Прямой диалог

В минувший четверг прошла очередная, уже пятнадцатая по счету, «Прямая линия президента России Владимира Путина»

Разговор в прямом эфире продолжался почти четыре часа, за которые глава государства ответил на 68 вопросов. Как считает президент, такой разговор напрямую с гражданами России позволяет понять, чем живет страна, и выявить болевые точки нашего общества.

В ходе обратной связи с главой государства россиян больше всего интересовала социальная сфера: рост цен на продукты, тарифы ЖКХ, ситуация в здравоохранении, выплата зарплат и индексация пенсий.

Предлагаем читателям «ОП» наиболее значимые фрагменты этой беседы.

О преодолении кризиса

– Рецессия в российской экономике преодолена, и мы перешли к периоду роста. Но начать хотел бы с проблем, которые не решены и которые являются наиболее острыми... У нас снизились реальные доходы граждан за последние несколько лет, и что особенно тревожно – увеличилось количество людей, живущих за чертой бедности, получающих доходы ниже прожиточного минимума. Самая печальная ситуация в этом смысле у нас сложилась в начале и середине 90-х годов, когда за чертой бедности проживала почти треть населения страны.

Самый низкий показатель и, соответственно, самый лучший в этом смысле мы зафиксировали в 2012 году. В таком положении находилось 10,7 процента населения. К сожалению, за последние годы количество этих людей подросло до 13,5 процента. Казалось бы, это не так уж и много – несколько процентов, но за этими процентами десятки и сотни тысяч людей, их судьбы, поэтому мы должны об этом подумать.

А теперь все-таки о том, что нам позволяет сказать, что рецессия закончилась, три квартала подряд наблюдается рост экономики, рост ВВП скромный, тем не менее из квартала в квартал. В конце прошлого года, в четвертом квартале, – плюс три процента, в первом квартале этого года – плюс пять процентов, в апреле – уже 1,4 процента. В целом за четыре месяца – плюс 0,7. Растет промышленное производство. Где-то за первый квартал – плюс 0,7 процента.

Наблюдается рост инвестиций в основной капитал – 2,3 процента, рост продаж автомобилей и ипотечных кредитов, что во всех экономиках является явным свидетельством начала роста, рост несырьевого и неэнергетического экспорта – на 19 процентов.

Наконец, очень важная составляющая макроэкономического характера: у нас рекордно низкая инфляция за всю новейшую историю России. На сегодняшний день – 4,2 процента, такого еще никогда не было.

Растут золотовалютные резервы Центрального банка, международные резервы, в прошлом году мы начали с 368, закончили 378, в этом году они уже 407 миллиардов долларов. И один из важнейших показателей, я не могу о нем не сказать: у нас инвестиции в основной капитал растут быстрее, чем растет экономика.

Экономика выросла на 0,7 процента за четыре месяца, а инвестиции в основной капитал – на 2,3 процента. Это говорит о том, что уже сделан задел на будущий ближайший рост, и все это, безусловно, не может нас не настраивать на положительный лад, и это не может не отражаться и отражается на некоторых вопросах социальной сферы.

Каких? Главное из них наше достижение, мы об этом говорим, и считаю необходимым сказать еще раз: у нас значительно снизилась младенческая и материнская смертность. С 2000 года младенческая снизилась в три раза, а материнская – почти в четыре раза. Таких данных не показывает ни одна социальная сфера, наверное, в мире. И, как результат, – рост продолжительности жизни. Было 70 с небольшим, сейчас – 72 года. Так что все это в совокупности дает нам основания говорить, что кризис преодолен.

Об эффекте санкций

– На самом деле история России показывает, что мы, как правило, и жили под санкциями, начиная с того момента, когда Россия начала вставать на ноги и чувствовать себя крепко. Когда наши партнеры в мире чувствовали в лице России серьезного конкурента, так под разными предлогами вводились какие-то ограничения, это было на протяжении всей нашей истории, я уже не говорю даже про советское время, и раньше это было, еще до Октябрьской революции. Поэтому здесь нет ничего удивительного.

Сейчас мы знаем, что в Сенате Соединенных Штатов опять законопроект возник по поводу ужесточения этих санкций. Кстати говоря, почему? Ведь ничего такого не происходит экстраординарного. В связи с чем на голом месте опять начали говорить об этих санкциях? Это, конечно, и свидетельство продолжающейся внутриполитической борьбы в Штатах, тем не менее это происходит, и, я считаю, достаточно на голом месте. Так что не было бы Крыма, не было бы других проблем, придумали бы что-нибудь еще для сдерживания России, так всегда и подавалась политика сдерживания России.

Что с этими санкциями произошло и как они на нас отразились? Да, отразились. Кардинально или нет? Не думаю.

У нас реально начало расти производство в очень важных, сложных отраслях. Мы восстановили компетенцию в радиоэлектронике в значительной степени, авиастроении, ракетной области, в фармацевтике сейчас у нас идут хорошие процессы, в тяжелом машиностроении. Уже не говорю про сельское хозяйство. Мы с вами знаем, рост около трех процентов, и Россия стала номером один, лидером по экспорту зерновых, по экспорту пшеницы. Так что вот вам результат.

У нас в разы сократились закупки по импорту, собственное производство, скажем, по мясу свинины, мясу птицы, закрывает практически всю нашу потребность. Более того, мы сейчас ищем рынки сбыта. Я с нашими китайскими друзьями договариваюсь о том, чтобы они открыли китайский рынок для наших производителей свинины и мяса птицы, поэтому у нас есть и положительные моменты.

О демографии

– Мы многое сделали для того, чтобы демографические тенденции приобрели у нас устойчивый позитивный характер. И добились реального, серьезного результата.

У нас рождаемость растет темпами, которых нет сегодня, скажем, в европейских странах, и когда я об этом говорю, то многие мои коллеги удивляются и, честно говоря, искренне радуются этому.

Но что бы я хотел сказать о тенденциях? У нас количество молодых людей, и прежде всего молодых женщин в возрасте деторождения, сократилось, и существенно. Сейчас в этот период, когда можно стать мамой, отцом, вступает поколение 90-х годов.

Нам нужно, безусловно, что-то сделать для того, чтобы мы не попали в большую яму. Что? Во-первых, у нас уже есть отработанные механизмы. Один из них – это так называемый материнский капитал. Кстати говоря, свыше семи миллионов семей, больше семи миллионов матерей уже получили этот капитал, и почти половина им уже воспользовалась. Это первое.

Второе. У нас введены выплаты за третьего ребенка в регионах со сложной демографической ситуацией. После этого сразу на 37 процентов там выросла рождаемость. У нас наши меры дают результат.

Нам нужно подумать о том, как стимулировать рождение первого ребенка у молодых мам и, может быть, что-то им добавить. Почему им? Потому что это молодые люди, которые еще на ноги не встали, им нужна поддержка.

О пенсионном возрасте

– Возможность повышения пенсионного возраста надо обсуждать очень аккуратно, без суеты и спешки; пока решения по этому вопросу нет. Некоторые эксперты полагают, что без повышения пенсионного возраста обойтись не удастся, ссылаясь на опыт соседних государств, в частности Украины и Белоруссии. Это реальность, с которой мы сталкиваемся, которую мы должны иметь в виду. Но принимать такие решения нужно взвешенно, без всякой суеты и спешки. Российские власти будут стараться улучшить жизнь населения. У нас уже проиндексировали социальные пенсии, была сделана единая выплата пенсионерам, ведется работа по повышению нижней планки МРОТ.

О медицине

– Мы все хорошо знаем, проблемы с медициной есть везде, и всегда пациенты так или иначе критически относятся к тому, что в области медицины делается. Практически во всех странах. Но у нас не меньше, может быть, даже больше проблем. Тем не менее за три года у нас введено новых объектов – это в основном ФАПы, поликлиники, – в десять раз больше, чем в предыдущее время. За три года построено две тысячи медицинских объектов. Есть проблемы, которые заключаются в том, что у нас не хватает узких специалистов, и поэтому фактически не устраняются и очереди. Наконец, самое главное – это обеспечить доступность. Это задача номер один сегодня в медицине – обеспечить доступность медицинской помощи.

О взаимодействии с США

– Это, прежде всего, контроль за распространением, а точнее – нераспространением, оружия массового уничтожения. Мы крупнейшие ядерные державы, и это само собой разумеется – наше сотрудничество в этой сфере. Чрезвычайно важная сфера, очень важная, и это касается не только северокорейской проблемы, но и других регионов – это первое. А второе – борьба с бедностью, борьба с негативным влиянием на экологию и так далее.

Кстати говоря, вместе с Соединенными Штатами мы работали над решением иранской ядерной проблемы, но все-таки договорились ведь. Договорились. Значит, есть позитивные примеры нашего сотрудничества. И бывшая администрация напрямую признавала нашу существенную роль в разрешении этой проблемы. Значит, можем мы договариваться, можем вместе работать? Конечно, можем.

Сирийская проблема. В целом ближневосточная проблема. Всем уже очевидно, что без совместной конструктивной работы ничего не получится. Есть и другие горячие точки. И мы очень надеемся на конструктивную роль Соединенных Штатов в урегулировании кризиса на юго-востоке Украины, именно конструктивную роль.

URL: http://omskregion.info/news/51476-pryamoy_dialog/
Дата публикации:21/06/2017 08:22