Забойный вопрос

Крестьянам запретят торговать мясом животных, забитых на личных подворьях.

Владельцы личных подворий встревожены. С 1 января 2018 года, чтобы забить домашнюю хрюшку или бычка, им надо будет везти скот на специально оборудованную бойню. Производить убой на подворье разрешат лишь при условии, что полученное мясо пойдет на стол самих хозяев, а не на рынок. Торговать мясной продукцией от самостоятельно забитых животных хозяева подворных ферм не смогут. Об этом их уже сейчас предупреждают надзорные службы.

Владимир Галибин из деревни Покрово-Иртышское Ачаирского сельского поселения Омского района с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Выращивание свиней и реализация домашней свинины на Центральном рынке – его единственный заработок. К этому микробизнесу Владимир подходит основательно. Для забоя скота построил отдельный сарай. Туши разделывает не на земле, а на вешалках. Прежде чем ехать торговать, берет разрешение у ветеринара. Новые правила забоя, по словам сельчанина, для него разорительны.

– Я и сегодня не жирую. С одной головы получаю за вычетом затрат не больше 3 тысяч рублей. А ведь я эту свинку целый год растил. Если придется везти скот на бойню, одна из которых расположена за 80, а другая за 100 верст от деревни, мои расходы значительно возрастут. Ведь надо будет заплатить за спецтранспорт, бензин, услуги забойщика. А качество мяса от этого не выиграет, так как животное, пока его загоняют в машину, доставляют на убойный пункт, испытывает сильнейший стресс. В итоге моя выручка практически сведется к нулю. И что мне останется? Выбор невелик. Перейти на нелегальное положение. То есть пытаться реализовать продукцию по личным каналам, через Интернет. Или вырезать все поголовье и удариться в пьянство, что многие мои соседи и сделали. На всю деревню у нас лишь два подворья, где держат скотину, – рассуждает сельчанин.

Влияние «Меркурия»

Запрет на реализацию мясного сырья от сельскохозяйственных животных, забитых вне специализированных боен, должен был вступить в действие еще в 2014 году – после принятия технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». Но тогда региональные власти нашли возможность сделать для ЛПХ послабление. Опираясь на отсутствие федеральных нормативно-правовых актов, содержащих требования к специализированным пунктам убоя, они разработали рекомендации, в соответствии с которыми гражданам, выращивающим на подворье скотину, временно (до принятия этих самых федеральных актов) разрешалось производить убой на месте. Правда, лишь в том случае, если специализированная бойня в населенном пункте отсутствует.

На этот раз ждать поблажек личным подсобным хозяйствам вряд ли приходится. С 1 января 2018 года в России начинает действовать разработанная Россельхознадзором автоматизированная система сертификации «Меркурий». Ее суть в том, что все ветеринарные сопроводительные документы на продукцию, подконтрольную ветнадзору, будут оформляться в электронном виде. Это позволит создать единую для всей страны информационную базу, с помощью которой можно будет отследить как происхождение, так и перемещение товаров на всем пути их следования. Цель внедряемых мер – повысить биологическую и пищевую безопасность продуктов питания.

Система обязательна для всех поставщиков мясной и молочной продукции. И с ее введением подворный убой скота для товарных целей становится невозможен. В электронном документообороте такая строка попросту отсутствует.

– Поэтому крестьянин, забивший дома скотину, чтобы отвезти мясо на рынок, не сможет получить сопроводительные документы. Мы при всем желании будем не вправе их оформить. Это не наши, местного уровня, выдумки. Меняется механизм ветеринарной сертификации в целом, – говорит начальник Главного управления ветеринарии Омской области Владимир Плащенко.

Охотники за «сливками»

В региональном минсельхозпроде отмечают: область располагает достаточной инфраструктурой для оказания услуг убоя сельскохозяйственных животных. На территории имеются 42 специализированные площадки. Пытаться дальше наращивать их сеть, чтобы владельцам скота поездка на бойню не влетала в копейку, вряд ли целесообразно. Ведь и существующие убойные пункты сегодня не загружены или вовсе законсервированы.

Предприниматель из Русской Поляны Сергей Брейтенбихер в убойном бизнесе уже два десятилетия. Со многими владельцами подворий в районе лично знаком. И за свою работу лишнего не берет.

 – Если владелец скота оставляет мне ливер и шкуру, то он вообще ничего не платит за убой. Все себе забирает – платит 500 рублей. Если я закупаю скот на месте живым весом, убой тоже производится за мой счет, – рассказывает владелец бойни.

Тем не менее загрузка его убойного пункта не превышает 30 процентов от мощности. Сергей считает: основная причина невостребованности услуг забойщиков в том, что скота на подворьях становится все меньше. Только старшее поколение еще держится за корову или свинью, молодежь же предпочитает брать мясо-молоко в магазине.

Еще одна серьезная проблема – нелегальный заготовительный бизнес, так называемые «перекупы».

– Их много ездит по селам. В отличие от нас, зарегистрированных предпринимателей, они не платят налогов. И кружат головы владельцам скотины обещанием более высокой закупочной цены. Предложат рублей на 10 за килограмм больше, чем я, те и рады. Потом выясняется: это обман. Закупщик забрал только нежирное мясо, жирное оставил. В итоге бабушка в слезах кидается звонить мне: купите остальное. А перекуп сливки собрал, свой куш получил – и поминай как звали, – сетует Сергей Брейтенбихер.

Так что изменениям в системе сертификации животноводческой продукции владелец убойного пункта, в отличие от крестьянина Владимира Галибина, только рад. Он считает: это позволит убрать с мясного рынка теневой бизнес. Соответственно, у добросовестно работающих предпринимателей работы прибавится.

Выстроить логистику

Но и Владимиру Галибину хочется работать, развиваться. Тем более что на нем «висит» долг по кредиту, взятому на сооружение новых сараев для домашнего свинопоголовья. И будет несправедливо, если изменения в порядке сертификации вынудят его от своего скромного бизнеса отказаться.

В региональном минсельхозпроде считают: для таких, как владелец подворья из деревни Покрово-Иртышское, выходом в новых условиях может стать кооперация. Объединив свои усилия и средства, ЛПХ, фермеры получают возможность отказаться от посреднического звена и иметь за свою продукцию полную цену. Но пока крестьяне, увы, неохотно кооперируются. Несмотря на то что существуют меры поддержки, позволяющие компенсировать до 60 процентов затрат на развитие материальной базы кооператива.

Цивилизованным заготовителям областные власти также готовы помогать. Высокие цены на услуги убоя возникают из-за незагруженности убойных пунктов, считают в региональном аграрном ведомстве. Когда система нормально заработает, то и расценки будут меняться.

– И сегодня министерство сельского хозяйства и продовольствия обращается к администрациям сельских поселений: приезжайте к нам, наши специалисты помогут выстроить удобную логистическую цепочку, позволяющую крестьянам перевозить скот на убойный пункт с наименьшими затратами, – говорит начальник отдела переработки и товарного рынка Константин Цыпленков. – Мы же понимаем: если возникнут какие-то перекосы, если подворья не смогут получать за свою скотину нормальную цену, будут работать себе в убыток, начнет снижаться поголовье. А этого нельзя допустить.

 МНЕНИЕ:

Евгений Кравцов

Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Оконешниковского района:

 С точки зрения безопасности, конечно, эти нововведения очень важны. Но для ЛПХ это дополнительные препоны. Кто будет оплачивать забой? Они и будут оплачивать. Или попытаются за счет увеличения цены на мясо переложить увеличение своих расходов на плечи покупателя. Впрочем, это маловероятно, потому что покупательная способность населения – низкая. Значит, все-таки «крайним» окажется владелец подворья, выручка которого снизится.

 У нас в районе убойный пункт пока не запущен, хотя ввести его планировалось еще два года назад. Но сейчас уже подключился глава района. Думаю, к 1 января мы его откроем. Потому что закон принят, и его в любом случае придется выполнять. Надо заметить, наши крупные производители – акционерные общества запуска убойного пункта, очень ждут, так как сегодня они вынуждены вывозить животных в другие районы и там производить забой.

А ЛПХ надо каким-то образом заинтересовать в использовании услуг боен. Нельзя, чтобы люди утратили смысл работать.

URL: http://omskregion.info/news/50293-zaboyny_vopros/
Дата публикации:03/05/2017 07:23
Автор:Татьяна Лелякина
Фото:Евгений Кармаев