Рано опускать занавес

Рано опускать занавес

Дата публикации 28 июня 2017 07:41

Юбилей как повод обсудить будущее Омского музыкального театра.

 30 июня Омский государственный музыкальный театр закрывает свой 70-й сезон. 

Музыка из прошлого

Как уже писала «ОП», еще в 1764 году в Омской крепости по инициативе генерала Шпрингера был организован первый в Сибири любительский театр, руководил которым И. Андреев. И назывался он «Оперный дом», так как в его репертуаре кроме трагедий шли русские комические оперы.

В мае 1874 года был создан первый городской театр. Наряду с драматическими в афише присутствовали и музыкальные постановки. В 1920 году появилась отдельная оперная группа.

Свое здание музыкальный театр получил только в 1947 году. Хотя, по утверждению современников, он должен был открыться уже в начале сороковых, но начавшаяся Великая Отечественная война помешала воплотить замысел. С другой стороны, в годы эвакуации в Омске работала группа актеров Сталинградского театра музкомедии. Именно они и составили основу будущего омского музыкального театра.

Сразу после войны начались хлопоты по открытию Омского театра музыкальной комедии. Страна восстанавливала разрушенные войной города, предприятия, народное хозяйство. Казалось бы, тут уж не до водевилей. Но омичи получили свой театр музкомедии. Первая постановка – оперетта Р. Хейфа «Яблоко любви» – была представлена зрителям 24 мая 1947 года.

Однако в особняке по улице Ленина, бывшем здании Общественного городского собрания, театр разместился не сразу. Труппа поначалу ютилась в разных малопригодных для репетиций местах. В 1981 году в результате крупной реорганизации театр музкомедии обрел более высокий статус – музыкального театра – и переехал в новое современное здание, которое многие омичи называют трамплином. Хотя на самом деле архитекторы Д. Е. Лурье, Н. Н. Стружин и Н. Н. Белоусова хотели придать своему творению облик рояля.

Торжественное открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы Т. Хренникова «В бурю». За 70 лет в театре было поставлено более 200 спектаклей. Оперетта, опера, мюзикл, балет – все эти жанры успешно существуют под одной крышей.

Юбилей как вызов

70 лет – это крупный юбилей, который, с одной стороны, дает повод вспомнить самые яркие страницы истории, а с другой – всерьез задуматься: как музыкальному театру и впредь оставаться интересным зрителю? Причем не только для своих самых верных поклонников, которые не пропускают ни одного нового спектакля, но и для тех молодых людей, кто, может быть, впервые перешагнул порог храма Мельпомены.

Столь крупный юбилей – это всегда вызов: может ли театр сегодня соответствовать своей большой истории и так же высоко держать планку? Готов ли театр быть современным и актуальным? Может ли он конкурировать с ведущими музыкальными театрами страны?

Сегодня коллектив переживает непростые времена как в экономическом, так и в творческом плане.

Недавно в Музыкальном театре была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения требований по использованию субсидий на выполнение госзадания и средств от приносящей доход деятельности. В результате был выявлен целый ряд нарушений на общую сумму 61 921,94 тыс. рублей. Директору учреждения Борису Ротбергу направлено представление для устранения нарушений.

Работа учреждения была признана неудовлетворительной. Комиссия приняла решение: поручить директору театра разработать план по оздоровлению учреждения и исполнению госзадания.

Согласно отчету за I полугодие 2017 года не выполнен ряд показателей, характеризующих объем и качество работы учреждения. Число зрителей на спектаклях в среднем составляет 39 406 человек при плановом показателе 102 810. Исполнение – 38,33 процента. Средняя наполняемость залов – 35,7 процента при плановом показателе 60,94 процента.

Как известно, театр начинается с вешалки… Эта фраза стара как мир. Но всякий раз жизнь подтверждает ее истинность. Уникальное здание, построенное почти сорок лет назад, требует ремонта. Даже неискушенные зрители – а специалисты тем более! – обращают внимание на оборудование, с которым приходится работать артистам. Света в зале мало, сцена неудобная, оставляет желать лучшего звук… Возможно, поэтому билеты не раскупаются?

Впрочем, история музыкального театра знает и более тяжелые времена или, если говорить современным казенным языком, материально-технические трудности. Но при этом труппа собирала полные залы, жила насыщенный творческой жизнью.

Сегодня в Омском музыкальном служат опытные мастера Сергей Флягин, Ирина Трусова, Анатолий Мотовилов, Владимир Миллер…. Обновляется репертуар. Однако по-настоящему громких, ярких постановок, о которых бы говорили не только омичи, но и экспертное сообщество за пределами региона, в театре не было давно. Зрители стали забывать и о крупных фестивалях. Обидно, что гордое имя Омского музыкального чаще звучит, когда на сцене выступают артисты эстрады, устраивающие чесовые турне. Или когда из-за нераспроданных билетов отменяется какая-нибудь очередная антрепризная постановка.

Надеемся, что Омский музыкальный сумеет стряхнуть с себя пыль и вернуться на ведущие роли сибирской театральной жизни.

 Мнения 

Владимир Компанейщиков,

Вице-губернатор Омской области:

- Последний раз в музыкальном театре именно на спектакле я был лет десять назад. И решил больше не ходить. По понятным причинам. Последние же несколько лет я достаточно часто бывал на различных торжественных мероприятиях, проводимых в театре. С соответствующими музыкальными и хореографическими номерами. Так что я все же имею личное представление о предмете. Знаете, что обычно убивает различные организации, компании, а не только музыкальный театр? Отсутствие воли и мужества принимать сложные и не всегда однозначные решения. Мол, зачем мне вся эта шумиха, пусть идет, как идет. Я же крайним буду. Что мне, больше всех надо?

Мне лично не все равно. Театр надо вытаскивать из того состояния, в которое его завели. И я готов вместе с теми, кто хочет предлагать и реализовывать варианты вывода театра из кризиса, заниматься этим. Да, на приведение театра в отвечающий всем современным стандартам вид нужны огромные деньги – не одна сотня миллионов рублей. Их не будет в ближайшие годы. Но это не означает, что и делать ничего не надо.

 Юрий Трофимов,

Министр культуры Омской области:

 – Театр должен быть современным. Я с огромным уважением отношусь к его директору Борису Львовичу Ротбергу, как к человеку с огромным опытом. Тема будущего музыкального театра очень важна, сейчас мы обдумываем программу развития театра.

 Комментарий

 Олег Лоевский, театральный критик:

 – Театр сам решает, по какому творческому пути ему идти. Директорский театр себя зарекомендовал на каком-то этапе, когда не было молодых режиссеров и возникали финансовые сложности. Сейчас, несмотря на кризис, есть понимание, в каких бюджетах мы существуем. Поэтому, на мой взгляд, директорский театр должен уступить место художественному лидеру. Этот лидер может быть режиссером, критиком или просто человеком, прекрасно разбирающимся в современных течениях. У него должно быть понимание программы и понимание сегодняшней ситуации плюс областная или городская поддержка. Без этой поддержки сложно что-то делать, ведь предстоит решать целый комплекс проблем, которые, например, решил Свердловский театр музыкальной комедии.

Там главный режиссер Кирилл Стрежнев смог изменить классический советский театр в сторону современности, найти новый репертуар, режиссеров, тексты, заниматься конкурсной деятельностью – искать молодые голоса.

Есть и другой путь, антрепризный, когда создается один спектакль, например мюзикл. Проводятся кастинги, репетиции, спектакль отыгрывается два месяца, потом запускается новый. Это тоже вариант. Но в любом случае нужен человек с идеями и волей, который это будет реализовывать.

Особенность любого директора – желание оставаться абсолютным хозяином. Тем важнее найти ему художественного лидера – единомышленника, с которым они составят единое целое и позволят театру развиваться.

Распечатать страницу

Материалы свежего номера

Тема номера

Чайковский в честь Виталины

Чайковский в честь ...

На Олимпиаде в Токио омская спортсменка завоевала ...

Информбюро

По маршруту без поломок

По маршруту без поломок

В муниципальном «Пассажирском предприятии № 8» ...

Власть

«Агро-Омск»: снова онлайн

«Агро-Омск»: снова онлайн

Вчера в столице региона начала работу ежегодная ...

Политакцент

Голосование  в прямом эфире

Голосование в прямом ...

В Омске будет организован ситуационный центр по ...

Социум

«Нас мотивируют дети...»

«Нас мотивируют дети...»

Многодетная семья из Омска стала лучшей в России.

Село

«Агростартап» – шанс на успех

«Агростартап» – шанс на ...

Государственные гранты помогают сельчанам ...

Ситуация

Выбросов станет меньше

Выбросов станет меньше

Омская область получит более 600 млн рублей на ...

Закон и порядок

Под прокурорским надзором

Под прокурорским надзором

Омск с рабочим визитом посетил заместитель ...

Актуально

О чем говорит «индекс борща»?

О чем говорит «индекс ...

Цены на овощи в регионе стабилизируются с новым ...

Спецпроекты

Маршрутами истории

Маршрутами истории

Достопримечательности Большеречья – это не только ...

Земляки

Подарок от мастера

Подарок от мастера

После публикации «ОП» жизнь омского пенсионера ...

Крупным планом

Впереди – новые открытия

Впереди – новые открытия

В регионе в рамках нацпроекта «Культура» в этом ...

Фотопроект

ДОСТОЕВСКИЙ.ОМСКЪ

ДОСТОЕВСКИЙ.ОМСКЪ

В Воскресенском соборе работает выставка ...

Добавить комментарий