Инфекция на крыльях

Чем опасна мошкара для здоровья человека.

Мелкие насекомые, которых в просторечье называют гнусом, лезут в глаза, уши, их укусы вызывают аллергию. Ничего подобного еще как минимум восемь лет назад не наблюдалось. Читатели «ОП» в своих обращениях в редакцию интересуются: почему никто в Омске не препятствует появлению мошкары? Ведь с другими насекомыми – комарами, клещами –борьба худо-бедно ведется.

Действительно, еще 8 – 10 лет назад тучи мошек, перемещаясь с Севера, дальше Саргатского и Тюкалинского районов не продвигались. Теперь же этот гнус в период размножения, с июня до второй декады августа, встречается почти во всех районах области. Омск не исключение. Как предполагают ученые-энтомологи, происходит это из-за изменения водного баланса в Обь-Иртышском бассейне, создания новых оросительных систем, в том числе и на территории соседних государств. Хотя доктор биологических наук Марина Малькова считает, что омичи все же несколько преувеличивают масштабы проблемы.

 – У меня 30-летний опыт работы в НИИ природно-очаговых инфекций, и тогда часто приходилось бывать в экспедициях в самых различных регионах России – от степи до тундры. Так вот то, что омичи называют массовыми популяциями мошек в городской лесопарковой зоне и на дачах-огородах, и то, что под этим понимают в северных районах области, тундре, – две большие разницы, – говорит Марина Малькова. – Однажды мы проводили научные исследования в Большеуковском районе. Жили в палатке яркой желто-зеленой расцветки. Но когда наступала пора активности мошек, цвет дверей палатки было уже невозможно определить. Они были сплошь покрыты серой массой этих насекомых. Их можно было сгребать и взвешивать. Речь шла о сотнях тысяч особей, а может, даже миллионах.

 Научные сотрудники перед выходом в тайгу или на болота проводили защитную обработку заранее припасенными репеллентами. Самым эффективным оказывалась «Дэта». Однако она распугивала не только мошек, но и тех насекомых, которых ученые-биологи должны были для проведения лабораторных опытов отлавливать живыми, – комаров, клещей, оводов, мокрецов.

По словам Марины Мальковой, отдельные виды мошек (в Омской области их более 40!) являются механическими переносчиками возбудителей некоторых инфекционных болезней человека и сельскохозяйственных животных. К примеру, лейкоцитозооноза птиц, онхоцеркоза скота и человека, а также туляремии и даже сибирской язвы. Известны случаи выделения из мошек даже вируса клещевого энцефалита. Где гарантия, что, укусив человека или животное, зараженный туляремией гнус не занесет вирус? Уже не говоря о том, что массовое нападение мошек резко снижает производительность людей, занятых работой в поле, лесу, продуктивность домашних животных и птиц. Падают привесы животных на откорме, снижаются надои молока, яйценоскость кур. Поэтому опытные хозяева, отправляя летом животных на пастбище, опрыскивают их теми же репеллентами от кровососущих, которыми пользуются сами.

Однако на стада животных репеллентов не напасешься. Да и срок действия любого из них крайне ограниченный – два-три часа. Как же тогда справиться с гнусом? Или это неизбежное зло?

 – Эффективно снижать популяцию гнуса можно через истребление личинок. Но проблема в том, что мошки плодятся в водоемах с проточной водой, в частности вдоль всего Иртыша. Вносить химпрепараты в водоемы нам никто не позволит. Да мы и сами не пойдем на такого рода действия, – говорит кандидат медицинских наук, директор ООО «СанЭпидСервис», специализирующегося на истреблении вредных для человека насекомых, Александр Кузьминов.

 Так неужели нет никаких законных способов масштабной профилактики от гнуса? Остается лишь одно оружие – репелленты?

 – Мы активно участвуем в подготовке мест отдыха омичей, их защите от кровососущих насекомых, в том числе от мошек, – говорит Александр Кузьминов. – Зная о том, что в жару мошка предпочитает отсиживаться в траве, кустах, ищем ее скопления и обрабатываем инсектицидами. Кроме того, перед массовыми мероприятиями на природе обрабатываем территорию обычными дымовыми шашками с одновременным распылением инсектицидов. Это дает пусть временный, но серьезный защитный эффект.

Однако доктор-биолог Марина Малькова считает, что бороться с гнусом с использованием большого количества химии ни в коем случае нельзя по нескольким причинам. Первая – в природе нет абсолютно бесполезных биологических видов. Те же мошки являются пищей для десятков групп живых существ. К примеру, активно поедают мошек на всех стадиях их развития рыбы – сиг, хариус, язь, плотва, ерш. И если уж ставить задачу снижения численности гнуса в Омске, то самое безболезненное для природы средство – это искусственное разведение мальков рыб этих пород. Выпускать рыбу в водоемы, прежде всего в Иртыш, она сама урегулирует численность мошек. И репелленты с инсектицидами не понадобятся.

Что ж, как нам кажется, этот способ самый экологичный, эффективный и вполне реализуемый на практике. В некоторых рыболовецких хозяйствах уже активно занимаются разведением рыбы ряда видов. Может, кто-нибудь возьмется и за разведение сига, плотвы, ерша? 

URL: http://omskregion.info/news/51288-infektsiya_na_krlyax/
Дата публикации:14/06/2017 07:55
Автор:Раиса Емельянова
Фото:Евгений Кармаев