Из бисера и бархата

В Сибирском культурном центре работает вербный базар.

Что подарить родным и друзьям на Пасху? Мы идем в гости с куличами, творожными пасхами и крашеными яйцами. Тем же нас встречают и хозяева. А можно подарить красивый пасхальный сувенир.

На выставке-ярмарке в Сибирском культурном центре – изделия мастеров декоративно-прикладного искусства Омска и Омской области, специально изготовленные к празднику.

– Свои работы принесли наши известные мастера, лауреаты областных и всероссийских выставок, с которыми мы работаем постоянно, и те, с чьим творчеством мы только знакомимся, – говорит ведущий методист Государственного центра народного творчества Наталья Киселева. – Здесь можно увидеть и приобрести пасочницы, керамику, расписные и бисерные яйца, щепную «птицу счастья», тканые и вязаные вещи.

Экспозиция красочно оформлена. В центре – дерево, украшенное лоскутками, бантиками, фигурками птиц. Оказывается, букетики из веточек вербы в старину обматывали разноцветными нитями, вешали на них соломенные или камышовые фонарики – получались красивые композиции.

Пасхальный символ – крашеное яйцо – тоже предмет для фантазии художника. Широко известны писанки – роспись, требующая кропотливого труда и сосредоточенности. В Омске этим искусством владеет Оксана Трашкова. Она представила на вербном базаре свои работы. А технику росписи яиц «крапанка» могут освоить и начинающие. Мастер Ольга Лабзова во время работы выставки-ярмарки готова провести мастер-классы для всех желающих. Со свечки восковые капельки наносятся на яйцо, потом оно опускается в краску. Воск снимается, яйцо выглядит пестрым. Но это только начало работы. Снова капли воска наносятся на яйцо, его погружают в краску другого цвета. Эту процедуру можно повторять два, три, четыре раза – получается красивое разноцветное яичко.

Татьяна Попутько делает яйца ажурные, связанные крючком и накрахмаленные. А Ксения Торопова представила в Сибирском культурном центре деревянные точеные яйца, расписанные образами Христа и Богоматери – настоящие иконы на яйце. Ее же работы выразительная семиместная матрешка.

Кстати, в программе выставки заявлен мастер-класс не только по росписи яиц, но и по изготовлению тряпичной куклы «Вербный херувим», «Птички», «Сороки».

Конечно, уместно подарить на Пасху сувениры из керамики. Мастерицы из Кормиловки Анна Кукаренко и Галина Шаламова представили коллекции мелкой пластики из глины. У Анны на выставке хоровод ангелов и пасхальные панно, У Галины – подставка под яйцо, свистульки в виде курочек – для забавы детей.

Поражают работы Светланы Реент из Исилькуля, работающей в технике плетения из соломки. Она изучила российские и белорусские традиции, сначала освоила аппликацию из соломки, а потом, не отступая от основ народного искусства, выработала свой собственный стиль. Ее рукотворные жар-птица, петух, тетерев и другие изделия добавят дому уюта и неповторимости.

А знаете, что такое косники? Украшения для косы, чтобы она, по пословице, стала девичьей красой. В сибирских деревнях такие украшения были очень популярны. Лариса Ляшева предлагает свои варианты, созданные из бархата, кружева, бисера, золотой нити, шнура.

Что же пользуется наибольшим спросом у посетителей? Сотрудники Сибирского культурного центра рассказывают, что влет уходят корзины Леонида Дрогина. Приехали в центр участники хора народной песни из Москаленок и раскупили все корзины – такие они ладные, аккуратные. Мастер принес на «вербный базар» новые. Забавно, конечно, что из города в сельский район, а не наоборот, везут изделия народных промыслов ручной работы. Но для того и Сибирский культурный центр, чтобы собирать и возрождать забытые ремесла.

Каждую субботу здесь проходят уроки традиционного русского танца. Приходят взрослые люди, которые желают его освоить. Предварительно в социальных сетях для них вывешиваются тексты песен, под которые будут разучиваться танцы, например, «Светит месяц». К Светлому празднику Пасхи хороводы будут готовы. А молодежь соберется на русскую «вечерку».

В книге отзывов Сибирского культурного центра посетитель написал: «Спасибо за замечательное путешествие в прошлое». Но сотрудники считают: важно сделать все, чтобы красивые черты прошлого сохранились и в настоящем – для будущего.

КСТАТИ:

16 апреля – Светлое Христово Воскресение, праздник праздников. А в канун Страстной седмицы отмечается Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье. В Иерусалиме жители встречали Христа пальмовыми ветками, но у нас не растут пальмы, и издавна сложился обычай освящать в храме веточки вербы и хранить их дома в течение года.

Другая давняя традиция – проведение вербных базаров. Они были широки, многолюдны. В Санкт-Петербурге тянулись по Невскому проспекту, занимали Марсово поле, бульвар по Малоконюшенной улице. В Москве вербные базары ежегодно организовывались на Красной площади. Один из них подробно описал Иван Шмелев в автобиографической повести «Лето Господне». Последний дореволюционный базар 1917 года запечатлен на картине Бориса Кустодиева «Вербная торговля у Спасских ворот».

А в Омске вербные базары проходили в помещении Городского театра. Их проводила Омская община сестер милосердия Красного Креста. Театральная дирекция ставила условие: все посетители базара должны снимать верхнее платье и галоши в вестибюле, а в вечернее время вход на базар должен быть только по билетам, купленным на спектакль. Выручка от вербных базаров в Омске направлялась на благотворительные цели.

URL: http://omskregion.info/news/49752-iz_bisera_i_barxata/
Дата публикации:12/04/2017 07:16
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев