Гособвинение просит отправить омского строителя Полукарова в колонию-поселение

Обвиняемым в крушении крана на Жукова учредителю ООО «Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф» Полукарову, гендиректору Семенову, мастеру участка Масленкину и крановщику Елькину хотят дать от 3 до 4,5 лет лишения свободы.

Сегодня в Куйбышевском районном суде начались прения по делу о трагическом падении башенного крана на улице Жукова, которое произошло 26 октября 2015 года. Напомним, что около 17 часов вечера со стройплощадки апарт-отеля «Маршал» многотонная конструкция рухнула на проезжавшие машины Toyota RAV4 и «Газель-Соболь». В иномарке на месте происшествия скончалась вся семья — водитель иномарки, его жена и четырехмесячный сын. Второй сын погибших, крановщик и водитель «Соболя» в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Позже от полученных травм водитель «Газели» скончался. Над оставшимся в живых ребенком, которому сейчас исполнилось 5 лет, совместное опекунство оформили родители погибших супругов.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Затем было предъявлено обвинение учредителю ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» Виктору Полукарову, генеральному директору этой компании Константину Семенову и начальнику строительного участка Сергею Масленкину.

Сегодня на суде Виктор Полукаров еще раз вспомнил детали того трагического вечера. Ему на мобильный телефон позвонил начальник управления строительства регионального минстроя Сергей Кошелев, сообщив, что на улице Жукова упал башенный кран. «Я пояснил, что давно уже там не работаю, но он попросил меня приехать и на месте разобраться, — рассказал Виктор Полукаров. — Там меня встретили представители силовых структур и отвезли в Следственный комитет».

Свою вину и исковые требования потерпевших обвиняемые не признают. Один лишь крановщик Федор Елькин, который в кабине крана упал с большой высоты и до сих пор не оправился от травм, признал себя виновным по статье 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».

Гособвинитель Зульфия Абишова приступила к прениям. «Дело было очень тяжелым и с эмоциональной, и с юридической точки зрения, — выступила она. — Опрошены десятки свидетелей, изучены сотни документов и рассмотрены разные версии события».

По словам прокурора, подсудимые считают, что их назначили виновными, а настоящие виновники трагедии находятся в статусе свидетелей. «Но как минимум ради пятилетнего мальчика, который, когда вырастет, станет спрашивать, кто виноват в смерти его родителей и брата, стоит разобраться в перипетиях этого дела и взаимоотношениях разных компаний», — считает Зульфия Абишова.

По ее словам, все виновные установлены правильно. Виктор Полукаров в качестве директора и учредителя ИПК «Жилстрой» давал указания установить кран на площадке, несмотря на то, что не было проекта производства работ и проекта подкрановых рельсовых путей. С ООО «Апарт-отель «Маршал» был заключен договор генподряда. Злосчастный кран КБ-403А переместили на улицу Жукова по указанию Полукарова со стройплощадки на Московке. При этом на одном из совещаний сообщили, что денег на экспертизу промышленной безопасности крана нет, а свидетели заявляли, что без этого эксплуатировать его было нельзя. Необходимость отсутствующих проектов также подтвердили свидетели, кроме того, их обязательность закреплена в законе.

По факту же для площадки был скачан типовой проект из интернета, который не был приспособлен для заболоченного места. По другой версии, проект подкрановых рельсовых путей вовсе не делался.

Сам Полукаров пояснял на судебных процессах, что техническими вопросами он не занимался и нанимал высококвалифицированных сотрудников, которым доверял. А его роль якобы сводилась только к подписанию контрактов, документов и участию в совещаниях. Но обвинение считает иначе.

Что касается денег, которые пожалели на экспертизу промышленной безопасности крана, на нее требовалось всего лишь 18 тысяч рублей. То есть, этот вопрос лежит не в финансовой, а в организационной плоскости. Ситуация со стройкой на улице Жукова на тот момент была не ясна — «Жилстрой» оказался на пороге банкротства и было не понятно, какая компания будет строить апарт-отель. Затем с августа новым подрядчиком стало ООО «Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф», но кран по-прежнему оставался в собственности «Жилстроя». Полукаров, несмотря на то, что его в рамках банкротства отстранили от руководства «Жилстроем», в качестве учредителя продолжал его контролировать и давал указания Семенову. Кроме того, все эти компании были связаны между собой через учредителей и имели общий офис.

Семенов и Масленкин ранее в суде заявляли, что на объекте с 9 октября 2015 года и к моменту трагедии работала уже не Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф», а ПМК № 944 треста «Железобетон».

«Но о номинальности Семенова ничего не говорит, — продолжила Зульфия Абишова. — Эта версия прорабатывалась следствием. Крановщик Елькин также работал в Группе компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» и приступил к работе по указанию Масленкина. Документов об его устройстве в ПМК № 944 нет. И сам Масленкин работал с 1 июня 2015 года в Группе компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» начальником этого строительного участка. Хотя у него не было необходимого опыта, аттестации и обучения в сфере работы подъемных механизмов».

Масленкин якобы написал заявление на увольнение от 9 октября, но подписи на соответствующем приказе нет. То есть, возможно, он был написан «задним числом». В день трагедии Масленкин еще руководил строительными работами и, по словам свидетелей, по утрам собирал рабочих, давал им задания и контролировал ход работ. То есть, по-прежнему работал начальником строительного участка. Доказательств же заключения договора строительного подряда с ПМК № 944 нет. Директор ООО «Группа компаний «Жилстрой Джаст Фит Лайф» Семенов, когда узнал о трагедии, также пытался снять с себя ответственность, подписывая документы задним числом.

В итоге Зульфия Абишова попросила назначить наказание Виктору Полукарову и Константину Семенову в виде 4 лет и 6 месяцев лишения свободы, Масленкину — 4 лет и крановщику Елькину — 3 лет лишения свободы. Гособвинение предлагает отбывать эти сроки в колонии-поселении. Кроме того, на 3 года им должны запретить занимать соответствующие должности и вести строительные работы. В суд также предъявлены гражданские иски потерпевших о компенсации ущерба.

На суде родственники погибших попросили ужесточить наказание. «Мы услышали все обстоятельства. Складывается впечатление, что у крана не было иного выхода, кроме как упасть на наших детей», — едва сдерживая слезы, сказали члены семьи Богдановых.

Сами подсудимые и их адвокаты сегодня к выступлению оказались не готовы. Им дадут слово в четверг, 23 марта.

URL: http://omskregion.info/news/49167-gosobvinenie_prosit_otpravit_omskogo_stroitelya_po/
Дата публикации:20/03/2017 19:11
Автор:Алексей Пантелеев
Фото:Алексей Пантелеев