Омские архитекторы опасаются новой волны «хрущовщины»

Омские архитекторы опасаются новой волны «хрущовщины»

Дата публикации 26 марта 2017 13:33 Автор Фото Алексей Пантелеев

На круглом столе вчерашние выпускники сообщили, что не уверены в своих перспективах и нужности для города. Но их опытные коллеги считают, что Омску архитекторов катастрофически не хватает. Государство же планирует штамповать типовые проекты.

В Доме художников завершилась выставка-презентация творческих работ 29 молодых архитекторов города Омска «Разрешите представиться…». По ее итогам состоялся круглый стол, на котором собралась и архитектурная молодежь, и мэтры. Недавних выпускников прежде всего волновало, будут ли они востребованы в профессии и в своем городе. Еще недавно СибАДИ выпускал в год почти 60 молодых архитекторов, сейчас выпуск уменьшился примерно вдвое. Но все равно даже из 30 дипломированных архитекторов лишь 10-15 остаются в профессии и даже не покидают в итоге Омск. «Насколько потребность в нас вообще актуальна?», – спросил Константин Яцко, который получил диплом СибАДИ в этом году.

«Наверное, архитекторы в Омске нужны, – считает председатель Омского отделения Союза архитекторов России Александр Бегун. – Тротуаров в городе нет, везде лужи – это кто-то должен хотя бы нарисовать. Подумайте о том, что вы можете дать городу».

«Но чтобы стать архитектором, недостаточно получить образование за 6 лет, – говорит Роман Воробьев («Горпроект»). – Молодым ребятам после окончания вуза нужно поработать в крупной и серьезной организации или рядом с опытным архитектором, участвовать в творческих конкурсах. В 90-ые годы после учебы многие сразу организовывали свои частные мастерские. Но это неверно – нашим молодым архитекторам после окончания вуза не хватает опыта. Видно, что они проседают в инженерных вопросах. Только пройдя через эту школу, поработав напрямую с конструкторами, можно говорить о создании своего дела».

Организатор выставки, архитектор Леонид Гусельников также считает, что в Омске представителей его профессии не хватает. Но из-за того, что архитекторов в городе не видят, не слышат и не знают, в них не видят потребности. Еще одно интересное наблюдение – в омском справочнике 2ГИС из первых 20 организаций в рубрике «Архитектурное проектирование» только в двух оказались архитекторы как штатная единица.

Многое зависит от экономической ситуации – архитекторы востребованы тогда, когда бизнес строит дома и другие объекты. Поэтому и для омских зодчих после трудных 90-ых годов «золотое десятилетие» началось в 2000-ые. Архитекторы фантазировали тогда без всяких преград. Однако хорошие времена закончились с кризисом 2008 года. Но Александр Бегун считает, что тот, кто хочет, всегда найдет работу – в области 3D-моделирования, ландшафтного дизайна, интерьеров, благоустройства, полиграфии или хотя бы дизайна упаковки. «Да даже памятники на могилы можно разрабатывать», – говорит он. «В лихие 90-ые годы талантливые инженеры уходили в слесари или челноки, но архитекторы выживали как раз за счет этой универсальности образования, – согласен Роман Воробьев. – Я помню, как когда-то мы проектировали ледовые городки и получали не только деньги за это, но и творческое наслаждение. Это призвание для очень трудолюбивых людей. Раньше архитектор было модной профессией – вспомните Мендисабаля из сериала «Богатые тоже плачут». Но сейчас вопрос выживаемости – это вопрос трудолюбия и удачливости».

Владимир Проскурнин («Омскгражданпроект») рассказал о спорном новшестве в законодательстве. По его словам, архитектор, спроектировавший бюджетный объект, теперь вместе с проектом передает госзаказчику и все авторские права на него. В то же время, велась работа по созданию каталога типовых проектов для повторного применения. Хотя их авторы, отдавая туда свои работы, надеялись на получение в дальнейшем каких-то отчислений за их использование, но теперь этого не будет. А в итоге в разных городах страны теперь снова будут штамповать одинаковые здания больниц, школ, детских садов и домов социального жилья.

«Пойдет вторая волна «хрущовщины», – опасается Владимир Проскурнин. – Государство борется с архитектурной мыслью. Во-вторых, отменили авторский надзор. Но у нас очень мало объектов, которые были построены близко к первоначальным проектам без изменений. Поэтому сейчас наша профессия требует от всех бойцовских качеств: нужно доказывать и убеждать заказчика в своей правоте и не превращаться в простых чертежников. Нужно также убеждать власть и общественность. Сейчас появилось много общественных организаций, которые выступают против всего. Поэтому одно из основных умений архитекторов – довести свою мысль и доказать, что она верная».

Владимир Проскурнин также считает, что число архитекторов в Омске катастрофически низкое для миллионного города. Поэтому эту профессию нельзя считать отмирающей и невостребованной. А вот к своим молодым коллегам, которые называют себя урбанистами, профессиональные архитекторы относятся скептически и считают, что им не стоит доверять принятие важных решений по развитию города.

«Создаются объедения из людей разных профессий, которые громко заявляют, куда развиваться Омску, как совершенствовать транспортную схему и решить какие-то другие глобальные проблемы. И власть слышит их, а не профессионалов. Но с урбанистами мы разговариваем на разных языках. Скорое всего, эти люди больше озабочены тем, чтобы пропиариться, а не сделать городу лучше», – предполагает Владимир Проскурнин.

Ранее по теме:

«Разрешите представиться...»: молодые омские архитекторы решили заявить о себе

«Разрешите представиться...»: молодые омские архитекторы решили заявить о себе

В выставочном зале Дома художников открылась выставка-презентация их творческих работ. В экспозиции можно увидеть возможное будущее Омска: новые имена, новые здания, тенденции, новые взаимоотношения и связи.

Распечатать страницу