Общественники продолжают искать в Омске виновника выбросов. Нижегородский подрядчик, работающий на буферных прудах нефтезавода, новые обвинения Росприроднадзора отвергает.
Сегодня омские активисты-общественники и блогеры выехали в северный промузел. Их целью было еще раз попытаться понять, где же может быть источник резкого химического запаха, который омичи чувствовали в марте. Группу общественного контроля встретили и пропустили на Омский нефтезавод, где представители предприятия показали производственные участки, на которых применяется одорант. Затем активисты побывали на очистных сооружениях нефтезавода, а вот территория предприятия «Омский каучук» оказалась для них закрытой.
В число визитеров вошли организаторы митинга «Нам бы выжить в Омске» Татьяна Нагибина, Елена Каспирович и Сергей Костарев. В выезде также участвовали член общественной палаты Анатолий Соловьев, экологи-общественники Нина Поползухина, профессор Аркадий Григорьев, блогеры Игорь Федоров и Владимир Лифантьев, а также представители партии «Единая Россия». Из официальных лиц был депутат Заксобрания Павел Коренной и первый заместитель министра природных ресурсов Омской области Александра Матненко. К слову, общественников на инспекцию приглашали еще больше, например, организаторов еще одного митинга «Хватит уничтожать город Омск!» Константина Албукова и Вячеслава Сибирского, однако они не поехали.
На Омском нефтезаводе группу общественного контроля сначала привезли на установку гудрона, так как в СМИ проходила информация, что в ходе неких работ выброс мог случиться именно здесь. Однако сейчас здесь вовсю идет реконструкция и установку гудрона, которая сейчас не действует, обещают запустить в мае. Затем активисты побывали в парке сжиженных углеводородных газов. Собственно, именно здесь происходит смешение газов с пахучим одорантом этилмеркаптаном. Впрочем, никаких запахов в этом месте снова не обнаружилось. Замеры, произведенные специалистами «Обь-Иртышского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» во всех точках, не показали превышения контролируемых параметров, в том числе этилмеркаптана.
Парк сжиженных углеводородных газов, где применяется этилмеркаптан
Наконец, было решено еще раз отправиться на буферные пруды нефтезавода, которые в выделении вредных газов заподозрил Росприроднадзор. Здесь продолжаются земляные работы — секции прудов осушаются, затем оставшийся ил смешивается с соломой и опилками. После этого осушенное дно обследуют представители генподрядчика и заказчика. Эти работы проводятся согласно представлению новосибирского Ростехнадзора, чтобы укрепить дамбу буферного пруда и изучить состояние его дна.
Никакого запаха этилмеркаптана здесь также не обнаружилось. Напомним, что Росприроднадзор в итоге предъявил свои претензии подрядной организации из Нижнего Новгорода. Руководитель обособленного подразделения в Омске Нижегородского института прикладных технологий Рамазан Хубиев прокомментировал ситуацию.
«Я здесь нахожусь каждый день с утра до вечера, начиная с ноября, и тот же руководитель Росприроднадзора Сергей Еремин здесь не был, — рассказал он. — 8 марта, когда в городе появился резкий запах, мы тоже работали. Однако лично я ничего не почувствовал, хотя живу поблизости на улице Пригородной. Но нас обвинили без доказательств, а СМИ это растиражировали, якобы мы нарушили какую-то технологию и что-то делаем не так. Нашу технологию в Росприроднадзоре не видели и Еремин ничего у нас не запрашивал. Мы работаем согласно проекту, сейчас его забрал Следственный комитет в рамках разбирательства по уголовному делу».
По словам Рамазана Хубиева, они продолжают свою работу. Иловый осадок, после того, как воду откачали в соседнюю секцию, перемешивают с опилками и соломой. 30% дна уже открыто, подрядчики продвигаются дальше. Изучение же состава ила уже не входит в сферу их работ. Не согласны здесь и с новыми обвинениями в порче земли поднятыми со дна нефтяными шламами.
«Вчера получили документ и кардинально с ним не согласны, — говорит Рамазан Хубиев. — Наши экологи готовят ответ, будем предоставлять необходимые данные. Что касается этилмеркаптана, здесь его быть не может. Это дорогое вещество, и где-то его прятать и затем выбрасывать не имеет смысла».
На прудах нефтезавода вскрывшийся ил для осушки смешивают с соломой и опилками и запаха газа здесь нет
Добавим, что обещание руководства Омского нефтезавода выплатить крупное вознаграждение за достоверную информацию об источнике выбросов остается в силе. На предприятие поступило уже более 20 обращений и сообщений от жителей. Кто-то приводил свои факты и доказательства, даже прикладывал нарисованные схемы. Сейчас эту информацию ОНПЗ разглашать не может и все сведения переданы для дальнейшего расследования. Когда оно будет завершено, на предприятии обещают обнародовать результаты и выплатить обещанную награду тому, чья информация оказалась достоверной.
А вот провести аналогичную проверку на АО «Омский каучук» народному контролю не удалось. Общественников сюда не пустили без предварительного согласования и списков визитеров.
Ворота "Омского каучука" оказались закрыты для визитеров
«Я не увидел ничего неожиданного, — поделился впечатлениями по итогам поездки Сергей Костарев. — Еще раз убедился, что в случае каких-то выбросов сразу мы ничего не узнаем, а искать источник через две-три недели — это довольно бессмысленно. Но сегодняшний визит был не бесполезным, я еще раз посмотрел, как на ОНПЗ все устроено, как производится, и еще раз убедился, что единственная защита для омичей — это организация нормальной системы контроля и оперативного мониторинга, о чем мы говорим уже много лет».
К слову, и. о. руководителя Росприроднадзора Сергею Еремину также было отправлено официальное письмо за подписью зампреда правительства Владимира Компанейщикова с приглашением на выезд. По словам его подчиненных, планировалось отправить кого-то из сотрудников со специальной измерительной аппаратурой. Но в итоге сегодня сопровождать общественников и блогеров сам Сергей Еремин отказался, не было и представителей его ведомства.