Наши деды – славные победы

Накануне Дня Победы журналисты «ОП» и руководители общественного движения «Мой Омск» отправились с поздравлениями в гости к ветеранам Великой Отечественной войны.

По-настоящему национальных праздников в нашей стране не так уж и много. Но 9 Мая стоит на первом месте. В каждой семье есть кого вспомнить добрым словом и за кого поднять тост. Кто воевал, кто трудился в тылу, кто был в плену или в оккупации… Многих из наших легендарных бабушек и дедушек уже нет в живых. А самым молодым из тех, кто жив, уже 90. Они уходили на фронт в возрасте 17–18 лет и застали последние два года войны. Это они гнали фашистов из Польши и Чехословакии, освобождали концлагеря, брали Кенигсберг и Берлин.

С некоторыми из фронтовиков наши корреспонденты повстречались накануне праздника. В гости к ветеранам с поздравлениями и подарками мы отправились вместе с депутатом Законодательного собрания Омской области Андреем Киперваром и руководителем общественного движения «Мой Омск» Сергеем Грушичевым.

– Общественное движение «Мой Омск» действует в Кировском округе уже несколько лет, и всегда приоритетным направлением нашей работы была помощь ветеранам, – говорит Андрей Кипервар. – Мы в любое время готовы оказывать им помощь. Ну, а поздравить фронтовиков, тружеников тыла, бывших блокадников с Днем Победы – наш долг.

Надежный тыл

– А вы знаете, что с вами по соседству живет ветеран войны? – спрашиваем у молодого человека у подъезда дома на улице Степанца.

– Знаю, Петр Сергеевич его зовут, – говорит юноша. – А еще у него супруга труженик тыла, кажется. Они уже очень много лет вместе.

Петр Сергеевич Ротов встречает нас гостеприимно – с улыбкой и радушием. Предлагает чаю, но мы отказываемся. Времени мало, а о ветеране надо узнать как можно больше.

Супруга Стефания Алексеевна предлагает присесть на диван, пока Петр Сергеевич надевает свой парадный пиджак.

В армию его забрали в 16 лет. Было это в октябре 1941 года. Семья в то время жила в селе Трубчевка Большереченского района. Юношу сначала, как и полагается, отправили в военное училище, которое располагалось в Калачинске. Здесь готовили пехоту.

Боевое крещение Петр Сергеевич получил в ноябре 1942 года на 1-м Украинском фронте.

– Воевать всем было тяжело, но пехоте, по-моему, труднее всех, – вспоминает Петр Сергеевич. – Зимой – снега и морозы, летом – дожди. Отбивались под шквальным огнем. Приходилось драться и врукопашную. Но мы продолжали наступать. Освобождали Украину. Под городом Житомиром я был ранен. Сложно сейчас вспомнить все в деталях. Мы шли в атаку, и вдруг – взрыв. В глазах почернело. Я потерял сознание. Тогда я получил ранение в голову и ногу. Два месяца пролежал в госпитале – и опять на фронт.

Во время войны жизнь в тылу тоже была несладкой.

– Нас, девчонок, в семье было трое. Отца еще в 1939-м забрали на финскую. С финнами повоевал – отправили фашистов бить. А после победы над Германией его еще и на Восточный фронт послали – с японцами драться. Вернулся с войны и через год умер. Так что отца нашего мы и не видели, – вспоминает Стафания Алексеевна. – С нами жила мама и бабушка. Голодное было время. Помню, мать даст стакан молока и краюху хлеба – вот и вся еда на целый день. Весной березовый сок собирали, так мы его за лакомство считали.

Победу Петр Сергеевич встретил в Прибалтике. Помнит, как все в этот день плакали от счастья – и медсестры, и солдаты, и отцы-командиры.

Но служба для него на этом не закончилась. Почти десять лет Петр Сергеевич прослужил Родине и демобилизовался только в 50-м году.

25-летний ветеран вернулся в свою родную деревню Трубчевку, устроился работать бухгалтером в колхоз. В этом же году встретил свою будущую жену Стефанию. Со свадьбой тянуть не стали.

Петр Сергеевич и Стефания Алексеевна живут вместе уже 65 лет. У них двое детей – сын и дочь, внуки, правнуки…

– Поздравляем вас с праздником, Днем Победы, желаем вам крепкого здоровья и еще подольше пожить, – говорит на прощание ветеранам Сергей Грушичев. – А если потребуется помощь, обращайтесь. Все для вас сделаем.

Ветеран Восточного фронта

– Семен Павлович Богомолов – наш самый почетный житель, – говорит старшая по дому № 5а по улице Взлетной Людмила Васильева. – Мы за ним ухаживаем, постоянно навещаем. 90 лет все-таки… Сейчас он немного приболел, поэтому каждый день к нему заходим, справляемся о самочувствии.

Семен Павлович в 17 лет был отправлен на Западный фронт пехотинцем. Однако бить фашистов ему не довелось. Эшелон с новобранцами по приказу командования в Красноярске развернули и отправили на 1-й Дальневосточный фронт. Так что Семен Павлович участвовал в завершающем этапе Второй мировой войны, о котором нынешние школьники, возможно, и не знают.

Через три месяца после Победы над фашистской Германией советские части были переброшены на Восточный фронт. В августе и сентябре 1945 года фронт участвовал в стратегической Маньчжурской операции на харбино-гиринском направлении. Советские войска прорвали укреп­ленную полосу и разгромили части японских фронтов Квантунской армии. Взяли несколько восточных районов Маньчжурии и Ляодунский полуостров. В октябре после капитуляции Японии 1-й Дальневосточный фронт был расформирован. На базе его войск образован Приморский военный округ.

– После войны я прослужил в армии еще четыре года, – рассказывает ветеран. – Вернулся домой, устроился работать. Я 30 лет проработал шлифовщиком на омском Сибзаводе.

Каждый год с Днем Победы ветерана поздравляет вся семья. А она у него большая. Только правнуков Семен Павлович перечислил 13 человек.

Мы не стали долго мучить ветерана вопросами. Хотя хотелось многое узнать о его боевом пути и жизни в послевоенные годы. Сейчас главное для него – выздороветь. А потом мы еще обязательно встретимся и обо всем поговорим.

С Урала мужичок

Федор Архипович Шилков – боевой ветеран. Это сразу заметно. Под рубашкой – тельняшка, рука крепкая, как тиски, голос – командирский. Его квартира напоминает музей – одновременно и художественный, и исторический. Прямо с порога хозяин приглашает на экскурсию.

– Я Харьковское военное училище окончил и университет марксизма-ленинизма. Тогда модно это было. Вот какой я был молодой, – показывает он на фотографию на стене. – А это два моих зятя. Один из них погиб на острове Даманский в 1969 году при стычке с китайцами. От него у моей дочери шестеро детей осталось. Внучки у меня все образцовые. Одна вышла замуж и носит фамилию Степанец. Ее муж – праправнук знаменитого строителя, в честь которого названа улица.

На стенах квартиры ветерана множество поздравлений: от министерства обороны, от учебных заведений Омска.

– Я часто провожу занятия и встречи с ребятами из 135-й школы, расположенной на улице Героя Советского Союза Дмитриева. Алексей Петрович Дмитриев был начальником штаба дивизии, в которой я служил, – говорит фронтовик. – Меня также поздравляет 74-й лицей.

Не забывает фронтовика региональная власть и Правительство Российской Федерации. С поздравительными адресами соседствуют картины. Вот парусник рассекает морские волны, а рядом – живописный пейзаж.

– Я большой любитель картин, – признается ветеран. – На праздники мои друзья и родственники знают, что дарить. Многие гости говорят: у тебя, Архипыч, не квартира, а картинная галерея.

Под окнами своего дома Федор Архипович возделывает небольшой участок.

– Здесь у меня четыре ряда цветов, малина, вишня, яблони посадил, – рассказывает ветеран. – В домоуправлении помогли установить ограждение. Получился полноценный садик.

О своих фронтовых походах Федор Архипович рассказывал отдельно и обстоятельно.

– Я попал на фронт в 1945 году, когда наши войска стояли уже под Ригой. Я помню всех своих командиров – от начальника штаба до командира отделения. Память у меня – слава богу. Я сейчас в свои без малого 90 лет – живой человек. А в 17 лет вообще рвал и метал. У меня в полку было прозвище: Стой здесь, иди сюда. Я то у пехоты, то в стройбате, то на кухне… Как-то раз старшина отправил меня на кухню набрать во фляжки чая. Но, мол, скажи повару, что в прошлый раз он, туды его так, сахару недоложил. Я по-пластунски с автоматом дополз до кухни, все повару дословно передал и пополз обратно через пехотные окопы. Смотрю, в кустах стоит немец – в форме, при погонах. Фриц, значит, автомат свой снял и бросил на землю. Руки поднял и говорит: «Гитлер – капут, Сталин – победа». Я ему приказал: «Кругом!». Обыскал – ни пистолета, ни ножа. Но как же я его до своей части доставлю? Пустишь его вперед под дулом автомата, так его наша пехота расстреляет. И меня вместе с ним. Не пойдет же он сам за мной. Я ему связал руки и заставил ползти следом. Так и добрались до наших. Меня ребята окружили: «Ну, Федор, медаль получишь!» Но дело в том, что если бы я взял пленного во время боя, то действительно получил бы медаль «За отвагу». А поскольку он сам сдался, то меня поощрили только 10-дневным отпуском. Но во время войны это было дороже, чем медаль.

Но на этом история не заканчивается. Пленного немца отправили в Ригу. Во время допроса он разорвал подклад куртки и достал два билета компартии Германии. Один билет принадлежал его отцу, который погиб в гитлеровских застенках. Второй билет был его личный.

После победы дивизию, в которой служил Федор Шилков, перебрасывали на Дальний Восток, но, когда части добрались до Свердловска, пришел приказ Жукова – расположить наш артиллерийский полк в Омске.

Спустя несколько лет Федор Шилков во время отпуска поехал в Елуторовск, где жил его сродный брат-фронтовик. Как-то раз Федор пошел за водой на колонку и встретил знакомого немца. «Фридрих!» – закричал тот и бросился в объятия. Выяснилось, что в Елуторовске пленные немцы жили относительно свободно, работали. Здесь он приглядел себе русскую девушку, и она родила ему сына – дала имя отца. Получился Ганс Гансович. Вскоре через посольство Ганс выпросил разрешение зарегистрироваться и официально взял ее в жены. Еще через какое-то время они переехали в Германию.

– У меня хранилось два письма. Одно – от Ганса, второе – от его жены, где вся эта история была записана, – говорит Федор Архипович. – Но, к сожалению, при переезде письма потерялись. Поэтому подтвердить подлинность этой истории мне нечем. Но поверьте мне на слово, что так оно и было.

Рассказал Федор Архипович еще одну невероятную историю: как немецкий фельдфебель провел через линию фронта небольшой отряд солдатиков-подростков. В конце войны в гитлеровские войска стали набирать мальчишек 15–16 лет. Им выдавали форму, оружие, но воевать они, естественно, не были обучены и становились пушечным мясом. А немецкий офицер переправил письмо в советскую часть, в которой служил Федор Шилков: рано утром к вам выйдет отряд немецких мальчишек с оружием, но без патронов. В итоге все 30 подростков были спасены.

– От имени «Единой России», общественного движения «Мой Омск» поздравляю с Днем Победы, – обращается к ветерану Сергей Грушичев. – Желаю вам крепкого здоровья, жить еще и жить. А бодрости духа вам, я смотрю, не занимать.

– 26 августа мне исполнится 90 лет, – с улыбкой и бодростью в голосе говорит Федор Архипович. – Мой дед прожил 101 год, так что я еще рассчитываю 10 лет пожить. Я ж с Урала мужичок, из демидовской деревни. Там у нас все такие.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Андрей Кипервар

Депутат Законодательного собрания Омской области:

 В каждой семье есть ветераны. На фронт ушли оба моих деда. Один из них – Григорий Антонович Ветров – воевал с 1941 года. За четыре года войны он прошел длинный путь: прошел всю войну, защищал Москву, Украину, участвовал в сражении под Брянском, в Великих Луках, освобождал Литву и Польшу, участвовал в сражении у города Кенигсберга. Таких счастливчиков, как гвардии лейтенант Ветров, на фронте было немного. За всю войну был только однажды ранен.

Именно на фронте в 1944 году он вступил в ВКП (б). Награжден орденом Красной Звезды в феврале 1945 года за проявленный героизм в боях за г. Велау.

«24 января 1945 года в боях за г. Велау. Стоя со взводом на прямой наводке, при контр­атаке танков и пехоты противника при своевременном открытии огня подбил два танка и бронетранспортер с пехотой, тем самым дал возможность продвижения нашей пехоте вперед», – говорится в наградном листе.

Но, пожалуй, главной наградой для него стало то, что на войне он встретил свою будущую супругу. Он женился на медицинской сестре, которая спасала раненых солдат на передовой. Свадьбу сыграли в самом Кенигсберге.

Каждый год 9 Мая я вместе с жителями города выхожу на центральные улицы, чтобы принять участие в акции «Бессмертный полк». Для меня это дань уважения нашим фронтовикам. Мы должны всегда помнить о них.

 Сергей Грушичев

Соучредитель общественного движения «Мой Омск»:

 Мой дед по отцовской линии прошел две войны – Финскую и Великую Отечественную. После Победы вернулся домой, но через два года умер: было много ранений. Отец вспоминал, что деревня Сухиничи в Подмосковье, где жила семья, была в оккупации. Там располагался крупный железнодорожный узел, за который шли ожесточенные бои. Во время бомбежки вся семья пряталась в погребе, земля дрожала и ходила ходуном. В это трудно поверить, но никто из семьи не погиб. А их было шестеро братьев и сестер. После войны оружие и снаряды из окрестностей деревни вывозили эшелонами. Я еще помню, как в 70-е годы рядом с родительским домом из земли торчал ствол пулемета, который служил в качестве столбика ограды. Дед по маминой линии – Владимир Иванович Ращупкин – легендарный человек. Также участвовал в Великой Отечественной войне, а потом всю жизнь проработал в органах внутренних дел. Служил честно, был искренним коммунистом, образцовым представителем милиции и дослужился до должности начальника Центрального РОВД в звании подполковника. Дед был очень уважаемым человеком в городе, пользовался огромным авторитетом у коллег по службе. В Музее истории Омского УВД ему даже посвятили отдельный уголок.

URL: http://omskregion.info/news/50116-nashi_ded__slavne_pobed/
Дата публикации:26/04/2017 07:18
Автор:Алексей Струнников
Фото:Евгений Кармаев