Фамильная черта

Фамильная черта

Дата публикации 10 мая 2017 09:03 Автор Фото Алексей Струнников

Пенсионер из Саргатского района увековечил в граните имена 105 земляков, воевавших с фашистами.

Сын солдата

Два года назад, в канун 70-летнего юбилея Победы в Великой Оте­чественной войне, мы уже писали об этом поступке Бориса Тиличенко из деревни Новопокровки.

Борис Алексеевич – сын фронтовика. Для его отца, получившего сильное ранение, война закончилась еще в 1942-м. Всего-то и успел солдат три раза сходить в разведку. Во время последней вылазки в тыл врага подорвался на мине. Взрывом ему разворотило бедро, сильно повредило ногу.

– Врачи хотели ее отрезать. Но отец не дался, потому что операции тогда делали без наркоза. Всех отталкивал, кричал. И медики сдались: «Пусть остается как есть, может, прирастет», – вспоминал Борис Алексеевич.

Нога и в самом деле приросла. Но стала маленькой, сухой, из-за чего Алексей Тиличенко – здоровяк двухметрового роста – до конца жизни хромал.

Борис появился на свет в декабре 1944-го. Правда, в документах по желанию отца дату рождения слегка подправили, написали 3 января 1945-го. Поэтому наш герой с полным основанием может говорить, что родился в год Победы.

Когда ему исполнилось четырнадцать, семья переехала в Омск. В городе Борис прожил 34 года. Работал водителем, слесарем, кузнецом. Заработал «горячий стаж», дающий право на досрочную пенсию. После этого принял решение вернуться в родные места, чтобы, по его выражению, провести здесь остаток лет.

Жизнь его не баловала. В лихие 90-е потерял старшего сына Евгения, когда-то известного игрока хоккейной команды «Авангард». От рака умерла любимая жена. И теперь рядом с ним только младший сын Алексей, названный так в честь деда, и такой же, как и тот, двухметровый здоровяк. Еще есть дочь. Но она с мужем – военным летчиком живет на Камчатке. Правда, зять обещает, как закончит службу, переехать к тестю. Уже и деньги прислал, чтобы Борис Алексеевич купил для них дом. А пока Борис с Алексеем вдвоем управляются с немаленьким хозяйством. Сеют кормовые культуры, разводят лошадей, крупный рогатый скот.

Без спонсоров

Сегодня в деревне, которая была когда-то довольно крупным населенным пунктом, осталось всего дворов двадцать. Причем половина из них принадлежит дачникам, приезжающим сюда лишь на лето. Старожилов, которые застали события 1941– 1945 годов, в живых уже не осталось, как и самих фронтовиков. И если бы не Борис Алексеевич, то скоро могла бы уйти безвозвратно и память об этих людях, ковавших Победу над врагом.

– У меня не только отец фронтовик. Оба дядьки, отцовы родные братья Петр и Иван, тоже воевали, были ранены. Поэтому меня удивляло, что в деревне нет памятника участникам Великой Отечественной войны или хотя бы мемориальной доски, – рассказывал Борис Алексеевич.

Он загорелся идеей эту несправедливость исправить. Но поддержки у тех, кто мог бы в этом помочь, не нашел. И решил действовать самостоятельно. Начал с того, что сам по крупицам восстанавливал имена воевавших земляков – ни в сельской администрации, ни в военкомате списков призывавшихся на фронт из Новопокровки ему предоставить не смогли.

На сбор этой информации ушло около пяти лет. Большую роль в том, что никто из 105 местных фронтовиков в итоге не был забыт, сыграли его бывшие односельчане, которых Борис отыскал в Омске: Евдокия Пилипенко и Андрей Соколов. Обоим на тот момент было под 90 лет, и их память уже давала сбои. Но Борис Алексеевич снова и снова с ними созванивался. Общались, разговаривали о прежней жизни, соседях. И в этих разговорах постепенно всплывала то одна фамилия, то другая.

В поисках спонсоров, которые профинансировали бы установку памятника, он стучался в разные двери. Безрезультатно. Лишь заместитель главы района Владимир Хохлов выделил 50 тысяч рублей, на которые пенсионер смог приобрести три гранитные плиты и прутья для оградки. Все остальное делалось на собственные средства, которых ушло около 70 тысяч.

Ко времени написания прошлого материала обелиск был практически готов и стоял у Бориса и Алексея Тиличенко на подворье. Оставались «мелочи»: доварить и покрасить оградку, забетонировать основание под памятник и установить на него плиты с фамилиями. Борис Алексеевич очень торопился успеть к 9 Мая. Даже в больницу не лег на ежегодную профилактику, хотя сердце прихватывало. Потом я звонила ему: все ли получилось? Он сказал: «Нормально, успели».

В деда пошел

Но все-таки хотелось увидеть обелиск уже на пьедестале. К тому же появился еще один повод пообщаться со старым знакомым: попалась на глаза заметка из районной газеты о том, что отец и сын Тиличенко своими силами отремонтировали местную дорогу. И вот журналисты «ОП» опять в Новопокровке.

В первую очередь интересуемся новостями. Мол, говорят, вы уже и дороги восстанавливаете.

– Наверное, я в деда такой неуемный. Деда Василия Ивановича Сосновского на фронт не взяли – стар уже был. Так он пожертвовал личные сбережения – 50 тысяч рублей, по тем временам немалые деньги, на строительство танка. И я иной раз задумаюсь: ну кто это сделает? Поэтому постоянно нахожу себе работу. То кладбище загораживаю, чтобы скотина не лазила. То горку детям на Новый год сколачиваю. То мостки вдоль озера восстанавливаю: их льдом ломает, приходится стелить новые доски, – пояснил Борис Алексеевич.

– У вас что, другого мужского населения нет?

– Почему? Есть. Но они пьянствуют, им некогда.

– А с дорогой что за история?

– Это проселочная дорога. Когда-то был «профиль». Но, после того как нашу деревню посчитали неперспективной, его забросили. Несмотря на это, многие по-прежнему здесь ездят. Потому что до села Нижний Иртыш по проселку всего 16 километров. Но место низкое, его все время топит. Обращались к дорожникам: сделайте насыпь. Те говорят: не можем, дорога не в нашем ведении. Ну и взялись мы с Лешкой ее приподнять. Да еще Слава Белимов, предприниматель из города, помог, выделил погрузчик. Положили сначала слой бревен, которые нашли на заброшенных базах. Потом земли телег 40 навезли из старых карьеров да битого кирпича насыпали. Метров, наверное, пятьдесят так отремонтировали, – поделился Тиличенко-старший.

Поехали на кладбище, где и установлен обелиск в честь участников Великой Отечественной войны. По дороге глава семьи рассказал: тогда, два года назад, они с Алексеем очень спешили, чтобы к 70-летию Победы памятник стоял на отведенном ему месте. Но оградка осталась-таки некрашеной. Красили ее уже позднее. А так все успели. Даже плитку тротуарную положили вокруг монумента. Из официальных лиц района и сельской администрации на открытии никто не присутствовал, хотя их и звали. Потом они оправдывались: в райцентре в это время шел митинг. А родственники фронтовиков приезжали. Благодарили.

– Даже руки целовали, – засмущался Борис Алексеевич. – Я так думаю: они рады.

«От вашего односельчанина»

Но нашлись и критики: почему памятник установлен на кладбище? Почему не в центре деревни?

– Да просто не хотелось, чтобы какой-нибудь пьяный тракторист, проезжая мимо, опрокинул его. Или наши алкаши били об него бутылки, – рассуждает Тиличенко-старший.

Честно говоря, и нам показалось, что центр деревни, где сегодня нет ничего, кроме фундаментов разваленных зданий, для памятника не лучшее место. И тут претензии надо предъявлять местной власти, которую, как видно, дальнейшая судьба этого населенного пункта не слишком волнует. А вот на деревенском погосте благодаря стараниям отца и сына Тиличенко полный порядок.

Для монумента они выбрали самую видную площадку – напротив входа. Гранитные плиты со 105-ю фамилиями солдат, воевавших с фашистами, поставлены на постамент и за счет этого возвышаются над остальной территорией. С обратной стороны плит – изображение вечного огня. А под фамилиями мелкими буквами выбита надпись: «Вечная память и слава новопокровцам, участникам Великой Отечественной войны. Спасибо вам за Победу. Односельчанин Тиличенко». Да, многие на той войне сложили свои головы. На фронт из деревни уходили целыми семьями. Только Афанасьевых, открывающих список, мы насчитали 10 человек. Половина защитников Родины назад не вернулась.

Борис Алексеевич поделился: он еще думает «довести обелиск до ума». Поставить тут звезду и посадить ели. Да и оградку уже пора подкрасить. В общем, забот 72-летнему пенсионеру хватает. Ведь он хочет, чтобы его родная деревня жила и чтобы ее жители не были Иванами, не помнящими родства. Чтобы сыну Алексею нашлась хорошая невеста, которая стала бы хозяйкой в их доме и умножила род Тиличенко. Сам-то Алексей – парень правильный, работящий, с удовольствием возится с техникой, любит природу. А главная его черта, пожалуй, уважение к старшим, к своим корням. Впрочем, это у них семейное.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Общий вектор – работать в интересах омичей

Общий вектор – работать в ...

Законодательное собрание Омской области отмечает ...

Актуально

«Экологическая» математика

«Экологическая» ...

В Омском отделении Союза журналистов РФ ...

Власть

Задача – пройти паводок штатно

Задача – пройти паводок ...

Глава МЧС России Александр Куренков и губернатор ...

Выставка

Академический подарок к юбилею

Академический подарок к ...

В «Либеров-центре» состоялось открытие выставки ...

Здоровье

Последняя затяжка

Последняя затяжка

Брось курить и вдохни полной грудью. Ради своего ...

Конкурс

«Этот проект надо продолжать!»

«Этот проект надо ...

Подведены итоги конкурса «PROэкологию – ...

Крупным планом

Космические перспективы

Космические перспективы

С успешным запуском самой современной российской ...

Общество

Кадры для будущего страны

Кадры для будущего страны

В областном Конгресс-холле прошел региональный ...

Панорама недели

Деньги на новоселье

Деньги на новоселье

Виталий Хоценко поручил направить более 1,5 млрд ...

СВО

Украинец из Тюкалинска

Украинец из Тюкалинска

Несмотря на тяжелое ранение, двадцативосьмилетний ...

Село

Омские аграрии готовы к посевной

Омские аграрии готовы к ...

Губернатор Виталий Хоценко сообщил о готовности ...

Спектр

Применить цифровые разработки к земле

Применить цифровые ...

На омские поля сегодня выходит техника, ...

Дружим семьями

Пасхальный кролик в подарок

Пасхальный кролик в ...

В Год семьи, инициированный Президентом РФ ...