Страховой случай

С чем сталкиваются жители районов Омской области, пожелавшие уберечь свое имущество от паводка.

Полис пригодился

Валентина Богданова страхует свое имущество на протяжении вот уже пяти лет. В прошлом году предусмотрительность оказалась кстати: ее дом, расположенный в поселке Усть-Шиш Знаменского района, затопило.

– Когда вода пришла в дом, я позвонила в компанию, они мне присвоили регистрационный номер и сказали обратиться, когда уйдет вода. Я так и сделала, – рассказала Валентина Александровна. – Потом унесла в страховую все документы. Из города приехал оценщик, посмотрел ущерб. В течение месяца я получила выплаты – 45 тысяч рублей. И от государства матпомощь мне тоже выплатили. Никаких проблем не возникло.

За страховой полис Валентина Богданова заплатила около четырех тысяч рублей. В этом году новый договор страхования имущества обошелся ей чуть дороже, поскольку кроме дома женщина включила в него хозпостройки: паводок в Знаменском районе обещают серьезный.

Невыгодный бизнес?

Тема страхования имущества от неблагоприятных погодных явлений, среди которых и паводок, весной становится особенно актуальной. Казалось бы, это лучшее решение денежного вопроса для жителей населенных пунктов, где высок риск подтопления. Для оформления договора достаточно паспорта и свидетельства о том, что дом находится в собственности. Урон, который нанесла стихия, возместит страховой полис. Плюс компенсационные выплаты от государства – и можно сделать полноценный ремонт, даже мебель купить. Однако на практике часто выходит наоборот: страховщики не готовы работать с жителями районов, где бушует стихия.

– Мы проводили совещание со страховыми компаниями. Говорили им: товарищи, вперед, в районы, проводите страхование личного имущества граждан! Но компании, к сожалению, не идут в те населенные пункты, которые подвержены опасности паводка, – сетовал еще на февральской пресс-конференции глава регионального управления МЧС России Владимир Корбут. – Потому что это стопроцентный риск и убытки.

Известный омский юрист Игорь Пушкарь подтверждает: страховая компания на вполне законных основаниях может отказать гражданину в оформлении полиса.

– Договор добровольного страхования имущества, в отличие, например, от ОСАГО, не является публичным. По публичному договору гражданину отказать нельзя, по добровольному – можно, – объясняет эксперт. – Один из базовых принципов страхования – это принцип вероятности и случайности. Нельзя страховать от того, что безусловно произойдет. Если статистика показывает, что улицу Подгорную в селе Иваново из 20 последних лет топило 18 раз, то очевидно, что и в этом году наступит страховое событие, риск крайне высок.

Впрочем, у страховых компаний есть выход: не отказывать людям в заключении договора, а увеличивать страховую премию (плату) с учетом степени рисков. Но, опять же, насколько посильной окажется для граждан плата, которую предложат страховщики?

Мало, но с гарантией

Есть и другая сторона медали. Страховые компании регулярно дискредитируют свой бизнес, о чем не перестают писать СМИ. То дополнительные услуги навязывают, то выплаты занизят или же вовсе отказываются возмещать ущерб клиентам. А государство гарантированно выплатит деньги, пусть и небольшие, пострадавшим из зоны ЧС.

В Исилькульский район, как и в ряд других муниципальных образований Омской области, минувшей весной пришел масштабный паводок. По официальным данным, в середине апреля 2016-го здесь было подтоплено более полусотни домов и приусадебных участков. В их числе  дом семьи Черенщиковых, расположенный на улице Советской, почти в центре Исилькуля. В качестве компенсации семья получила выплаты из бюджета.

–  За прошлый год нам выплатили материальную и финансовую помощь в сумме по 60 тысяч руб­лей на каждого человека, прописанного в доме, – рассказала Наталья Черенщикова. – Деньги получили те, кто подавал документы в администрацию. Приходила комиссия, делали оценку ущерба. Насчет страхования имущества мы как-то не думали.

Каждый решает сам

А бывает и так, что после наступления страхового случая – пожара или подтопления – владелец получает от компании компенсацию, которая никак не покрывает убытки. Более того: случается, что за полис человек заплатил четыре тысячи рублей, а по страховке получает три-пять тысяч. Тогда как единовременная матпомощь населению в зоне ЧС составляет 10 тысяч рублей.

– Помните, когда несколько лет назад были массовые пожары в средней полосе России? Горела Орловская, Воронежская области. Власти платили жителям пострадавших сел компенсацию для восстановления домов. Житель одного из сел застраховал свой дом и получил от страховой компании меньше, чем его соседи с такими же домами от государства. Конечно, этот человек больше не будет страховать свое имущество, – считает Игорь Пушкарь.

Федеральные ведомства неоднократно обращались к законотворцам с инициативой сделать страхование имущества в зоне особого риска обязательным. Однако, по мнению юристов, эта идея бесперспективна: согласно Гражданскому кодексу РФ риск утраты или повреждения имущества несет только собственник. И он сам должен решить, хочет ли  защищать свой дом или нет.

КОММЕНТАРИЙ: 

Станислав ГОРЯЧКИН

Заместитель начальника Главного управления  региональной безопасности Омской области:

 В 2015 – 2016 годах в ряде районов Омской области, особенно в северных, были серьезные паводки. Органы местного самоуправления, а также государственной власти оказывали возможную поддержку людям, чье имущество пострадало от разгула стихии. Вместе с тем, надо понимать, что в соответствии с гражданским законодательством ответственность за содержание имущества возложена на его собственника. С учетом сказанного мы информировали органы местного самоуправления о необходимости осуществления диалога с местным населением и побуждением их к страхованию своего имущества.

Однако следует отметить, что действующее законодательство не позволяет в безоговорочном, обязательном порядке заключать договоры со страховыми компаниями. Страховщики вправе законно отказать жителям населенных пунктов, которые находятся в зоне высокого риска подтопления, от заключения договора страхования имущества.

Мы надеемся, что в этом году ситуация по паводку в регионе не будет настолько критической, как в прошлом. Понятно, что на особом контроле северные районы – Усть-Ишимский, Тевризский, Знаменский, Тарский, где возможны серьезные паводкоопасные явления. Но такого масштабного разлива воды, как в прошлом году, возможно, удастся избежать. Однако в любом случае прогнозы сейчас делать рано: реальную картину мы увидим в первой декаде мае.

СПРАВКА:

Телефон доверия ГУ МЧС России по Омской области: (3812) 94-83-33.

По этому номеру можно обращаться в случае, если в ваш населенный пункт пришла вода.

URL: http://omskregion.info/news/49945-straxovoy_sluchay/
Дата публикации:19/04/2017 08:32
Фото:Сергей Мельников