сильнейших рейтинга WKF, чтобы завоевать олимпийскую лицензию.

И ведь такие спортсмены у нас в стране есть, просто в них надо вкладываться, отправлять на все топовые турниры, где рейтинг и зарабатывается. Я думаю, что при новом руководстве федерации все это может получиться. Тем более и мы осознаем свои цели на региональном этапе, и на федеральном уровне понимают, что надо делать ради национальных интересов. В сборную должны набираться только самые сильные спортсмены, которые смогут получить путевку на Олимпийские игры в Токио.

– А наши ребята имеют шансы на попадание в сборную страны?

– Омская школа каратэ богата своими традициями. У нас были спортсмены из второго и молодежного состава российской сборной. И сейчас наша задача – создать в Омске мощный центр каратэ, для чего требуется помощь, в том числе и государства. Это позволит сохранить молодежь в секциях, сделать какой-то прорыв, создав команду для участия во всех топовых турнирах: от чемпионата России до чемпионата мира. Все возможности для этого есть с точки зрения тренерских ресурсов и желания. Дело осталось за созданием материально-технической базы и регулярным финансированием выездов на соревнования.

– То есть сейчас, в связи с включением каратэ в олимпийскую программу, вы ожидаете поддержки со стороны регионального минспорта?

– Помощь и поддержку минспорта мы чувствовали и раньше – проводили чемпионаты и первенства области. Сейчас же мы подали документы по изменению кодов вида спорта, в результате чего финансирование должно измениться в сторону увеличения. Пока это в стадии становления, но нам уже пообещали сделать ставки для тренеров в Центре спортивной подготовки. Думаю, что постепенно у нас начнется совместная плодотворная работа по реализации проектов, которые мы заложили в спортивном календаре.

Додзе-кун мы не забудем

– Алексей, вернемся снова к искусству «пустой руки». Многие люди занимаются каратэ для самообороны, и отношение бойцов к легковесному каратэ WKF вряд ли изменится. Спортивное каратэ, по их мнению, своеобразная игра в салочки – кто быстрее дотронется до другого и кто громче крикнет. Но полностью уйти от состязательной практики нельзя. Как найти грань между этими аспектами?

– Наши ребята, уходя в другие виды единоборств, нередко становятся чемпионами. Базовая основа каратэ WKF с его «касаниями» и критериями достаточно сильная и дает определенную подготовку для применения в прикладном плане. Поэтому я могу сказать, что когда наше каратэ сравнивают с танцами, то это не просто неверно, но и неэтично. Просто наши бойцы умеют дозировать силу удара, гасить скорость, когда надо. Это профессиональный вид спорта, требующий особой подготовки.

 – Спортивные чиновники внесли каратэ по правилам WKF в систему Олимпийских игр. Но получается, что такие стили, как кудо, ашихара, косики (очень неплохие в прикладном плане стили) останутся не у дел?

– Пусть не обижаются представители этих стилей, но в мире давно разобрались с терминологией – в олимпийском движении только каратэ WKF официально признано единственным эксклюзивным. Так что те же ашихара и косики как стили каратэ существуют, но в реестре как видов спорта их нет. Есть только каратэ WKF и киокушинкай.

– Спорт есть спорт, а как же боевое искусство?

– Боевым искусством я считаю, например, кудо или джиу-джитсу. Наше каратэ WKF – это спорт. Тем не менее мы чтим традиции, поэтому о ценностях каратэ, высеченных потом и кровью в додзе-кун, никогда не забываем.

URL: http://omskregion.info/news/48573-aleksey_sorokin_nasha_shkola_karate_bogata_svoimi_/
Дата публикации:22/02/2017 11:37
Автор:Евгений Орлов
Фото:Евгений Кармаев